Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
| 
  Демократический                | |
| Источник полномочий | Поведение лидера | 
| Область свободы для последователей 
                                | |
1 2 3 4 5 6 7
1-Лидер позволяет сотрудникам действовать в рамках, определенных руководителем;
2-Лидер устанавливает рамки, просит группу принять решение;
3-Лидер представляет проблему, выслушивает предложения и принимает решение;
4-Лидер представляет 
предварительные решения, 
5- Лидер выдвигает идеи и выслушивает вопросы;
6-Лидер «продает» решения;
7-Лидер принимает решение и объявляет о нем.
Схема показывает, что стиль лидерства руководитель выбирает в зависимости от того, какой источник полномочия лидера (формальная власть, которой он обладает в организации).
Если власть лидера основана на его личностных качествах (мало формальных полномочий), то поведение лидера ориентируется на отношения с сотрудниками, а у последователей больше свободы выбора. Чем больше формальных полномочий, тем более авторитарным становиться стиль руководства, а у последователей меньше свободы.
В поведенческом подходе к лидерству наибольшую известность и популярность получила система «управленческой решетки» Блэйка-Моутон (9*9).
«Управленческая решетка» - двумерная матрица, где горизонтальная ось- ориентация на задания, вертикальная ось - ориентация на отношения (на интересы людей). В управленческой решетке среди 81 стиля управления выбраны пять типовых стилей-1.1, 5.5, 1.9, 9.1, 9.9:
стиль 1.1. - объединенное управление (минимальные усилия и на работу и на людей),
стиль 9.1. - власть-подчинение (авторитарный),
стиль 1.9. - управление в духе «загородного клуба»,
стиль 9.9. - групповое управление (командный стиль),
стиль 5.5. - компромиссный стиль управления (организационное управление).
Подход Блейка-Моутон указывает на существование наилучшего стиля лидерства - группового управления с координатами 9.9., но практика свидетельствует, что во многих ситуациях эффективными могут оказаться и другие стили лидерства, поэтому в теории начал развиваться третий подход – «ситуационное лидерство». Существует несколько теорий ситуационного лидерства:
Модель Фидлера.
Модель «путь-цель» (Митчелла и Хауза).
Теория Херси и Бланшара (наиболее популярна в конце 20 века) - лидер выбирает стиль в зависимости от готовности последователей выполнять задания. Авторы выделяют четыре возможных варианта готовности последователей:
| Готовность последователей | |||
| Высокая | Средняя | Низкая | |
| R4 - способны и хотят выполнять задания | R3 - способны, но не хотят выполнять задание | R2 - не способны, но хотят выполнять задание | R1 - неспособны и не хотят выполнять задание | 
По Херси и Бланшару, у лидера есть 4 основных стиля поведения, определяющие его систему принятия решений:
Поведение лидера
| 
 S3 | 
 
