Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель  исследования – раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России.
Задачи  исследования:
1. раскрыть сущность малого  бизнеса и условия его развития  в современных условиях;
2. рассмотреть черты и  экономические преимущества малого  бизнеса;
3. проанализировать виды  малого бизнеса и их особенности;
4. рассмотреть проблемы  малого бизнеса, как в России, так и в ХМАО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
 
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК ФОРМЫ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….5
сущность малого бизнеса…………………………………………...5
Функции малого бизнеса…………………………………………..7
Виды малых предприятий……………………………………….….9
Экономическая деятельность малого предприятия……………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………….12
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ И ПРЕДЕЛЫ ЭВОЛЮЦИИ…………..16
Малый бизнес в Российской экономике: тенденции, проблемы, перспективы……………………………………………………………….16
Развитие малого бизнеса в ХМАО………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Все указанные положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства могут быть заблокированы воздействием целого ряда негативных факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации.
Комитет социально-политического анализа и общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа с 23 по 25 марта 2009 года провел анкетный опрос среди руководителей комитетов по развитию предпринимательства, предприятий малого и среднего бизнеса, заместителей глав муниципалитетов по экономике из 19 муниципальных образований Югры: Сургута, Нижневартовска, Когалыма, Лангепаса, Мегиона, Нефтеюганска, Нягани, Покачи, Пыть-Яха, Радужного, Урая, Югорска, Березовского, Кондинского, Нефтеюганского, Октябрьского, Советского, Сургутского Ханты-Мансийского районов. Участниками опроса стали 100 экспертов.
Несмотря на то, что экспертный опрос проходил на фоне негативных макроэкономических факторов, в целом, можно говорить о том, что в Югре созданы благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Более 70% участников опроса (по сумме ответов "да" и "скорее да") считает, что в автономном округе сформировалась база для успешного развития малого и среднего предпринимательства.
Как Вы считаете, 
в Вашем муниципальном 
созданы условия для развития малого и 
среднего бизнеса? 
в % от общего числа опрошенных (март 2009 
год; N=100)
Основная цель поддержки 
малого и среднего бизнеса - использовать 
его потенциал для создания новых 
рабочих мест. Для этого оказывается 
финансовая поддержка новым эффективным 
предприятиям, субъектам малого и 
среднего предпринимательства 
Более половины опрошенных (51,6%) ключевой считают проблему доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам. Поскольку во время кризиса банки ужесточают условия финансирования, и кредит сложно получить не только малому, но и крупному бизнесу. 45,2% респондентов полагает, что проблемы бизнесменов не во внешних факторах, а в их некомпетентности, недостатке знаний, недостаточном уровне профессионализма. Значительное количество экспертов (26,9%) относит к одной из основных проблем административные барьеры, воздвигаемые чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов предпринимателям на их пути к приобретению ресурсов.
Какие проблемы малого 
и среднего предпринимательства 
в Вашем муниципальном образовании Вы 
считаете сегодня ключевыми? 
в % от общего числа опрошенных (март 2009 
год; N=100)
Другое: неправильная система налогообложения, предвзятое отношение контролирующих органов, недостаточная инициативность граждан, высокие банковские проценты, отсутствие отсрочки налоговых платежей, высокая конкуренция, монополии на все виды работ, отсутствие механизма реализации федерального законодательства и т.д. (Сайт Правительства ХМАО-Югры)
Все это не способствует развитию деятельности малых средних предприятий. Но и в кризис малый бизнес готов бороться за свое место на рынке, снижать собственные издержки и искать новые возможности для применения своих мощностей. Малые предприятия играют важную социальную роль — они абсорбируют рабочую силу, сохраняют и увеличивают количество рабочих мест.
Специализированные и отраслевые Программы ХМАО-Югры, включающие меры и мероприятия по поддержке предпринимательства.
