По 
мнению заместителя министра экономики 
Республики Беларусь А.Н. Тура, в дальнейшем 
вклад малого бизнеса в экономику 
страны продолжит расти. Мировой 
финансовый экономический кризис не 
должен этому воспрепятствовать, для 
этого в Беларуси принимаются 
все необходимые меры.[6]
    Можно 
сказать, что прогнозы  подтверждаются 
и достижения белорусской экономики в 
сфере малого бизнеса начинают радовать.
     
По информации Министерства по налогам 
и сборам Республики Беларусь, по состоянию 
на 1 октября 2009 г. на учете состоит 77228 
юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. 
По сравнению с аналогичным периодом 2009 
г. количество юридических лиц – субъектов 
малого предпринимательства увеличилось 
на 13211 (или на 20,6%), по сравнению с началом 
года – также увеличилось на 10808 (или на 
16,3%) [12]
    Хочется 
также отметить, что по данным Всемирного 
банка в рейтинге «Ведение бизнеса 
2010», который составляется на основании 
10 индикаторов регулирования предпринимательской 
деятельности, учитывающих время и стоимость 
выполнения предпринимателем требований 
государства по регистрации нового предприятия, 
деятельности предприятия, ведению торговых 
операций, налогообложению и закрытию 
предприятия, Республика Беларусь заняла 
58 место, поднявшись на 24 пункта по сравнению 
с прошлым годом и обогнав Россию и Украину.[1]
    Несомненная 
перспективность сектора малого и среднего 
предпринимательства в современной экономике 
и, следовательно, большой интерес к нему 
не следует рассматривать лишь как очередную 
компанию в системе антикризисных мер, 
но и как долговременное направление структурной 
политики, естественным образом обеспечивающей 
органическую смычку воспроизводственных 
и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, 
реализацию современной стратегии экономического 
роста в течение долговременного перехода. 
Ибо, именно малые предприятия, особенно 
в случае удовлетворительной разработки 
новой государственной политики в области 
малого предпринимательства, могут стать 
основой рыночных структур во многих отраслях, 
обеспечить перелив инвестиций в сферы 
наиболее эффективного приложения ресурсов 
и тем самым соединить процессы структурной 
политики и формирование отечественного 
рынка. Подводя итоги, следует сказать, 
что «лёд тронулся» и в развитии малого 
бизнеса в Республике Беларусь наметились 
положительные тенденции. Но, как говорится, 
«есть простор для полёта», нам есть к 
чему стремиться,  с кого брать пример.
Заключение 
    Малый 
бизнес - сложный комплексный механизм, 
включающий в себя воспроизведение, 
поступательное изменение целей, задач, 
принципов, функций и методов 
деятельности. Высокая приспособляемость 
малого бизнеса и массовый охват 
практически всех сфер национального 
рынка, характерные для малого предпринимательства, 
обеспечивают экономическую устойчивость 
и способствуют стабильности политической 
обстановки.
    В 
данной работе:
  - Раскрыта 
  сущность малого бизнеса, приведены критерии 
  отнесения предприятий к малым, дана краткая 
  характеристика форм малых предприятий;
- Оценена роль 
  малых предприятий в экономике с их достоинствами 
  и недостатками;
- Рассмотрен 
  зарубежный опыт ведения малого бизнеса 
  и роли государства в данном секторе, в 
  частности наиболее успешные модели;
- Отражено 
  становление малого бизнеса в Республике 
  Беларусь, приведены проблемы, встретившиеся 
  в данной сфере, и даны некоторые рекомендации 
  по разрешению этих проблем;
- Проанализирована 
  современная ситуация с малым предпринимательством 
  в нашей стране, приведены мероприятия 
  государства по устранению возникающих 
