Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить значимость экономического анализа с учетом характеристики его основных методов, показать связь между экономическим анализом и управлением, рассмотреть практическое применение экономического анализа на примере органов местного самоуправления.
 Для достижения поставленной  цели необходимо решение ряда  взаимосвязанных задач:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
 
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономического анализа……5
1.1. Предмет,  содержание и задачи экономического анализа………………….5
1.2. Типология  видов экономического анализа…………………………………9
1.3. Методологические  основы и методы экономического  анализа………….13
 
Глава 2.  Применение экономического анализа в органах местного самоуправления на примере Российской Федерации…………………………16
2.1. Системный подход в экономическом  анализе…………………………….16
2.2. Выборные, представительные и другие органы  местного
 самоуправления……………………………………………………………....…21
 
Глава 3. Эффективность  применения методов эконом аназа  в органах местного самоуправления……………………………………………………….41
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..53  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...56
 
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………59
Важной особенностью системного похода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. При этом системные объекты, как правило, небезразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. Системный подход используется в тех случаях, когда необходимо решение новых проблем, имеющих разветвленные связи, а решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения, когда существуют трудносравнимые варианты решений или достижения комплекса целей и требуется учет полных затрат и их эффективности, когда необходима выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы.
В теории и практике наряду с понятием «системный подход» широко используется и другое — «комплексный подход», а иногда и сочетание — «комплексный, системный подход». В ряде случаев понятия «комплексность» и «системность» употребляются как синонимы, но между ними есть существенные различия. Комплексный подход является частным случаем системного, так как при его использовании могут учитываться лишь некоторые факторы и свойства из множества возможных. Понятие «системность» характеризует целенаправленность, упорядоченность, организованность, тогда как понятие «комплексность» отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разнородность и широту охвата.25
 Как отмечает В. Н. 
Системный подход к экономическому анализу может различно пониматься. Оптнер считает, что это комплексное изучение объекта с позиции системного анализа. При этом рассматриваются системные объекты – вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.
Системность 
в экономическом анализе 
Комплексный подход к экономическому анализу обусловлен необходимостью рассмотрения всех сторон деятельности предприятия. Системный подход исследует отношения и связи комплекса сторон деятельности предприятия для определения достижения системной цели. Системность экономического анализа обусловлена следующими выражениями или проявлениями системности:
Система – это множество объектов, взаимодействующих в направлении достижения единой цели. Задачей системного анализа определить влияние отношений между элементами системы на достижение ее цели, а также влияний внешнего воздействия на состояние системы.27
Главные особенности системного подхода – динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчинённость, выделение ведущего звена. Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что даёт основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.
2.2. Выборные, представительные и другие органы местного самоуправления на примере Российской Федерации
Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации.
          По состоянию 
на 8 октября 2003 года, дату опубликования 
Федерального закона № 131, в 
Российской Федерации 
На 1 ноября 2007 года законами субъектов Российской Федерации утверждены границы 24154 муниципальных образований, из них:
Городских округов – 523
Муниципальных районов – 1799
Городских поселений - 1732
Сельских поселений – 19864
Внутригородских 
муниципальных образований 
Рисунок 
5. Распределение муниципальных 
28
         