В настоящее время в 
нескольких  окружных (отраслевых) программах  
оговорена поддержка 
  В соответствии с 
Постановлением Правительства 
В июле 2009г. данный вопрос рассмотрен Экспертно-Консультативным советом по развитию малого и среднего бизнеса в ХМАО – Югре, для постановки подобной задачи отраслевым департаментам автономного округа по разработке и реализации мер поддержки СМСБ в установленной сфере деятельности, Цель - определение форм поддержки СМСБ в приоритетных отраслях экономики.
Однако, по мнению регионального отделения партии «Единая Россия», необходимо формирование комплексной системы мер поддержки и развития МСБ в округе, чему способствовало бы проведение постоянного мониторинга состояния и эффективности реализации программ по поддержке СМСБ, с перспективой формирования Концепции развития малого и среднего бизнеса в округе до 2020г., в т.ч. с учетом муниципальных Программ развития малого среднего бизнеса, которые утверждены в т.ч. при поддержке фракций «Единой России» думами муниципальных образований практически на всех территориях округа, с источниками финансирования: муниципалитет, окружной бюджет, привлеченные средства. Программы имеют определенный комплекс мер поддержки предпринимательства на местах, но в настоящее время, объем финансирования из окружных средств данных Программ весьма незначителен и находится вне зависимости от количества субъектов малого и среднего бизнеса территории.
 Кроме того, следует 
отметить,   что поддержка и 
развитие малого и среднего 
бизнеса является одним из 
приоритетов антикризисной 
Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 
5 февраля одобренная наблюдательным советом 
ВЭБа. На реализацию данной программы 
в 2009 году государство выделяет 30 млрд. 
руб. в капитал Внешэкономбанка. Внешэкономбанк 
будет рефинансировать банки, предоставившие 
кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии 
с региональными лимитами и со стандартом, 
разработанным ВЭБом. 
         Кроме того, 
программа ВЭБа предусматривает финансирование 
небанковской инфраструктуры поддержки 
малого предпринимательства, включая 
кредитные кооперативы и микрофинансовые 
организации верхнего уровня, а также 
лизинговые и факторинговые компании, 
работающие с малым бизнесом.
Сбербанк РФ  в  2009г. 
принял специальную программу 
Реализация программы позволит оказывать 
предпринимателям как кредитно-финансовую, 
так и нефинансовую поддержку, для Сбербанка 
России работа с малым и средним бизнесом 
- одно из приоритетных направлений деятельности, 
так как более 95% корпоративных клиентов 
Сбербанка являются субъектами малого 
и среднего предпринимательства.
Тем не менее, в настоящее время, информации как реализуются вышеназванные программы нет. Данные о поддержке малого и среднего предпринимательства в округе фиксируются только исходя из результатов реализации Программы развития малого и среднего бизнеса ХМАО.
На сегодняшний день в ХМАО, согласно аналитической информации, поступившей с территорий округа на имя руководителя проекта Андреева А.В., имеют место ряд проблем у СМСБ при осуществлении ими деятельности.
Проанализировав данные, которые были предоставлены муниципальными образованиями ХМАО-Югры, можно выделить следующие наиболее значимые проблемы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса:
Одним из основных направлений деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2009 года N 116-рп "О реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года", является переход к устойчивому развитию экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Одной из задач, решаемых в целях реализации указанного направления, является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в автономном округе (далее - Субъекты).
В автономном округе в сфере малого и среднего предпринимательства действуют 14,8 тысячи малых и средних предприятий и 46,7 тысячи индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято 111,7 тысячи человек. Вклад Субъектов в валовый региональный продукт составляет 306,4 млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формируя средний класс собственников, мы создаем основу устойчивости, способствуем созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном итоге повышению качества жизни населения.
За период реализации Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы количество малых предприятий в округе увеличилось, по сравнению с их количеством на начало ее реализации, в 3 раза, составив 14567 предприятий. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство становится все более привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня.
Уровень развития малого и 
среднего предпринимательства для 
экономики региона можно 
Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (АНО "Нисипп" г. Москва) в своих ежегодных отчетах ("Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России", "Малое предпринимательство в регионах России. Индекс развития малого предпринимательства", "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России", "Рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства") проводится независимая оценка уровня развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
Информация о работе Малый бизнес, его сферы, преимущества и пределы эволюции