Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:43, курсовая работа
Особое место среди международных валютно-кредитных институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ).
МВФ наряду с МБРР были учреждены на международной валютно-финансовой конференции (1-22 июня 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Их создание было направленно на восстановление экономики стран, пострадавших в ходе Второй мировой войны, обеспечение относительной валютной стабильности в мире и расширение рынков.
Введение
Международный Валютный фонд
Как организована деятельность МВФ
Роль МВФ в либерализации отношений между странами
Совершенствование механизмов МВФ. Взаимодействие с национальными экономиками по укреплению стабильности мировой валютной системы
Обзор инструментов МВФ и новых функций
Заключение
Список используемой литературы
В соответствии с зафиксированными в Статье I Соглашения об МВФ задачами Фонд
Новые члены
МВФ могут сохранять или
В Статье VIII Статей Соглашения об МВФ содержатся обязательства стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и прибегать к множественности валютных курсов.
По состоянию на 2006г. уставной капитал Фонда составляет около 213,478 млрд. SDR(СДР). Уставной капитал формируется за счет взносов стран-членов, каждая из которых обычно выплачивает 25% своей квоты в СДР или валюте других членов, а остальные 75% - в национальной валюте.
Величина квоты, выраженная в СДР, зависит от доли страны в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП, объем текущих операций платежного баланса и официальные золотовалютные резервы. От размера квоты зависит число голосов стран-членов в МВФ. Кроме того, к 250 «базисным» голосам добавляется по 1 голосу на каждые 100 тысяч СДР квоты.
Помимо количества голосов, величина квоты влияет на возможность доступа к средствам Фонда.
Однако с учетом того, что спрос на ресурсы МВФ стал менее предсказуемым ввиду взросшей роли потоков капитала, зависимость между квотами и доступом к средствам Фонда с годами стала более эластичной. Освобождение от лимитов доступа к ресурсам МВФ, установленных Статьями Соглашения об МВФ, предоставляется в соответствии с операционными требованиями.
По состоянию на 2006г. наибольшую квоту в капитале МВФ и, соответственно, наибольшее число голосов в Фонде имеют США (17,08% общего числа голосов), Япония (6,13%), ФРГ (5,99%). Для принятия принципиальных решений в Совете управляющих МВФ требуется простое (70%) или квалифицированное (85%) большинство голосов. Система распределения голосов в МВФ по капиталу позволяет узкому кругу развитых стран контролировать деятельность Фонда. В результате, обладая квалифицированным большинством, США и развитые страны, которые располагают в совокупности 62% голосов, имеют возможность блокировать решения Фонда по наиболее важным вопросам, затрагивающим функционирование современной мировой валютной системы.
Так как
развивающиеся страны располагают
в совокупности около 26% голосов, то
они не могут оказывать реальное
воздействие на реформирование Фонда.
Вместе с тем при наличии
Изначально квоты стран-членов были установлены в 1944г. на Бреттон-Вудской конференции. Однако с целью обеспечения и поддержания достаточного объема финансовых ресурсов, которые используются для финансирования стран в случае возникновения кризисных ситуаций в международной экономике, величина квоты страны-члена в Фонде может быть пересмотрена один раз в 5 лет.
Помимо квот стран-членов, другим источником финансирования операций Фонда являются соглашения о займах. Фонд заимствует средства у стран членов и МФО.
Как правило,
средства МВФ пополняются в рамках
двух постоянно действующих
МВФ производил
крупные заимствования в
Использование
договоренностей о займах с кредиторами
позволяет укреплять
5. Совершенствование механизмов МВФ
В целях
соответствия деятельности меняющимся
потребностям мировой финансовой системы
и мировой экономики, руководство
Фонда постоянно стремится
В первые послевоенные годы США принадлежало 60% официального мирового запаса золота. Так как разоренные войной страны стремились покупать товары в США, то справедливо возникал вопрос о «нехватке долларов». Это создало основу для более активного использования доллара в качестве международного средства расчетов. В этих условиях в 1945-1960гг. МВФ способствовал переходу стран к конвертируемости валют по текущим платежам и отмене ограничений на торговлю и платежи, введенных в довоенный период и во время войны.
