Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

       Еще в ходе работы в Женеве по подготовке гаванской конференции группа из 23 государств провела переговоры о тарифных уступках и 30 октября 1947 года подписала Заключительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Обязывающий характер положений ГАТТ проистекал для государств-учредителей из Протокола о временном применении ГАТТ от 30.10.47 г., а для присоединившихся впоследствии государств - из соответствующих протоколов о присоединении.

       Страны-участницы  обязывались соблюдать общие  принципы I-IV и IX глав Гаванской Хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части П (ст. ст III-XXIII ) ГАТТ подлежали применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством. С 1 января 1948 года Протокол о временном применении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось, в основном, под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась большая часть государств21. Развивались и административная, политическая, правовая инфраструктуры ГАТТ. По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986 - декабрь 1993 гг.), как уже говорилось, была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО подписано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 года 104 государствами. С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. В течение 1995 - 1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стал составной частью ВТО. В настоящее время членами ВТО являются более 120 государств; еще около 30 государств, в том числе и Россия, находятся в процессе присоединения.

       Соглашения, входящие в систему ВТО/ГАТТ, регулируют практически все важнейшие аспекты  международной торговли: применение принципа наибольшего благоприятствования и исключений из него, тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных мер, преференций и др. В рамках ВТО/ГАТТ функционируют: Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИП, или ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о правительственных закупках, Соглашение по гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ, или ТРИМС) и др.

       С принятием тем или иным государством на себя обязательств по ГАТТ (ВТО/ГАТТ) отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с  другими государствами-участниками  двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров было либо приостановлено полностью или частично, либо прекращено. Если в системе ГАТТ преобладающая часть норм Генерального соглашения подлежала применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством (т.е. как бы закреплялся приоритет внутреннего права по сравнению с правилами ГАТТ), в системе ВТО произошло усиление международно-правового режима и обеспечивается приоритет международно-правовых норм. Кроме того, в системе ВТО/ГАТТ в результате заключения ряда соглашений произошла своего рода дифференциация существовавшего правопорядка. Так, в соответствии с Соглашением о торговле гражданской авиатехникой, страны-участницы отменила все таможенные пошлины, другие виды обложений, а также количественные ограничения импорта гражданской авиатехники, несовместимые с положениями ГАТТ. В рамках Соглашения образовалась зона особых условий торговли гражданской авиатехникой. Принцип наибольшего благоприятствования, действующий в ВТО/ГАТТ, не гарантирует получения участниками ВТО/ГАТТ тех преимуществ, которые вытекают из Соглашения о торговле гражданской авиатехникой. Условием получения этих преимуществ является обязательное присоединение к нему. Таким образом, наряду с режимом ГАТТ, появился международно-правовой режим соглашений, выработанных в рамках многосторонних переговоров (МТП) ГАТТ. Впрочем, все эти «режимы» являются составной частью системы ВТО/ГАТТ, а членство во многих соглашениях МТП после Уругвайского раунда и с образованием ВТО становится обязательным.

       В ряде случаев многостороннее регулирование в международно- торговой системе и вне системы ВТО/ГАТТ схватывает лишь отдельные товарные рынки, как, например, это имеет место с международными товарными соглашениями: по сахару, пшенице, какао, кофе, олову, каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу, цинку. Цель этих соглашений - регулировать транснациональные рынки товаров, обеспечить их устойчивость, согласовать интереса стран-экспортеров и стран-импортеров, установив надлежащее соотношение между спросом и предложением, путем применения системы квот, стабилизационных запасов, гарантированных обязательств на покупку и продажу. На основе ряда товарных соглашений (по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы соответствующие международные органы.

       В 60-е гг. XX в. появились первые организации  стран-производителей сырьевых товаров. Так, в сентябре 1960 года на Багдадской конференции была создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), задачи которой состояли в координации торговой и ценовой политики на мировом нефтяном рынке. В 1962 году был создан Альянс стран-производителей какао; в 1968 году - Межправительственный совет стран-экспортеров меди; в 1970 году - Ассоциация стран-производителей каучука; в 1974 году - Международная ассоциация по бокситам и Союз стран-экспортеров бананов; в 1975 году - Ассоциация по вольфраму; в 1979 году - Международная ассоциация по чаю и др. Существует также большое число региональных объединений, а именно: Организация стран Латинской Америки и Антильских островов - производителей сахара (1974 г.), Организация африканских стран-производителей нефти (1987 г.), Организация стран СНГ по углю и металлам (1993 г.) и др.

