Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 8
Глава 2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 10
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 10
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 14
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 16
Глава 3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ 19
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 19
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 8
Глава 2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 10
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 10
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 14
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 16
Глава 3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ 19
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 19
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
 
Переход России к новой 
системе экономических 
В советский период прогнозирование 
представляло собой четкую централизованную 
систему, состоящую из иерархически 
подчиненных друг другу территориальных 
и региональных прогнозов. Переход 
к рыночной экономике, характеризующийся 
активной регионализацией экономического 
и политического пространства, привел 
к тому, что вышеназванная 
Прогнозирование является одним 
из решающих элементов эффективной 
организации управления территориями 
любого таксономического уровня, вследствие 
того, что качество принимаемых решений 
в большой степени определяется 
качеством прогнозирования их последствий. 
Поэтому решения, принимаемые в 
настоящем, должны опираться на достоверные 
оценки возможного развития изучаемых 
явлений и событий в будущем. 
В Российской Федерации до последнего 
времени прогнозы социально-экономического 
развития разрабатывались в целом 
по стране, по народнохозяйственным комплексам 
и отраслям экономики, а также 
по регионам. То есть, процесс прогнозирования, 
как правило, строился сверху вниз. 
В основном, прогнозированием занималось 
Правительство РФ, в частности 
Министерство экономического развития 
и торговли РФ. На уровне отдельных 
регионов (субъектов РФ, федеральных 
округов и муниципальных 
Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.
Объект исследования – система государственного прогнозирования в РФ.
Предмет исследования – исследование сущности, структуры и технологии государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ.
 
Всякое экономическое явление может быть познано в развитии. В связи с этим представляет интерес исторический аспект развития прогнозирования, методологии и практики планирования, раскрывающий их объективные корни и формирование конкретных условий их становления.
В России до революции прогнозирование и планирование осуществлялось по линии эволюционного развития экономики. После революции, уже в 20-е годы появилось планирование на макроуровне. В 1920 году была начата разработка плана ГОЭРЛО (Государственный план электрификации России), который помимо прямого назначения положил начало экономическому районированию страны, увязывая развитие основных отраслей экономики с наличием источников сырья, топливоэнергетических ресурсов и потребителей. В 1921 году была создана общегосударственная плановая комиссия (Госплан). Контрольные цифры первых годовых планов, вплоть до 1931 года, не носили для предприятий обязательного характера, за исключением наиболее значимых. С 1928 года стали разрабатываться пятилетние планы. Позже плановая система управления экономикой постепенно превратилась в жесткую командно-административную и только в 1965 году начал осуществляться некоторый переход к экономическим методам управления, на первое место была поставлена прибыль, а не выполнение плана, расширена сфера товарно-денежных отношений и др.
С конца 1960-х годов начала 
осуществляться коренная перестройка 
управления экономикой. В 1987 году был 
намечен ряд мер по переходу от 
административных к экономическим 
методам управления, внедрению на 
предприятиях хозяйственного расчета 
и самофинансирования. Предприятиям 
доводились только ориентирующие контрольные 
цифры, а также государственный 
заказ, лимиты и экономические нормативы. 
С 1990-х годов в связи с 
В Российской Федерации система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно ст. 1 названного закона государственное прогнозирование социально-экономического развития — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночной экономики. Таким образом, закон связывает прогнозирование с рынком.[2]
Прогнозы социально-
Результаты государственного 
прогнозирования используются при 
принятии органами законодательной 
и исполнительной власти Российской 
Федерации конкретных решений в 
области социально-
Социально-экономические прогнозы имеют макроэкономический, отраслевой, ведомственный, территориальный разрезы и разрабатываются в целом по России, по народнохозяйственным комплексами и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-
Прогноз социально-экономического 
развития на долгосрочную перспективу 
разрабатывается на 5 – 10 и более 
10 лет. Он необходим в первую очередь 
при реализации крупных дорогостоящих 
проектов, когда ошибки в масштабах 
строительства, сроках, окупаемости 
могут очень дорого обходиться обществу. 
В основу долгосрочного прогноза 
закладываются тенденции 
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на срок от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
При прогнозировании могут 
Верификация - процедура оценки достоверности прогноза. Прогнозу присуща значительная степень неопределенности, которую необходимо измерить, прежде чем принимать управленческое решение, использовать в экономическом анализе информацию о будущем и гипотезы о перспективах развития тех или иных больших систем. Разрабатывая прогнозы, специалисты заинтересованы в повышении их надежности. [6, c.59]
Основные причины отклонения прогноза от реальности:
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса
Государственное прогнозирование и планирование осуществляется в несколько этапов, обязательность которых предопределяется как нормативно-правовыми актами, так и сложившейся практикой.
Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:
1. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ "О разработке прогноза СЭР страны на год", которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.
2. Министерство экономического 
развития и торговли 
Данные показатели разрабатываются 
как правило в двух вариантах, 
которые в комплекте с 
3. Министерства ведомства 
и регионы с учетом исходных 
показателей, предложенных 
4. Министерство экономического 
развития обобщает полученную 
информацию, уточняет, балансирует 
прогнозные параметры и 
5. Начиная работу параллельно 
с Министерством 
Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