Страна, испытывающая трудности с финансированием текущих операций, для снятия напряженности в системе жестко фиксированных по отношению к доллару США курсов, могла обратиться к средствам МВФ.
Система валютного паритета успешно служила мировому сообществу около 25 лет. Однако она прекратила свое существование в начале 1970-х гг., когда золотые запасы США оказались недостаточны для удовлетворения спроса на золото со стороны всех желающих, для которых возможность получить унцию золота за 35 долларов США представлялась слишком заманчивой сделкой. В марте 1968г. доллар перестал быть реально конвертируемым, а в августе 1971г. президент США Р. Никсон объявил о временном прекращении конверсии долларов США.
Создание СДР.
Поскольку добыча золота была недостаточно ненадежным источником пополнения валютных резервов, то решение проблемы представлялось в создании нового международного резервного актива, который бы мог использоваться в дополнение к доллару США или золоту для хранения официальных резервов.
В этой связи в целях погашения пассивного сальдо платежного баланса в периоды системных кризисов, МВФ в дополнение к существующим резервным активам создал новый – специальные права заимствования (СДР), которые являются международными счетными единицами и распределены между стран-членов МВФ пропорционально их квоте в Фонде.
Попытка
решений возникшей тогда
Заключив
постоянно действующие
Вторая серия поправок.
Вторая серия поправок к Статьям Соглашения об МВФ (1976-1978гг.) определила основные принципы деятельности Ямайской валютной системы, сменившей Бреттон-Вудскую. Фонд выступил за демонетизацию золота и за ослабление его роли в мировой финансовой системе.
В настоящее время Статьи Соглашения об МВФ ограничивают использование золота в операциях МВФ. Фонд может продавать и принимать золото в счет погашения обязательств страны члена перед МВФ по рыночным ценам. Однако Фонд не имеет права покупать золото и участвовать в таких операциях с золотом, как кредитование, аренда, свопы и использование золота в виде залога. Решение о проведении Фондом любой операции с золотом принимается 85% от общего числа голосов.
Представляется, что рассмотренные в работе причины отказа от золота в качестве основного резервного актива не позволят его возродить в качестве основной резервной валюты мира.
Создание
СДР содействовало укреплению и
развитию международных валютно-
Вместе
с тем функционирование СДР обеспечивает
стабильность в мировой валютно-финансовой
системе и позволяет
Плавающий и твердый валютные курсы.
Вопрос
выбора режима валютного курса играет
ключевую роль в программах МВФ, поскольку
является одним из важнейших параметров,
от которого зависят развитие экономики
страны, ее место в мирохозяйственных
связях и эффективность
Различные варианты фиксированного курса сыграли положительную роль в стабилизации экономики ряда стран и способствовали усилению притока в эти страны прямых иностранных инвестиций.
С введением
системы плавающих валютных курсов
МВФ увеличил свою возможность влиять
на развитие международной валютно-
С началом процессов реформирования в бывших социалистических странах МВФ в определенной степени сконцентрировался на оказании содействия странам с переходной экономикой. МВФ ввел временный кредитный механизм для облегчения интеграции стран с бывшей централизованно планируемой экономикой в мировую рыночную систему. В то же время в силу процессов глобализации мировой экономики Фонд учитывал интересы развитых и развивающихся стран.
Рекордные объемы заимствования по линии МВФ пришлись на 1997-1999гг. Сумма заимствования в этот период времени составила 120 млрд. долл. США странам Центральной и Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Третья серия поправок.
В 1990-1992гг. Фондом была внесена Третья серия поправок к Статьям Соглашения об МВФ, предусматривающая введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые и иные обязательства перед Фондом.
Информация о работе МВФ и его место в мировой валютной системе