  проблем;
- Оценены перспективы 
  развития малого бизнеса в Беларуси. 
    Темпы 
роста белорусской экономики 
достаточно высокие, но основная роль, 
в этом развитии, принадлежит государственному 
сектору экономики. Поэтому для 
дальнейшего роста такими темпами 
необходимо всё больше внимания уделять 
малому бизнесу. Государство должно 
постараться решить существующие проблемы 
на пути развития малого бизнеса, и 
не допустить появления новых 
препятствий:
  - Во-первых, 
  для появления новых малых предприятий, 
  государство должно значительно упростить 
  и сделать более доступным порядок регистрации 
  частных предпринимателей, что, уже само 
  по себе, должно привести к более быстрому 
  развитию малого бизнеса. 
- Во-вторых,  
  попытаться решить проблему доступа на 
  рынок недвижимости и создание реальных 
  технологий приватизации, так как, в большинстве 
  случаев, начинающему юридическому лицу 
  очень трудно найти подходящее помещение  
  для размещения бизнеса за разумную плату, 
  что часто приводит к изменению организационно-правового 
  статуса, исходя из специфики деятельности 
  организаций (компьютерные, юридические, 
  аудиторские услуги, дизайнерские и печатные 
  работы и др.), на статус индивидуального 
  предпринимателя. 
- В-третьих, 
  следует значительно изменить порядок 
  налогообложения для малого бизнеса, так 
  как действующая в нашей стране система 
  носит преимущественно фискальный характер, 
  и направлена на пополнение бюджета путем 
  максимального изъятия средств предприятий, 
  что практически лишает их прибыли — основного 
  источника расширения производства; необходимо 
  также упростить порядок налогообложения.
- В-четвёртых, 
  свести к минимуму формализации и регулирования 
  расчётов, а также снизить стоимости банковских 
  услуг. 
- В-пятых, повысить 
  стабильности законодательно-правовой 
  базы для создания атмосферы уверенности, 
  что крайне позитивно скажется как на 
  текущей работе предприятий, так и на перспективах 
  их развития.
- В-шестых, 
  уделить повышенное внимание подготовке 
  высококвалифицированных специалистов 
  в области ведения бизнеса, а поскольку 
  своего опыта нашей стране недостаточно, 
  нужно расширить обмен опытом с высокоразвитыми 
  странами, посылать молодых специалистов 
  на обучение за рубеж;
- В-седьмых, 
  приложить усилия к развитию инновационных 
  предприятий.
    Конечно, 
данные рекомендации не так-то легко 
применить на практике, это потребует 
времени и больших затрат, но сектор 
малого бизнеса, несомненно, является 
очень перспективным направлением 
в современной экономике. Большой 
интерес к нему следует рассматривать 
как долговременное направление структурной 
политики, естественным образом обеспечивающей 
органическую смычку воспроизводственных 
и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, 
реализацию современной стратегии экономического 
роста в течение долговременного перехода. 
Ибо, именно малые предприятия, особенно 
в случае удовлетворительной разработки 
новой государственной политики в области 
малого предпринимательства, могут стать 
основой рыночных структур во многих отраслях, 
обеспечить перелив инвестиций в сферы 
наиболее эффективного приложения ресурсов 
и тем самым соединить процессы структурной 
политики и формирование отечественного 
рынка.
    Результатом 
этих преобразований должна стать реализация 
потенциала малого бизнеса, и вывод 
экономики Республики Беларусь на уровень 
соответствующий требованиям современного 
рынка. Эффективное развитие небольших 
предприятий позволит продолжить экономический 
рост, что и является целью любой 
экономики. 
 