       Заметное  воздействие на правовой режим международной  торговой системы оказала Конференция  ООН по торговле и развитию. В условиях биполярной структуры международных отношений, фактически в противовес Генеральному соглашению о тарифах и торговле, исполнявшему под эгидой США и вне рамок ООН, функции международной торговой организации, блок социалистических стран в союзе с развивающимися странами добивался решения вопроса о создании в ООН единого организационного аппарата по международной торговле. Эта работа началась с резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1707 (XVI) от 19.12.61 г. «Международная торговля как важнейший инструмент экономического развития» и завершилась резолюцией 1785 (XVII) от 8.12.62 г. с соответствующей рекомендацией в адрес ЭКОСОС и Подготовительного комитета Конференции. Первая Конференция ООН по торговле и развитию состоялась с 23.3. по 16.6.64 г. в Женеве. В ней приняли участие представители 119 стран. На Конференции был принят основополагающий документ под названием «Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию» и около 60 рекомендаций по вопросам торговли сырьевыми товарами, готовыми изделиями, финансированию расширения международной торговли, торговли развивающихся стран и др.

       На  Женевской Конференции ООН по торговле и развитию 1964 года развивающиеся  страны, осознав свои специфические  интересы, впервые выступили как  организованное целое в рамках образованного ими самостоятельного блока - так называемой «Группы 77». Этим самым в мировой торговой политике фактически состоялось оформление нового «центра интересов» на оси «Север - Юг» (по аналогии с противостоявшими блоками «Восток - Запад»).

       На  основании резолюции ГА ООН 1995 (XIX) от 30.12. 64 г. Конференция ООН по торговле и развитию была учреждена (ЮНКТАД) в качестве постоянного органа ГА ООН. На второй сессии ЮНКТАД в Дели в 1968 году были приняты резолюции: 15 (11) о торговых отношениях между странами с различными социально-экономическими системами, 11 (11) «Особые проблемы стран, не имеющих выхода к морю», 2-7, 12, 14 (11) по вопросам морских перевозок и международного морского приза, 21 (11) по вопросам Общей системы преференций для развивающихся стран. На последующих сессиях ЮНКТАД были приняты резолюции о разработке Хартии экономических прав и обязанностей государств, Декларации об установлении нового международного экономического порядка, об отказе от мер экономического принуждения. В рамках или под эгидой ЮНКТАД принята интегрированная программа для сырьевых товаров, создан Общий фонд для сырьевых товаров, разработаны правила контроля за ограничительной деловой практикой ТНК, кодекс в области передачи технологии и т.д.

       На  сложившийся правопорядок в области международной торговли существенное влияние оказывают интеграционные процессы, а также введенная по решению ЮНКТАД общей системы преференций для развивающихся стран, поскольку в обоих случаях речь идет об особых, преференциальных отношениях.

       Можно считать сложившимся и общепризнанным международно-правовым обычаем исключение из режима наибольшего благоприятствования  для льгот и преимуществ, которые  предоставляются в рамках зон  свободной торговли, таможенных союзов и других форм интеграционных объединений государств. Это означает, что в общем режиме наибольшего благоприятствования, основанном на положениях ВТО/ГАТТ, других многосторонних и двусторонних договоров, имеет место большое число исключений, охватывающих значительною часть экономического пространства (по оценке Всемирного банка, свыше 40 % мировой торговли). Однако следует иметь в виду, следующее:

       1) основным объектом регулирования  клаузулами (договорными положениями)  о предоставлении режима наибольшего  благоприятствования является таможенно-тарифная сфера, а поскольку по результатам международной торговой практики ГАТТ ведется линия на снижение уровня тарифных ставок и устранение в последующем тарифных барьеров, то соответственно снижается и роль принципа наибольшего благоприятствования как регулятора данной сферы (что не умаляет его значения для других сфер применения);

       2) в практике предоставления принципа  наибольшего благоприятствования  происходит своего рода «перемещение»  применения принципа наибольшего  благоприятствования с межгосударственного уровня (государство - государству) на уровень «интеграционное объединение -интеграционному объединению» (ЕС - НАФТА и др.).

