5. Мафиозные структуры 
и коррупция.
6. Регионализм и сепаратизм 
– претензии регионов на все 
имеющиеся у них природные ресурсы 
(Якутия, Тюмень и др.).
Собственником всех своих 
природных ресурсов может быть лишь 
территориальное образование, способное 
к самостоятельному выживанию в 
экономическом, политическом и военном 
отношениях. Если этого нет, то регион 
не может рассчитывать на безнаказанность 
сепаратистских устремлений (отделение, 
обособление). Экономический сепаратизм 
исключает организацию рентной 
системы налогообложения, в которой 
рента с природных ресурсов, равным 
совладельцем которых является каждый 
гражданин РФ, выступает наиболее 
естественным источником пенсионных и 
других социальных выплат2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Внешнеэкономическая 
политика РФ
Внешнеэкономическая политика 
России (ВЭП) – это целенаправленные действия 
государства и его органов по определению 
режима регулирования внешнеэкономических 
связей.
Внешнеэкономическая политика 
России – это целенаправленная и комплексная 
программа действий законодательной и 
исполнительной властей по развитию и 
повышению эффективности всей совокупности 
внешнеэкономических связей, как важных 
средств укрепления национальной экономической 
безопасности.
Во всех понятиях ключевым 
во внешнеэкономической политике является 
стратегия.
Внешнеэкономическая стратегия 
России основана на положениях долгосрочного 
экономического и социального развития 
России до 2020 года, концепции внешней 
политики России.
Во внешнеэкономической 
стратегии российской федерации 
до 2020 года даётся цель ВЭП.
Целью внешнеэкономической 
политики России в долгосрочной перспективе 
является создание условий для достижения 
лидирующих позиций России в мировой экономике 
на основе эффективного участия в мировом 
разделении труда и повышения глобальной 
конкурентоспособности ее национального 
хозяйства. Достижение этой цели предполагает:
  - специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки;
- достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования мировых энергетических рынков;
- реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
- усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
- создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров;
- выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
- усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка3.
Основными индикаторами достижения 
цели внешнеэкономической политики 
являются:
  - повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году;
- увеличение российского экспорта с 354 млрд.долларов США в 2007 году до 630-650 млрд.долларов США в 2015 году и более 900 млрд.долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80-90 долларов за баррель);
- увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд.долларов США) по сравнению с 2007 годом; 
- увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд.долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом;
- увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5-10 процентов по 5-7 крупным позициям4.
Приоритетные направления 
внешнеэкономической политики России:
Первое направление - обеспечение 
ведущих позиций России на мировых 
рынках высокотехнологичных товаров 
и услуг в соответствии с ее 
специализацией в глобальной научно-технологической 
сфере, включая:
  - обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка;
- обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в иностранных государствах;
- содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями.
Второе направление - содействие 
экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности 
обрабатывающих отраслей и сферы 
услуг, включая:
  - содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов;
- стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;
- поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;
- содействие формированию центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности России, в том числе с использованием преференциальных инвестиционных соглашений;
- создание механизмов комплексной поддержки экспорта продукции обрабатывающих отраслей, в том числе идентификацию и устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние рынки;
- рационализацию импорта и его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных режимов;
- превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия; 
- усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностранных государств;
- развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Россией государств.
Третье направление - интеграция 
России в глобальную транспортную систему 
и реализация транзитного потенциала 
российской экономики, включая:
  - переориентацию значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров России; 
- обеспечение стыковки российских транспортных коридоров с транспортными системами сопредельных государств и заключение международных соглашений с заинтересованными государствами; 
- формирование единого транспортного пространства Содружества Независимых Государств. 
Четвертое направление - повышение 
роли России в обеспечении глобальной 
энергетической безопасности и укрепление 
ее позиций на рынке углеводородов, 
включая:
  - расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки;
- развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки;
- осуществление инвестиций в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами;
- запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли; 
- активизацию роли России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.