 
 
 
 
Список 
использованных источников 
 
  - Doing Business 2010 
  – Рейтинг экономик 183 государств мира// 
  Новости гуманитарных технологий [Электронный 
  ресурс] – Режим  доступа: http://gtmarket.ru/files/research/Doing-Business-Rank-2010.html. - Дата     доступа: 
  15.11.2009.
- Балашевич  
  М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный 
  опыт: учебное пособие / М.И.Балашевич. 
  – Минск: БГЭУ,1995.
- Балашевич 
  М. И. Малые и средние предприятия/ М.И.Балашевич//Предпринимательство 
  в Беларуси. – 2000. – №2. 
- Балашевич 
  М.И. Экономика малого бизнеса: учебное 
  пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск: 
  БГЭУ, 2005. – 231 с.
- Балашевич 
  М.И., Малые и средние предприятия – инструмент 
  экономической и социальной стабильности 
  государства/М.И. Балашевич, Т.М. Лазуткина//Предпринимательство 
  в Белорусии. – 2002. - №5. 
- Вербитская  
  Н. Время перемен для малого бизнеса/Н. 
  Вербитская//Экономика Беларуси. – 2009. 
  - №1.
- Германович 
  Г.В.  Критерии малого и среднего бизнеса: 
  опыт зарубежных стран и предложения по 
  их оценке в Республике Беларусь/Г.В. Германович//Белорусская 
  экономика: анализ, прогноз, регулирование. 
  – 2003. - №12. – с.2-24
- Государственная 
  поддержка малого бизнеса в Японии//Малый 
  бизнес в России и за рубежом [Электронный 
  ресурс] – Режим доступа: http://www.smallbiznes.net/BusinessJapan.php. -  Дата доступа: 
  13.11.2009
- Государственная 
  поддержка малого предпринимательства 
  в 2009 году: постановление Совета Министров 
  Республики Беларусь ,21 янв. 2009 г., № 65 // 
  Министерство экономики республики Беларусь[Электронный 
  ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/c55ab69c787d018dc225756e0039ce99?OpenDocument. – Дата   доступа: 
  13.11.2009.
- Малый бизнес. 
  Организация, экономика, управление: учебное 
  пособие для вузов / под. ред. проф. В.Я. 
  Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е  
  изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 
  2003. – 430 с.
- О некоторых 
  мерах государственной поддержки малого 
  предпринимательства: Указ Президента 
  Респ. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255//Министерство 
  экономики Республики Беларусь [Электронный 
  ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/724cb63f48268553c22575c100297a89?OpenDocument. – Дата доступа: 13.11.2009.
- О развитии 
  малого предпринимательства за 9 месяцев 
  2009 года // Информационно-аналитические 
  материалы о развитии малого предпринимательства 
  в Республике Беларусь//  Министерство 
  экономики Республики Беларусь [Электронный 
  ресурс] – Режим  доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/8fca6d7e7cbca62fc225765d00277327?OpenDocument. – Дата  доступа: 
  13.11.2009
- Основные 
  показатели деятельности малых предприятий// 
  Национальный статистический комитет 
  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual.php. – Дата  доступа: 
  13.11.2009
- Романчук  
  Я. «Лёгкая» жизнь малого бизнеса/Я.Романчук// 
  Открытое общество. – 1998. - №3(105).
- Сечко Н. 
  Инновации и малые предприятия/Н. Сечко//Директор. 
  – 2007. - №6(96).
- Симанович 
  В.Л. Экономика, организация и управление 
  малым бизнесом: монография / В.Л. Симанович. 
  – Минск: Бестпринт,2007. – 441с.
- Толстик 
  Н.Н. Деловой климат в Беларуси: уже не 
  мороз, еще не оттепель/Н.Н. Толстик// Экономика. 
  Финансы. Управление – 2006. - №7. – с.18-24.
- Турейко 
  В. Франчайзинг как форма развития малого 
  бизнеса/В. Турейко//Банковский вестник. 
  – 2007. – №7. 
- Тэпман Л.Н. 
  Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учебное 
  пособие для вузов / под ред. проф. В.А.Швандара 
  – Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 287с.
- Уваров М.Г. 
  Совершенствование управления малым бизнесом: 
  применение зарубежного опыта в российской 
  практике, дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 
  / М. Г. Уваров. – Москва: РГБ  2003. – 177 
  с. 
- Франковская 
  Г.Н. Малый бизнес: учебное пособие для 
  вузов / Г.Н. Франковская. – Воронеж, Издательско-полиграфический 
  центр Воронежского государственного 
  университета, 2007. – 182 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 
А 
Рисунок 
А.1 – Отраслевая структура малых 
предприятий в Республике Беларусь 
в 2008г.
Примечание 
– Источник: собственная разработка 
на основе данных Национального статистического 
комитета[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема А.1 
– Программа  государственной поддержки 
малого предпринимательства в Республике 
Беларусь на 2009г
Примечание 
– Источник: собственная разработка на 
основе данных Министерства экономики 
РБ[9]