 S2 | 
| 
 
 S4 | 
 
 S1 | 
| Поведение, ориентированное на задание | 
S1 - решение принимает лидер, дает конкретные распоряжения и обеспечивает постоянный надзор за работой,
S2 - лидер принимает решения после обсуждения (объяснения) (продает идеи),
S3 - решение принимает лидер или последователи при поддержке лидера (лидер выступает как фасилитатор),
S4 - лидер передает ответственность последователям за решение и исполнение этих решений.
Теория показывает, что в условиях высокой готовности последователей может использоваться стиль S4, а в решетке - это стиль 1.9. При высокой готовности последователей директивный стиль S1 может принести вред.
Херси и Бланшар считают, что необходимо учитывать сложную природу человеческих отношений в процессе коммуникаций, и при сопоставлении стилей руководства и готовности последователей можно говорить лишь о вероятности успеха. Херси иБланшар предлагают следующую таблицу вероятности успеха при выборе стиля лидерства.
| Тип готовности | Вероятность успеха | |||
| Высокая                        | ||||
| R1 | S1 | S2 | S3 | S4 | 
| R2 | S2 | S1 | S3 | S4 | 
| R3 | S3 | S2 | S4 | S1 | 
| R4 | S4 | S3 | S2 | S1 | 
Популярность модели объясняется тем, что анализ управленческих ситуаций на ее основе позволяет: выбрать стиль лидерства приемлемый в данной ситуации, целенаправленно воздействовать на работников с целью регулировать их готовность повышать эффективность деятельности.
Менеджер, желающий стать лидером, должен научиться определять готовность последователей и подстраивать свой стиль лидерства под конкретную ситуацию.
Разделенное лидерство
Если работа сотрудников в организации организована по типу команды, то по мере развития команды роль лидера меняется:
1.на начальных этапах 
формирования команды лидер 
2.на заключительном этапе - роль координатора и советника.
При работе команды часто даже нецелесообразно чтобы роль лидера исполнял один человек. При реализации конкретного проекта его лидером в разные периоды времени должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует данной фазе проекта. Т.о., одно и тоже лицо в команде должно быть и лидером и последователем, а лидерство может передаваться. Такой подход называется разделенное лидерство. При правильном его использовании в командной деятельности возникает эффект синергии.
Заменители лидерства
При изучении лидерства исследователи задались вопросом: «Всегда ли для успешного результата необходимо лидерство?» Опыт показал, что в некоторых ситуациях для опытного работника совсем не нужен лидер, а попытки лидера воздействовать на такого работника могут дать обратный результат. Подобные ситуации описывает теория заменителей лидерства.
Заменители лидерства- характеристики подчиненных, заданий или организации, позволяющие достигнуть высоких результатов в отсутствии лидера.
Авторы концепции - Керр и Джермиер - предложили классификацию ситуационных факторов, которые можно рассматривать как конкретные заменители лидерства.
Все заменители лидерства делятся на 3 категории:
Специальные исследования подтвердили, что учет этих характеристик работника, работы и организации в целом приведет к экономии и поможет повысить удовлетворенность работой.
Двигатель лидерства
Один из современных исследователей лидерства Тичи пытался ответить на вопрос: «Какие особенности лидерства обеспечат не просто успех организации, а долгосрочное процветание?» Концепция двигателей лидерства основана на том, что эффективный лидер должен не только обладать набором качеств и умений для процветания организации, но и иметь идеи, позволяющие подготовить новых лидеров. Воспитание лидеров-преемников становится частью корпоративной культуры, т.е. в организации как бы включается «двигатель лидерства». Эффективные лидеры должны обладать «передаваемой» преемникам точкой зрения - четко структурированной системой идей, основанной на системе ценностей организации.
Пример компании General Electric, в которой была разработана новая система «идеи-ценности», позволившая организации с 1996 г занимать 1 строчку в Fortune 500.
| Идеи | Ценности | 
| 1.быть компанией номер 1 или 2 2.отказаться от старых, зрелых видов бизнеса 3.сосредоточиться на 
  новых, быстрорастущих видах  4.разделять власть 
  между отделениями и корпоратив 5.из 240 центров прибылей и убытков оставить 13 глобальных видов | 1.скорость: удовлетворение быстрее и удачливее других 2.уверенность в себе: пробовать новое, даже если прогнозируется неудача 3.простота: искать правильный ответ, но не сложный 4.напряжение: стремиться к тому, что трудно достижимо 5.отсутствие границ: страстно желайте уничтожить границы | 
Задачи лидера:
Власть и влияние
На деятельность лидера влияет то, какой властью и влиянием обладает лидер в организации. Нехватка властных полномочий может снижать эффективность деятельности менеджера, а их избыток может привести к злоупотреблению властью.
Исследователи Френч и Рейвен предложили классификацию источников личной власти и выделили пять основных:
| Источник власти | Описание | 
| Вознаграждение | Лидер обладает ресурсами для вознаграждения последователей | 
| Принуждение | Источник власти - страх | 
| Легитимность | Поведение лидера согласуется с разделенными ценностями последователей, поэтому они добровольно передают лидеру свои полномочия | 
| Экспертиза | Основа власти – знание и опыт лидера | 
| Харизма | Черты лидера, делающие его привлекательным в глазах последователей | 
У лидера есть широкие возможности для приобретения личной власти, но даже в отсутствии власти над последователями лидер может использовать влияние.
Влияние - отношение между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого. Применяется следующие стратегии влияния (см. табл. ниже):
1.Возмездие - принуждение и запугивание,
2.Взаимодействие - обмен и интеграция,
3.Обоснование - убеждение, основанное на фактах, потребностях и личных ценностях.
Влияние власти на деятельность менеджера
| Стратегия влияния | Когда использовать | Возможные преимущества | Возможные недостатки | Возможные обвинения | 
| возмездие | Неравенство власти в пользу воздействующего. Преданность и качество не важны. Жесткие временные рамки. Серьезные нарушения. Проблема не важна. Если вопрос важен, возмездие маловероятно. Конкретная, недвусмысленная просьба. Возможно сопротивление требованию. | Быстрое, непосредственное действие. | Подавляет приверженность, творчество. Небезопасно для начальника. Порождает чувство обиды. Надо усиливать серьезность 
  угроз для поддержания  | Нарушение прав. | 
| взаимодействие | Стороны взаимозависимы. Каждая из сторон имеет нечто, важное для другой. Достаточно времени для переговоров. Существуют установленные нормы обмена. Стороны доверяют друг другу. Преданность общим целям и ценностям не критична. Потребности специфичны и краткосрочны. | Редкие случаи обиды. Нет необходимости в доказательстве правомочности требований. | Возникает инструментальный взгляд на работу (конкретное вознаграждение за конкретные действия). Порождает у людей ощущение, что условия назначения открыты для переговоров. | Несправедливость, разбитые ожидания, манипуляция. | 
| обоснование | Достаточно времени для пространного обсуждения. Общие цели/ценности. Стороны доверяют друг другу и уверены во взаимной надежности. Стороны удовлетворены существующими взаимоотношениями. | Потребность надзора увеличивается. | Необходимо определенное время для создания атмосферы доверия (время увеличивается, если увеличивается число участников). Требуется наличие общих целей и ценностей. | Разница мнений, противоречия в представлениях о приоритетах. |