Из общего количества 
Наибольшее 
количество муниципальных образований 
расположено в Приволжском 
Наибольшее количество муниципальных образований расположено в Республике Башкортостан – 1019, а наименьшее в Ненецком автономном округе - 21.
При этом 
самая высокая плотность 
Во всех 
субъектах Российской Федерации 
за исключением городов 
Наибольшее количество городских округов расположено в Свердловской области – 67 (73% от всех муниципальных образований области).
В 3 субъектах Российской Федерации (Тюменская область, Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) нет ни одного городского поселения.
По сравнению 
с данными на 1 января 2007 года количество 
муниципальных образований 
На рисунке 6 представлен процесс изменения количества муниципальных образований в Российской Федерации с момента установления границ муниципальных образований и наделения их соответствующим статусом.
Рисунок 6. Количество муниципальных образований
в 2005-2007 гг., ед.29
Всего с 1 апреля 2005 года установлено 114 случаев изменения границ муниципальных образований, при этом 14 случаев изменения границ произошло в Кабардино-Балкарской Республике. В Пензенской области изменены границы 6 муниципальных образований, в Челябинской и Ростовской областях – 5 муниципальных образований. Стоит отметить, что инициаторами изменения границ муниципальных образований в 20 случаях выступило население, в 82 случаях – органы местного самоуправления, в 4 – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2 – федеральные органы исполнительной власти (в Кабардино-Балкарской Республике и Мурманской области), в 6 муниципальных образованиях границы изменялись в соответствии с решениями судов.
После 1 
января 2006 года, даты, с которой начали 
применяться положения 
Федеральный закон 131-ФЗ определяет, 
что к преобразованиям 
Стоит отметить, что количество муниципальных образований разных типов изменяется вследствие смены статуса с городского поселения на сельское и наоборот, что не является преобразованием муниципального образования.
На территории Краснодарского края 27 мая 2007 года состоялось голосование по вопросу преобразования городского округа г. Ейск. В г. Ейске приняло участие 71,72% жителей, из них за включение в состав района положительно проголосовало 80,82%, в Ейском районе приняло участие 77,00% жителей, из них положительно проголосовало 84,71%. По мнению органов исполнительной власти Краснодарского края, данный положительный опыт будет применен и в дальнейшем при проведении подобного рода мероприятий. Таким образом, согласно Закону Краснодарского края от 28.06.2007 г. № 1254-КЗ «О преобразовании муниципального образования город Ейск» город Ейск лишен статуса городского округа и наделен статусом городского поселения с включением в состав муниципального образования Ейский район.
В части 
преобразования муниципальных образований, 
предусмотренного статьей 13 Федерального 
закона № 131-ФЗ, следует отметить, что 
после принятия указанного федерального 
закона в 26 субъектах Российской Федерации 
принимались законы, связанные с 
преобразованием. Вместе с тем, целым 
рядом законов субъектов 
Обращает на себя внимание и распределение населения по типам муниципальных образований (Рис. 7).
Таблица 1. Численность населения по типам
муниципальных образований
| Тип муниципального образования | Количество муниципальных  (% от общего количества) | Количество населения (% от общего количества) | 
| Городские округа | 2,2 | 38,3 | 
| Городские поселения | 7,2 | 16,1 | 
| Сельские поселения | 82,2 | 35,2 | 
| Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения | 1,0 | 10,4 | 
Как следует из представленного анализа, население Российской Федерации неравномерно распределено по различным муниципальным образованиям.30
Рис. 7. Соотношение численности населения и типов муниципальных образований, %.
Наиболее ярко это представлено на примере сельских поселений, которых в Российской Федерации 19864 или 82,2 % от общего количества муниципальных образований. При этом проживает в сельских поселениях только 35,2 % населения России. Таким образом, в одном сельском поселении Российской Федерации проживает на несколько порядков меньше граждан, нежели в одном городском округе, что сказывается эффективности деятельности данного типа муниципальных образований.
Значительный разброс в численности жителей присутствует и рамках рассмотрения одного типа муниципального образования (см. Приложение 1, Таблица 2. Численность населения в городских округах).
Если ЗАТО согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке наделяются статусом городского округа, то обращает внимание и наличие поселков, наделенных статусом городского округа.
Таким образом, при анализе численности жителей, проживающих в городских округах, следует отметить, что разброс указанного показателя наблюдается в рамках от 2 тысяч человек до 1.5 миллиона человек. Присутствуют различия и в численности жителей, проживающих в городских поселениях. Если в самом большом городском поселении проживает 245 тысяч жителей, то в самом маленьком – только 30 человек (см. Приложение 2, Таблица 3. Численность населения в городских поселениях).