Курс лекций по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.

Работа состоит из  8 файлов

Лекция 1 по финансовому менеджмент..doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)


          Предисловие к курсу лекций

          по дисциплине «Финансовый менеджмент»

 

1. Цель курса финансового  менеджмента.

Финансовый менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным  функционированием предприятия на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент – это один из ключевых элементов системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий интенсивно развивающейся экономики. Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности предприятия (фирмы) в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев. Наша с вами задача заключается в том, чтобы изучить механизмы управления денежными фондами и денежными отношениями, то есть тем, что составляет понятие «финансы». Поэтому финансовый менеджмент самым простейшим образом можно определить как искусство управления финансовыми потоками. Это искусство в условиях рыночной экономики должно обеспечить устойчивость и успех хозяйствующему субъекту. Капитал должен приносить доход (иначе это не капитал). Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» направлена на формирование целостной системы знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе, финансовом механизме, технологии управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта. Важно усвоить, что ключевой фигурой любого предпринимательства является не руководитель-администратор, не коммерческий директор, а финансовый менеджер, то есть финансовый директор – руководитель, ведающий деньгами и следящий за обращением свободных финансовых ресурсов. Поэтому финансовый менеджмент как учебная дисциплина занимает, как правило, ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей.

В нашем ВУЗе на дисциплину «Финансовый менеджмент» выделяется 140 часов, из которых 68 отводится аудиторным занятиям и 72 часа на самостоятельную  работу. На лекции отводится 36 часов, 20 часов отводится на практические и семинарские занятия, на деловые игры и дискуссии – 4 часа, лабораторный практикум – 8 часов. По завершению изучения дисциплины каждый из вас должен иметь представление о финансовых показателях и финансовой отчётности организации, должен знать нормативное регулирование финансовой деятельности организаций в РФ; основные теории, концепции и методические подходы к управлению финансами, функции и задачи финансового менеджера; уметь осуществлять текущее планирование денежных потоков, финансовых результатов и финансового состояния организации, уметь делать анализ финансового положения организации и эффективности вложения капитала, прогноз. Изучая дисциплину «Финансовый менеджмент» всегда помните, что это инструмент, и как всякий инструмент требует правильного употребления. Я, как преподаватель, хорошо владеющий практическими навыками бизнеса в наших российских условиях, постараюсь сделать всё, чтобы вы почувствовали не столкновение элегантных зарубежных моделей с суровой российской действительностью, а увидели проявление основных специфических черт российской школы финансового менеджмента, сочетающей западноевропейский прагматизм в конкретных финансовых вычислениях с американским концептуальным подходом к снижению всех видов рисков. Как каждый из вас всё это освоит, покажет экзамен. Сейчас хочу обратить ваше внимание, что финансовый менеджмент в греческом языке понимается как «искусство точности», иносказательно и буквально это точная дисциплина.  В о п р о с ы? Переходим к первой теме курса.

 

Тема 1. Теоретические и организационные основы финансового менеджмента

 

Учебным планом на эту тему отводится 6 часов лекций, 2 часа дискуссий и 10 часов самостоятельной работы. После изучения этой темы вы должны знать ответ как минимум на 7 вопросов. Вот на этих 7 вопросах мы сейчас остановимся.

 

    1. Цель и сущность финансового менеджмента

   

Здесь слово «Цель» обозначает предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, а слово  «сущность» то же, что слово «суть». Как я сказал выше, финансовый менеджмент – это управление денежными потоками организации или предприятия. Эти потоки делятся на входящие и выходящие. Поэтому финансовый менеджер всегда работает на стыке «предприятие – финансовые рынки». На этом стыке финансовый менеджер, с одной стороны, “добывает” финансовые ресурсы для финансирования деятельности организации, с другой стороны, размещает на финансовых рынках активы организации (в финансовые инструменты и инвестиционные проекты) с целью получения доходов организации. Роль финансового менеджера в процессе инвестирования графически можно выразить так:

        Рис. 1. Роль финансового менеджера

Сразу же следует сказать, что под финансовым рынком понимается сфера торговли финансовыми активами, которая характеризуется, во-первых, экономическими отношениями между продавцами и покупателями финансовых ресурсов, во-вторых, другими отношениями, связанными с движением денежных потоков. Элементами финансового рынка являются денежные средства, золото и драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, ценные бумаги. На этом рынке происходит обмен денег, предоставление кредита и мобилизация капитала. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых активов. Принято выделять несколько видов финансовых рынков: валютный, рынок золота и рынок капиталов. Основным видом финансового рынка является рынок капиталов, с помощью которого коммерческие организации изыскивают источники финансирования своей деятельности. На нём аккумулируются и обращаются долгосрочные капитальные активы и долговые обязательства. Поэтому рынок капиталов иногда подразделяют на рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов. Следует заметить, что финансовый менеджер должен управлять денежными потоками на финансовых рынках в интересах собственников организации или предприятия (как показано на Рис.1 собственниками организации являются акционеры).