       На  Женевской Конференции ООН по торговле и развитию 1964 года была принята  рекомендация о введении Общей системы преференций для развивающихся  стран (ОСП). Предусматривалась возможность изъятия из принципа наибольшего благоприятствования в пользу развивающихся стран путем предоставления им в одностороннем порядке как действующих между развитыми странами уступок, преимуществ, так и дополнительных уступок, преимуществ, которые на развитые страны вообще не распространялись бы. Развивающиеся страны получали бы право предоставлять друг другу преференции, которые также не распространялись бы на развитые страны. Таким образом, ОСП должна была стать каналом отступления от формального равенства в пользу равенства фактического. В Специальном комитете ЮНКТАД по преференциям (1970 г.) было согласовано, что преференции предоставляются индивидуально каждой развитой страной путем введения внутренним законодательством своей автономной специфической «схемы преференций». СССР ввел систему беспошлинного импорта из развивающихся стран в 1965 году. В 70-х .гг. были введены схемы преференций большинством развитых стран. В 1964 году к тексту ГАТТ была добавлена Часть IV (ст. ст. XXXVI - XXXVIII), вступившая в силу в 1966 году, смысл которой состоял в том, что развитые страны не ожидают взаимности со стороны развивающиеся государств в вопросе снижения или отмены таможенных тарифов и других барьеров. Освобождение развивающихся стран от обязательства соблюдать принцип наибольшего благоприятствования в рамках ГАТТ было оформлено в 1971 году на основании ст. XXV (п.5) ГАТТ, допускающей в исключительных обстоятельствах временное освобождение от обязательств по ГАТТ. После «Токио-раунда» (1973 - 1979 гг.) на сессии стран-участниц ГАТТ было принято решение о том, что правомерными исключениями из принципа наибольшего благоприятствования (теперь уже на постоянной, а не временной основе) признаются:

       1) тарифные преференции по общей системе преференций;

       2) предоставление более льготных  «дифференцированных» - условий в  соответствии с соглашениями, выработанными  в ходе многосторонних торговых  переговоров ГАТТ;

       3) тарифные преференции, действующие  между самими развивающимися странами;

       4) специальный режим для наименее  развитых из развивающихся стран.

       Предусматривалось, что развивающиеся страны по мере развития национальной экономики должны будут в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств, вытекающих из Генерального соглашения. Это положение формализовало градацию развивающихся стран, их расслоение, вычленение из состава развивающихся стран группы наименее развитых, группы наиболее развитых - «конкурентоспособных» - стран («новые индустриальные страны» - НИС). Схема преференций ЕЭС была введена с 01.07.71 г. и в дальнейшем она пересматривалась и продлевалась Советом ЕС. Кроме того, особая, по сути преференциальная, система (полная ликвидация тарифных барьеров без обязательной взаимности) создана ЕС в рамках Ломейских конвенций. Различия между этими системами также формализуют дифференциацию режима для развивающихся стран.

       Разумеется, правовой режим международной торговой системы находится под определенным воздействием региональных экономических комиссий ООН, ГА ООН, других органов и учреждений ООН. Именно ГА ООН приняла в 1974 году Хартию экономических прав и обязанностей государств, Декларацию о новом международном экономическом порядке. По решению ГА ООН, СБ ООН неоднократно предпринимались различные санкции экономического характера (ЮАР, Родезия, Ливия, Ирак).

       Таким образом, организации ООН, занимающиеся регулированием международной торговли были созданы под давлением развивающихся  стран несмотря на то, что организация, регулирующая мировую торговлю (ГАТТ/ВТО) уже существовала. Но постепенно ВТО также начала уделять большое внимание интересам развивающихся стран.

     2.3. Унификация норм  и документов регулирования мировых  торговых рынков: ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА

       Большое влияние на экономический правопорядок оказывают документы, принимаемые в рамках СБСЕ/ОБСЕ, в частности Заключительный акт СБСЕ 1975 года.

       В сферу международного правового  регулирования во все более широкой  степени вовлекаются вопросы, традиционно  находившиеся в ведении внутреннего права, в частности в том, что касается осуществления внешнеторговых связей между физическими/юридическими лицами разных стран. Ряд этих вопросов попадает в сферу международного правового регулирования через процессы унификации частно-правовых норм внутригосударственного права. В 1966 году в качестве вспомогательного органа ГА ООН была создана Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая занимается унификацией и кодификацией норм в области торгового и международного торгового права, а также осуществляет работу по подготовке международных конвенций. К числу международных организаций, образованных в целях содействия международной торговли, относится также Международная торговая палата, Международное бюро таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА/ЮНИДРУА) и некоторые другие.

Информация о работе Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли