Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа
Основной  целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния   этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
     Исходя  из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
Раскрыть сущность малого бизнеса, описать критерии отнесения предприятий к малым, дать краткую характеристику форм малых предприятий;
Охарактеризовать роль малых предприятий в экономике, оценить их достоинства и недостатки;
Изучить зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности опыт развитых стран;
Рассмотреть становление малого бизнеса в Республике Беларусь, изучить проблемы, встретившиеся в данной сфере, и дать некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
Проанализировать современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, рассмотреть мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
Оценить перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.
Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28
Но всё же я думаю что малый бизнес в Японии является одним из самых успешных в мире. Да и в целом азиатскую модель следует взять на вооружение. По крайней мере, в уже выше упомянутом рейтинге «Ведение бизнеса 2010» азиатские страны занимают лидирующие позиции.[1]
    Вообще, 
в данной главе рассмотрены наиболее 
«сильные» в сфере малого бизнеса 
регионы, опыт которых может быть 
полезен для не столь преуспевающих 
в данной области стран, к которым 
относится и Республика Беларусь. 
Конечно, полностью спроецировать 
какую-либо модель на нашу страну не получится 
ввиду социально-культурных, экономических, 
политических отличий, но некоторые 
аспекты вполне могли бы успешно 
применяться и в Беларуси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ
История формирования и развития негосударственного сектора экономики нашей страны насчитывает более 10 лет. В процессе формирования малого бизнеса можно выделить 2 этапа: до и после 1994 года.
    Массовое 
возникновение малых 
Государственная 
власть не осталась в стороне от 
этого процесса. Основными нормативными 
документами, стимулирующими развитие 
негосударственных и в том 
числе малых предприятий, явились 
законы: о собственности, о предприятии, 
о предпринимательстве, принятые в 
1990-1991 годах и открывшие дорогу 
частному предпринимательству, и Закон 
«Об акционерных обществах, обществах 
с ограниченной и дополнительной 
ответственностью» 1993г., определивший 
организационные формы 
    Однако 
с 1994 года отношение к негосударственному 
начало существенно меняться. Постепенно 
ожесточались налоговые условия, усиливались 
ограничительные меры. Наиболее значимыми 
из них явились периодически проводимые 
перерегистрации, нормативные регламенты 
качества, меры по безопасности, официальный 
отказ государства в поддержке 
посреднических предприятий, негласные 
запреты на кооперацию с государственным 
сектором. Впечатляют административные 
процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую 
деятельность. Так, чтобы начать лоточную 
торговлю фруктами, требуется получить 
соглашение санитарного врача, главного 
архитектора, начальника торгового 
отдела и заместителя главы 
     
В  1996-1997 годах наблюдалась 
По состоянию на конец 2008 г. в республике функционирует 67991 малое предприятие.[13]
Численность малых предприятий и их удельный вес в ВВП за период с 2000 по 2008 год приведены на диаграммах.
    Распределение 
малых предприятий по отраслям представлено 
в диаграмме.[Рисунок А.1, Приложение 
А] 
     
 
 
Рисунок 1 – Диаграмма численности малых предприятий в Республике Беларусь в 2000-2008гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета[13]
Рисунок 2 – Удельный вес малых предприятий в ВВП РБ,% в 2000-2008гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета[13]
Таким образом, можно проследить изменение количества малых предприятий. С 2000 по 2006 год численность предприятий увеличивалась, но медленными темпами. А в течение двух последних лет наблюдается довольно быстрое увеличение. Хотя 22,4% (по данным Министерства статистики на 2008г.[13]) из них являются убыточными. Конечно, следует отметить, что численность убыточных предприятий за последний год снизилась, но я думаю, что это количество всё же остаётся значительным. Что же касается удельного веса малых предприятий в ВВП Беларуси, то, несмотря на увеличение данного показателя, по сравнению с развитыми странами он остаётся довольно низким. Следует также отметить, что преобладают предприятия, относящиеся к торговле и общественному питанию, второе место занимает промышленность, далее идёт строительство. А, например, доля малых предприятий в сфере науки вообще очень мала. Подводя итог анализу данных диаграмм, следует сказать, что малый бизнес не играет значительной роли в экономике нашей страны, его способности недооцениваются.
    Одной 
из причин такого положения является 
отсутствие целостной системы управления 
предпринимательством, которая охватывала 
бы уровень государства, региональный 
уровень управления и уровень 
непосредственного управления фирмой. 
Отсутствует эффективный 
    Если 
взять основную массу наших предприятий, 
то перелома в сторону производства 
еще не произошло. Вот уже в 
течение нескольких лет основной 
формой малого бизнеса являются посреднические 
предприятия, или так называемое 
«челночное» 
В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса.
Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.
    К 
социально-психологическим 
    К 
политическим факторам можно отнести 
недостаточную поддержку 
Факторами правового характера являются, в первую очередь, несовершенная система налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочную перспективу.
    Факторы 
организационного порядка включают 
два аспекта проблемы: во-первых, 
необходимость в новых кадрах 
и, во-вторых, необходимость в упрощении 
процедуры регистрации 
    В 
настоящее время особо остро 
стоит проблема нехватки высококвалифицированных 
кадров менеджеров, отсутствие опыта 
и знаний в предпринимательской 
деятельности. Первая волна «рынка», 
когда можно было зарабатывать исключительно 
на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере 
становления рыночной инфраструктуры 
стали требоваться 
    Вот 
почему обязательно нужно учитывать 
опыт развитых стран в сфере малого 
бизнеса. При идеальном учете 
опыта развития малого бизнеса в 
мире необходимо осуществить комплекс 
системных мер по приданию этому 
сектору экономики места и 
роли в решении социально-
    Без 
решения указанных проблем при 
выработке и осуществлении 
    Конечно, 
малый бизнес в РБ испытывает большие 
трудности. Но в последнее время 
всё же ситуация стала меняться. 
В политике РБ наметилась либерализация 
по отношению к малому бизнесу, руководство 
обратилось к данному сектору 
как к источнику экономического 
роста. Как отметил глава государства 
А. Лукашенко, «Сегодня из больших предприятий 
мы «выжали» практически всё. За счёт 
чего будем прибавлять ВВП в будущем? 
Только за счёт модернизации и производства 
конкурентоспособной продукции 
на средних и малых предприятиях».
    В 
текущей пятилетке