В последнее время  в ряде развитых государств появились прямые ограничения отношений собственности на хозяйственные объекты в их натуральном выражении, то есть государства вмешиваются и не позволяют собственникам осуществлять произвол в отношении материальных объектов хозяйственной собственности. Отношения собственности там перенесены в область движения финансовых заменителей натуральных объектов, то есть перенесены туда, где обращаются акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги. Так произошло отделение собственников от их непосредственного влияния на финансы компании. Возникла необходимость в профессиональных посредниках между собственниками и финансами компании. Так посредником стал финансовый менеджер: он либо профессионально управляет денежными (финансовыми) потоками в организации от имени собственников, либо профессионально готовит информацию – ограничения, критерии, варианты, условия и др. – для принятия решений собственниками. Финансовый менеджер – это наёмный работник, он призван работать только в интересах собственников. В связи с этим важную роль играют не только профессиональные знания и навыки финансового менеджера, но и какие делегированы ему функции. Обычно выделяют три функции финансового менеджмента:

1) финансово-оперативная  (управление текущими активами  и текущими пассивами – платежи, расчёты, выплаты);

2) контрольно-аналитическая (анализ  финансовой отчётности и финансового  состояния организации, финансовое  планирование);

3) инвестиционно-финансовая (принятие  решений или подготовка инфор-

мации для принятия решений по формированию финансовых ресурсов и инвестициям предприятия).

Сейчас я хочу обратить ваше внимание на следующее. Никогда не подводите под финансовый менеджмент такие смежные дисциплины, как финансовый анализ, бухгалтерский учёт, финансовую математику и так далее. В наших вузах, в отличие от множества зарубежных, это самостоятельные полновесные учебные предметы, изучаемые российскими студентами подробно и отдельно. Вместе с тем, мы будем рассматривать тот или иной материал из этих предметов с точки зрения финансового менеджмента, поскольку любая из смежных дисциплин приобретает новую окраску в зависимости от целей её применения. Поэтому мы будем рассматривать только то из смежных дисциплин, что необходимо для понимания основного материала в финансовом менеджменте. Я, например, считаю, что бухгалтерские учёт и отчётность являются информационной основой финансового менеджмента. Кстати, поскольку мы заговорили о мнениях, то нужно сказать, что наша отечественная школа финансового менеджмента рассматривает финансовый менеджмент как науку об управлении финансами организации, направленную на достижение её стратегических и тактических целей. Это определение финансового менеджмента несколько отличается от принятой в странах развитого рынка. Американские и западноевропейские коллеги определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчёте на акцию, прибыли – возможны варианты. В условиях же российского рынка надо, как говорится, «брать шире»: финансовый менеджмент даёт необходимый набор методов для достижения тех целей, которые данная организация сама перед собой ставит. Главное – выбрать методы, соответствующие этой цели, а не противоречащие ей, и суметь их применить. В данном случае финансовый менеджмент воспринимается с позиции критериев принятия финансовых решений. При этом признаётся, что главные принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер, солидаризируясь тем самым с основными мировыми школами финансового менеджмента. Однако, адаптация этих универсальных принципов и методов к особенностям российского рынка необходима. В этой связи прошу вас обращать внимание на определение финансового менеджмента в литературе, выбираемой вами в магазине или в библиотеке под вошедшим в моду названием «Финансовый менеджмент». Как правило, в той литературе, где даётся западное определение финансового менеджмента, содержится немало полезных наставлений об общем менеджменте, об организационно-правовых формах предприятий, о приватизации, о различных финансовых инструментах и т.п., но основного содержания и главных методов финансового менеджмента совершенно не раскрывающих. По существу, эти книги представляют собой добротные мини-энциклопедии по юридическим и общеэкономическим основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бумаг, началам финансового анализа, налогообложения и даже бухгалтерского учёта, не дающие, однако, современной финансовой теории.

Наши предприниматели, используя теорию финансового менеджмента, ставят, как правило, следующие цели: 1) минимизация расходов; 2) безубыточность; 3) избежание банкротства и крупных финансовых неудач; 4) выживание в условиях конкурентной борьбы; 5) захват рынка конкретного товара; 6) достижение определённых темпов роста экономического потенциала; 7) рост объёмов производства и реализации; 8) лидерство в борьбе с конкурентами; 9) максимизация текущей прибыли; 10) максимизация цены фирмы.

