Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 8
Глава 2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 10
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 10
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 14
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 16
Глава 3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ 19
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 19
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Следует заметить, что в 
отличие от прошлых стратегий, исходивших 
из наивного представления о 
Программа социально-экономического развития страны определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.
В связи с этим Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Для этого требуется создание 
эффективной экономической 
Программой предусматривается 
разработка механизмов, направленных 
на повышение эффективности 
Федеральные целевые программы, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы 
являются одним из важнейших средств 
реализации структурной политики государства, 
активного воздействия на его 
социально-экономическое 
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
В современном российском 
обществе и государстве реализуются 
экономическая, социальная, административная, 
муниципальная и иные виды реформ. 
В этих условиях особенную актуальность 
приобретают проблемы соответствия 
целей реформирования социальным критериям, 
оценкам социальной эффективности 
самих результатов 
В этом смысле проблемы государственного управления объективно оказываются в центре внимания современного социологического знания. С точки зрения социологии управления, государство остается важнейшим субъектом социального управления, осуществляющим регулирование общественных отношений, при котором формируется, поддерживается и воспроизводится комплекс благоприятных условий (экономических, социальных, политических, культурно-идеологических) существования индивидов, социальных групп, общностей, происходит удовлетворение жизненно важных социальных потребностей и интересов людей (населения). Вместе с тем, в рамках социологии не может не осуществляться постоянное соотнесение самих целей государственного управления с реальными темпами социально-экономического развития, воспроизводства личности, социальных групп, общностей, социокультурной динамикой, уровнем адаптивных способностей и возможностей общества.
На 
данный момент можно определить следующие 
особенности совершенствования 
организации социального 
Во-первых, это концентрация государственного управления страны в процессах выработки общенациональных целей, управленческих решений вокруг собственно социальных приоритетов: благосостояние, качество жизни, занятость, общественная безопасность, мир, стабильность социальных институтов, гарантированный уровень социальных расходов, социальная ориентация производства, сильная социальная политика. Это позволяет осознавать, что именно в социальных факторах заложены мощные средства оживления производства, оздоровления общества, предотвращения конфликтов, возникающих в ходе любого реформирования. Прямым подтверждением важности указанных вопросов являются последние социальные инициативы главы российского государства В.В. Путина, ставящие в центр внимания законодательной и исполнительной властей вопросы образования, жилья, здоровья нации, а также реализацию на всех уровнях организации государственной власти соответствующих указанным социальным приоритетам целевых проектов общенационального значения;
Во-вторых, роль изучения теоретических, методологических и праксеологических оснований комплексного государственного программирования в социальной сфере в предметной области социологии управления. Можно утверждать, что государственное управление, обретая вид и форму конкретных социальных проектов (программ), становится практическим средством осуществления активной социальной политики, охватывающей, по сути, все стороны социальной жизни, все области социальной сферы, а социальная политика становится главной, основной областью самореализации и материализации потенциала государственного управления.
В-третьих, потребность совершенствования научного и методического обеспечения деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и управления, информационной основы для ведения аналитической работы, позволяющей адекватно оценивать состояние и эффективность разрешения социальных программ.
В-четвертых, необходимость проектирования системы социологического обеспечения государственного программирования в социальной сфере, связанного с разработкой организационно-нормативной базы ее функционирования, приоритетных направлений исследований, механизмов включения в процессы подготовки и выработки государственных управленческих решений, ресурсного обеспечения.
Одним 
из главных направлений 
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития
В условиях современного развития экономических 
отношений рынок труда занимает 
важное место. С одной стороны, он 
является элементом экономической 
системы и от эффективности его 
функционирования зависят национальное 
благополучие, стабильность общества 
и эффективность социально-
Имеем следующие статистические данные о численности экономически активного и неактивного населения. (Табл.1)
                              
Численность экономически активного и неактивного населения
2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2011  | |
Численность экономически активного населения  | 
  75159  | 
  75756,6  | 
  75657,7  | 
  75439,9  | 
  75752  | 
Из них, занятого в экономике населения  | 
  70570,5  | 
  70965,1  | 
  69284,9  | 
  69803,6  | 
  70731,8  | 
Из них, безработного населения  | 
  4588,5  | 
  4791,5  | 
  6372,8  | 
  5636,3  | 
  5020,2  | 
Численность экономически неактивного населения  | 
  67041  | 
  66243  | 
  66242  | 
  66460  | 
  67148  | 
С помощью метода экстраполяции составим прогноз на следующие 3 года. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.
Рассчитаем среднегодовой 
темп роста численности экономически 
активного и неактивного 
,
Где K – среднегодовой темп прироста
n – число периодов динамического ряда
In – численность населения в отчетном периоде, тыс. чел
Io – численность населения в базисном периоде, тыс. чел.
Среднегодовой темп прироста:
экономически активного населения =1,004
занятого населения =1,001
безработного населения =1,046
экономически неактивного населения = 1,0008
Зная среднегодовой темп прироста рассчитаем численность населения на прогнозный период 2012-2014 год. (табл.2)
Таблица 2
Численность экономически активного и неактивного населения на прогнозный период 2012-2014 год.
2012  | 
  2013  | 
  2014  | |
Численность экономически активного населения  | 
  76050,25  | 
  76349,68  | 
  76650,28  | 
Из них, занятого в экономике населения  | 
  70804,2  | 
  70870,47  | 
  70930,2  | 
Из них, безработного населения  | 
  5246,05  | 
  5479,21  | 
  5720,08  | 
Численность экономически неактивного населения  | 
  67201,56  | 
  67255,17  | 
  67308,82  | 
Как мы видим из прогноза численность населения в целом по стране возрастет и к 2014 году составит 143959,1 тыс. человек. Численность активного населения так же повышается и составляет 76650,28 тыс. человек, а неактивное составит 67308,82 тыс.человек.
В данном прогнозе высока степень верификации, так как мы не учитываем всех тех факторов которые могут повлиять на состав и структуру числа рабочего населения. Этот прогноз можно назвать сверхоптимистичным.
 
Заключение
В данной курсовой работе мы 
рассмотрели множество 
Прогностическая деятельность начиная с дореволюционного периода претерпела много изменений, в настоящее время она регламентируется Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Разработка государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы содержат анализ ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