Пятое направление - формирование 
интегрированного евразийского экономического 
пространства, включая:
  - укрепление Союзного государства, формирование Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, формирование общего энергетического рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества и создание совместных финансовых институтов развития;
- реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других важных для государств - членов Содружества Независимых Государств сферах;
- создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств - членов Содружества Независимых Государств;
- формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках Единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства с государствами - членами Евразийского экономического сообщества и другими государствами на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).
Шестое направление - создание 
в России международного финансового 
центра, превращение рубля в региональную 
резервную валюту и расширение использования 
рубля во внешнеторговом обороте, включая: 
  - превращение России в один из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках государств на евразийском пространстве;
- превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве Содружества Независимых Государств.
Седьмое направление - усиление 
роли России в решении глобальных 
вопросов и формировании мирового экономического 
порядка, включая:
  - обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах ("Группа восьми", Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и другие), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами;
- участие в развитии системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и сертификации с международной, а также в решении глобальных проблем содействия устойчивому развитию, в том числе проблемы глобальных климатических изменений; 
- использование потенциала региональных экономических объединений (форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах;
- формирование национального механизма содействия международному развитию5.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Современное 
геополитическое положение России
2.1 Сравнительный 
анализ экономического развития 
России в международных сопоставлениях
Начиная с 1968 г. ООН осуществляет 
Проект международных сопоставлений (ПМС), 
по которому сравниваются объемы ВВП разных 
стран мира по паритетам покупательной 
способности (ППС) валют. Советский Союз 
в течение долгих лет отказывался принимать 
участие в этой программе, не признавая 
«буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя 
собственные завышенные международные 
сопоставимые оценки национального дохода 
и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. 
СССР принял участие в этой программе, 
но вскоре развалился. Российская Федерация 
была включена в ПМС ООН за 1993 год и впоследствии 
стала постоянной участницей этой программы, 
снабжая ее всеми необходимыми базовыми 
данными. 
В конце 20 столетия место 
России в мировой экономике по 
общему объему развития ВВП было 10 в 
мире, и она отставала примерно 
в 10 раз от США. В 1999 г. РФ в расчете 
на душу населения по ВВП отставала 
от США в 5,5 раза.
С начала 21 столетия ситуация 
в экономическом отношении по 
показателю ВВП стала изменяться 
в пользу РФ. В 2006 г. ВВП РФ составлял 
около 1160,5 млрд. долларов а в США 
- 10 800 млрд. долларов, то есть примерно 11% 
уровня США. Имеется тенденция к укреплению 
позиции в мировой экономике. В настоящее 
время мы занимаем по объему промышленного 
производства 6-е место в мире, что несколько 
более 20% уровня США.
РФ является экспортером 
нефти, природного газа и в связи 
с этим место России в мировой 
экономике является достаточно высоким. 
Ряд стран стремятся снизить 
энергетическую зависимость от РФ и 
импортируют нефть и природный 
газ из других стран.
Результатом присоединения 
РФ к ВТО должно быть полноправное 
ее участие в мировой системе 
торговли, достижение наибольших преимуществ 
в международном разделении труда, 
улучшение экономического сотрудничества 
с иностранными государствами.
Россия по доле в мировой 
экономике находится примерно на 
одном уровне с Францией, Италией 
и Великобританией. Небольшая разница 
(в десятых долях процентного 
пункта) в этом контексте не существенна, 
поскольку результаты такого рода сопоставлений 
не могут претендовать на бухгалтерскую 
степень точности. Россия заметно 
уступает практически всем странам 
этой группы (кроме Китая и Румынии) 
по уровню экономического развития, измеряемого 
с помощью показателя ВВП в 
расчете на душу населения, который 
заметно выше среднемирового уровня.
На долю США приходится 
22, 5 % мировой экономики, но она значительно 
выше при использовании в сопоставлении 
валютных курсов (28%). Это свидетельствует 
о размерах возможных искажений 
при использовании в сопоставлении 
валютных курсов.