Первые четыре вида целей – это цели организации в условиях экономического спада и кризиса. Следующие 5 пунктов – это цели организации в условиях экономического роста.

Теория и практика финансового менеджмента показали, что цели 1, 2 и 9 не могут быть универсальными для оценки всех направлений деятельности организации. Часто организация, которая по данным бухгалтерской отчётности выглядит прибыльной, не может заплатить налог на прибыль в установленные сроки и находится на грани банкротства. С позиции этой цели трудно оценить такие действия компании как, например, распространение бесплатно части фирменной продукции, буклетов, масштабные рекламные мероприятия, покупка лицензии на новую технологию, покупка конкурента.

Цели 3 и 7 могут использоваться только в краткосрочной перспективе.

Цель 8 достаточно универсальна и может быть использована достаточно долго. Однако она страдает одним недостатком: её трудно оценить количественно и поэтому она не всегда понятна исполнителям, которые её реализовывают или будут реализовывать на практике.

В настоящее время менеджеры ведущих мировых корпораций ориентированы на достижение цели 10. Опыт работы фирм в рыночных условиях свидетельствует о том, что рыночная стоимость фирмы (цена фирмы) равна сумме денежных потоков, которые должна генерировать фирма в течение срока эксплуатации основного технологического оборудования с учётом периода их получения. Показатель денежных потоков, позволяющий оценить и доходность бизнеса и платежеспособность фирмы, таким образом, тесно связывается с основной целью финансового менеджмента и становится главным объектом финансового управления и планирования.

Необходимо подчеркнуть, что в  процессе формирования своих целей  организации и предприятия должны:

  • учитывать цели потребителей и клиентов, обеспечивая производство товаров и услуг, удовлетворяющих дифференцированный спрос различных групп покупателей;
  • гарантировать сохранение и возврат капитала инвесторов;
  • обеспечивать такой уровень доходов в результате собственной финансово-хозяйственной деятельности, который позволил бы обеспечить выплату заработной платы сотрудникам в соответствии с тарифным соглашением (коллективным договором), удовлетворить материальные запросы менеджеров в соответствии с их вкладом в достижение финансовых результатов организации, выплатить дивиденды и дать возможность собственникам капитала контролировать стратегические решения компании.

Кроме того, при формировании целей организация должна учитывать  цели государства и общества.

Таким образом, определение цели функционирования организации на рынке носит неоднозначный характер, так как у каждой цели существуют свои носители интересов и свои критерии достижения. Основой этой неоднозначности выступает разрыв между функцией владения, с одной стороны, и функцией управления и контроля – с другой. Этот разрыв усугубляется по мере усложнения форм организации бизнеса. Описание противоречий интересов владельцев капитала (акционеров) и менеджеров организации в каких только литературных источниках не излагается, начиная с последней главы 3-его тома «Капитал» К. Маркса. Основу противоречий между главными участниками бизнес-процесса составляет альтернативность решений, в первую очередь по формированию, распределению и использованию прибыли, а также соответствие риска, который берут на себя менеджеры при принятии управленческих решений, оплате их труда.

Приоритетность той  или иной цели по-разному объясняется  в рамках существующих теорий организации  бизнеса. Наиболее распространённой классической целью ведения бизнеса является первая из перечисленных целей – увеличение стоимости компании, обеспечение максимального дохода собственников компании. В рамках традиционной неоклассической модели предполагается, что любая компания существует для максимизации своей прибыли. При этом речь идёт о долгосрочной, «нормальной» прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Распространённым является также подход, когда определяющей целью выступает расширение рыночного сегмента компании за счёт увеличения объёмов производства и сбыта продукции.        

         

2. Концепции  и критерии эффективности финансового  менеджмента

 

Концепции финансового менеджмента, как и его цели, прошли длительный путь становления и развития. В  настоящее время их можно представить следующим набором:

1. Концепция денежного потока. Эта концепция утверждает, что любое предпринимательское решение сказывается на величине денежных средств организации, и потому наиболее точным критерием целесообразности такого решения является превышение поступлений денежных средств над их выплатами.

2. Концепция временной ценности денежных средств заключается в том, что денежная единица, полученная сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, неравноценны в связи с наличием факторов инфляции, риска и упущенной выгоды.

3. Концепция взаимосвязи риска и доходности предполагает, что получение любого дохода в предпринимательской деятельности связано с риском. Величина риска будет тем больше, чем выше предполагаемая доходность.

Тема 6 Лекция.doc

— 361.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по финансовому менеджменту