Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

       - обязанность не применять в  международной торговле принудительные  меры, направленные на извлечение  выгоды или ущемление прав  других государств;

       - обязанность государств не обусловливать  оказание экономической помощи развивающимся странам требованиями политического и военного характера.

       Взаимная  выгода не всегда сводится к материальной взаимности. Материальная взаимность - лишь частный случай взаимной выгоды. Как правило, взаимовыгодность оценивается  государствами в контексте достаточно широких комплексов экономических и политических взаимоотношений.

       Принцип недискриминации в торговле.

       Данный  принцип имеет характер общеобязательной обычно-правовой нормы и подтвержден  в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Он означает:

       - право государства не подвергаться  дискриминации, пользоваться общим  для всех режимом в отношении  доступа товаров на иностранный  рынок, в отношении условий  деятельности физических/юридических лиц на иностранном рынке;

       - обязанность предоставлять иностранным  товарам, иностранным физическим/юридическим  лицам одного государства режим  не менее благоприятный, чем  товарам и лицам любого третьего  государства; не допускать различий между ними в ущерб отдельному государству/государствам; не выдвигать дополнительных условий;

       - право предоставлять иностранным  товарам, иностранным физическим/юридическим  лицам какого-либо государства-партнера  более благоприятные условия  по сравнению с общим недискриминационным режимом;

       - право на защиту национального  рынка от иностранного импорта,  наносящего ущерб экономике, путем  принятия законных ограничительных  мер при одинаковых обстоятельствах  к товарам, физическим/юридическим  лицам любого государства без каких-либо различий;

       - обязанность развитых стран не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики.

       Вместе  с тем, следует иметь в виду, что современный экономический  правопорядок, в основе которого находится система ВТО/ГАТТ, рассчитан на взаимодействие государств с рыночной экономикой. В этом смысле он сориентирован на дискриминационный режим в отношении государств с планово-централизованной, государственно-монополистической экономикой, хотя в рамках конвергенции и интеграции национальных экономик таких государств становится все меньше и меньше.

       Принцип наибольшего благоприятствования22.

       Данный  принцип вытекает из системы двусторонних торговых договоров, существующих между  государствами, текста ГАТТ, последующих решений, соглашений в ВТО / ГАТТ. Он подтвержден в «Принципах» ЮНКТАД 1964 г., Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Рекомендации о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования содержались в резолюциях международных экономических конференций 1922 г. и 1927 г. (Женева), проходящих под эгидой Лиги наций.

       Подводя итог, можно выделить следующее: международный  правопорядок в области международной  торговли определяют его основополагающие документы и принципы, которые основаны на обеспечении не формального, а фактического равенства между странами, что предполагает предоставление определенных преимуществ развивающимся странам, а также достижение максимальной открытости национальных рынков, что часто приходит в противоречие с принципом протекционизма. На противоречии между принципом протекционизма и фритредерства, а также между интересами разных стран, в особенности развитых и развивающихся (противоречие между Севером и Югом) и вырастают основные проблемы в области международного регулирования мировой торговли. 

       Таковы  основные принципы правового режима международной торговой системы. Однако на практике воплощение их в жизнь  сталкивается с определенными проблемами. Рассмотрим эти проблемы.

 

     ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

     3.1 Принципы регулирования  мировой торговли ВТО/ГАТТ

 

       С самыми большими проблемами на практике сталкивается применение принципа наибольшего  благоприятствования. В принципе, единственным возмещением при реализации принципа наибольшего благоприятствования должно быть ответное предоставление режима наибольшего благоприятствования. В двусторонности обязательства и заключается выгодность принципа наибольшего благоприятствования для бенефецирующего государства и для сообщества государств.

       Однако  на практике предоставление режима наибольшего  благоприятствования зачастую обусловливалось  требованиями со стороны бенефицирующего  государства от бенефициара:

       - определенных компенсаций;

       - материальной взаимности (условий взаимного режима);

       - предоставления займов;

       - условий для проникновения на  рынок услуг бенефициара; 

       - улучшения условий для физических/юридических  лиц на иностранном рынке; 

       - урегулирования финансовых и  имущественных претензий;

       - расширения контактов в области культуры и информации;

       - а также политическими условиями.

       Принцип наибольшего благоприятствования  тесно связан с принципом недискримннации. Принцип недискриминации не позволяет  ухудшать условия, а принцип наибольшего  благоприятствования препятствует постепенному накоплению условий для «положительной» дискриминации в пользу лишь отдельных государств. При универсальном применении принципа наибольшего благоприятствовния в таможенно-тарифной сфере произошло своего рода «наложение» одного принципа на другой, и они «работают» в новом, качественном единстве. В этих условиях не только дискриминация является отрицанием принципа наибольшего благоприятствования, но и отказ в режиме наибольшего благоприятствования представляет собой дискриминацию. Из этого следует, что в современных условиях отрицание или ущемление принципа наибольшего благоприятствования в данной сфере - это нарушение юридического характера.

       Принцип наибольшего благоприятствования  в системе ВТО/ГАТТ распространяется в безусловной форме на экспортные, импортные, транзитные операции, платежи по экспортным/импортным операциям, таможенные пошлины, любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, на все правила и формальности, с ними связанные. Согласно Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС) принцип наибольшего благоприятствования применяется также в сфере международной торговли услугами при трансграничном движении услуг. Согласно Соглашению по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (ТРИП, или ТРИПС), применение принципа наибольшего благоприятствования, наряду с национальным режимом, предусматривается в области прав интеллектуальной собственности.

       Таким образом, принцип наибольшего благоприятствования  в международной торговой системе означает следующее:

       - право государств на максимально  благоприятные ставки таможенного  тарифа на иностранной таможенной  территории в отношении своих  товаров, а также на максимально  благоприятные сборы в связи с импортом, экспортом, транзитом;

       - обязанность государств распространять  на иностранные товары максимально  благоприятные ставки таможенных  тарифов и сборов;

       - право не предоставлять государствам-бенефициарам  в силу предоставления наибольшего  благоприятствования те преференциальные ставки, сборы и другие преимущества (например, отмена ставок и сборов), которые имеют место в приграничной торговле; в торговле с развивающимися странами в рамках ОСП; в отношении государств, не имеющих выхода к морю; вытекают из участия в экономических интеграционных объединениях;

       - право бенефицирующего государства  предоставлять третьим государствам  максимально благоприятные условия  в более широкой сфере взаимоотношений,  чем таможенно-тарифная сфера,  без обязанности распространять эти условий, на бенефициара, если только такое распространение в более широкой сфере не предусмотрено договором между бенефицирующим государством и бенефициаром.

     3.2 Интеграция в мировую торговую систему развивающихся стран

 

       Принцип преференций для развивающихся  стран также провоцирует определенные проблемы.

       Данный  принцип провозглашен в «Принципах»  ЮНКТАД 1964 года, закреплен в тексте ГАТТ, последующих решениях, соглашениях  в системе ВТО/ГАТТ, Хартии экономических  прав и обязанностей государств 1974 года, Белградском Договоре о глобальной системе торговых преференций 1988 года (вступил в силу 19.4.89 г.) и др.

       Секретариат ЮНКТАД таким образом мотивировал  необходимость в данном принципе (док. ООН TD/B/C.2/A.C.1/7): «Традиционный принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенстве режимов, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но в действии тельности равносильно неравенству режима. Отсюда необходимость предоставления преференций в пользу развивающихся стран».

       Данный  принцип означает следующее:

       - право развивающихся стран на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;

       - право развивающихся стран не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими развивающимися странами;

       - право развивающихся стран на применение субсидий, в том числе экспортных, в целях социально-экономического развития;

       - обязанность развивающихся стран не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики;

       - обязанность развитых государств  снижать или отменять пошлины на товары развивающихся стран без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;

       - обязанность развивающихся стран по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для развитых государств в международной торговле.

       Рассмотрим, какое колоссальное значение имеет  торг за статус развивающейся страны при вступлении в ВТО, и как неоднозначно рассматривают национальные экономические субъекты интеграцию своей страны в мировую торговую систему на примере КНР.

       В рамках переговоров с ВТО в  Китае под эгидой Госсовета была проведена кропотливая подготовка к вступлению в эту организацию. Силами центрального и местных правительств, а также АОН КНР были организованы всесторонние и тщательные исследования национального предпринимательства. Для всех отраслей промышленности и сферы услуг были детально просчитаны их сравнительные преимущества и недостатки, изучены различные ситуационные варианты изменения их положения после вступления страны в ВТО и в свете этого выработаны базовые рекомендации по дальнейшему развитию данных отраслей. Были предприняты практические шаги по реформированию предприятий государственного сектора, повышению его конкурентоспособности, а также по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

       Вместе  с тем условия вступления КНР  в ВТО, уступки со стороны Китая  другим странам определялись на самом  высшем уровне, как правило, без консультаций и согласования позиций с соответствующими министерствами или крупными компаниями, причем информация об условиях вступления в эту организацию держалась в секрете. После того как она была подвергнута огласке (американцы, отклонив заявку КНР в апреле 1999 г., разместили текст документов, содержащих условия присоединения Китая к ВТО в интернете), среди китайских компаний прокатилась волна возмущения. Затронула эта волна возмущения и финансовые компании23. Фирмы, действующие в сфере финансов, дали понять правительству, что уступки, на которые оно идет, являются чрезмерными, что многие компании не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Однако было уже поздно, и повлиять на изменение условий не удалось24.

Информация о работе Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли