Электронное банковское обслуживание в стратегии развития банка

Автор работы: l************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение пенсионной системе;
- проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
- выявить причины пенсионного реформирования;
- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России,
- охарактеризовать современный этап развития;
- наметить перспективы российской пенсионной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и значение пенсионной системы в рыночных отношениях………….5
Пенсия: сущность и виды……..……………………………...5
Эволюция пенсионных систем за рубежом, их характеристики………………………………………………...…...11
2. Особенности становления российской пенсионной системы……………...18
2.1. Содержание пенсионной системы в России............................18
2.2. Необходимость и предпосылки реформирования пенсионной системы в России………………………………………………………………...24
2.3. Проблемы и перспективы реформирования пенсионных систем…………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА печать.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

     Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой. 1

     Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или регионе).  Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработную плату. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп

граждан, составляющих в развитых странах  большинство населения.

     Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это просто, при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в 40–45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счет такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, и т.д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается зачертой бедности или на ее грани.

     Абсолютный  уровень пенсионного  обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

      Уровень и качество пенсионного обеспечения  – важная составляющая экономического и социального положения населения  страны. В большинстве развитых стран  пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников: государственных пенсионных систем (в рамках государственного социального страхования), пенсионных систем предприятий-работодателей и, наконец, через индивидуальные накопления в негосударственных пенсионных фондах, страховых компаниях и иных финансовых организациях.

      Государственные системы пенсионного обеспечения  обслуживают все население страны или только государственных служащих, вооруженные силы, а иногда и отдельные  отрасли, например, персонал железных дорог.

      Во  многих странах основными институтами, обеспечивающими пенсиями по старости, нетрудоспособности и т.д. значительную часть населения, являются пенсионные фонды персонала предприятий, фирм, профессиональных союзов и международных организаций. Такие фонды обычно называют частными или производственными.

      Страховые компании в качестве одного из видов  своей деятельности также занимаются индивидуальным и групповым страхованием пенсий.

      Уровень развития частных пенсионных фондов и страхования пенсий в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения.

      Выделяются  две основные группы систем по источникам финансирования, которые условно  назовем бюджетные (нефондируемые) и страховые (фондируемые). Бюджетные  системы производят аккумулирование  средств (из бюджетов государства, профсоюзов, корпораций и иных поступлений) и распределяют их для текущих выплат пенсий.

      Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительный источник денежных поступлений. Поэтому финансовые результаты пенсионного обеспечения в бюджетных системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли аккумулировать необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы, в частности и наша российская распределительная система государственных пенсий. Преобладающая часть пенсионных систем относится ко второй группе. Принципиальным для систем этой группы является систематическое долгосрочное накопление средств для обеспечения выплат пенсий. Сами пенсии в таких системах следует рассматривать как результат специального страхования. Иначе говоря, баланс взносов и пенсий определяется страховыми принципами. 
 

     1.2. Эволюция пенсионных систем за рубежом, их характеристики

     В принципе существует четыре способа  материального обеспечения пожилых людей. Во-первых, они могут продолжать работать наряду с молодыми, во-вторых, их может взять на свое обеспечение семья, в-третьих, старики могут получать пенсию и, в-четвертых, есть возможность жить на ранее сделанные сбережения. Пенсионное обеспечение играет серьезную роль, по сути дела, только в развитых и в отдельной части среднеразвитых стран. В остальной части мира общество еще не преодолело традиционный подход, при котором дети содержат своих пожилых родителей, а те пытаются трудиться по мере сил. 2

     Для начала взглянем на пенсионные системы некоторых развитых стран (Германия, Великобритания, США).

     Германия.

     Основателем первой в мире государственной системы  пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся  канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»).

     Государственная пенсионная система Германии до сих  пор одна из самых консервативных.  Пенсионный возраст в Германии общий для мужчин и женщин - 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда. 

     Те, кто работал на крупных предприятиях, получают еще и производственную пенсию. Такая пенсия возможна, если на предприятии создана пенсионная касса по договоренности между профсоюзом и администрацией. Производственная пенсия зависит от прибыли работодателя и стажа работника. При 10-летнем стаже работник уже может рассчитывать на такой вид пенсии. Производственную пенсию получает примерно половина немецких пенсионеров.

     Все государственные служащие имеют  дополнительную пенсию, которая равна  пенсии по старости.

     Часть работающих участвует в добровольных профессиональных пенсионных системах и личных планах. Добровольное пенсионное страхование в Германии в страховых  компаниях или Пенсионных кассах – оставлено на усмотрение самих граждан, государство лишь готово их стимулировать налоговыми льготами.

     Великобритания.

     Пенсионная  система Великобритании - одна из старейших  систем социального страхования  в мире (с 1908 года) и одна из самых сложных по организации, регулированию и набору возможностей, предоставленных будущим пенсионерам. Два раза (по итогам доклада комиссии лорда Уильяма Бевериджа в 1944 году и реформ 1982-86 гг.) система подвергалась глобальной перестройке. Тип модели системы назван «англо-саксонским» (иногда такие системы называют системами Бевериджа).

     В британской системе, пенсионеры могут  получать выплаты из трех источников: базовой социальной пенсии и трудовой пенсии («второй» государственной, зависящей  от заработка и стажа) из национальной страховой схемы, профессиональной пенсионной схемы и добровольных накоплений.

       Основным элементом Базового  уровня является базовая государственная  пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают  мужчины старше 65 лет и женщины  старше 60 лет, выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.

     Второй  обязательный уровень также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.

     По  умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.

     Также в Великобритании существует множество  различных способов накопления частных  пенсий. Наибольшее распространение  получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов — в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.

     США.

     В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут  обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

       В распределительной (государственной)  системе пенсионеры получают  деньги ныне работающих и уплачивающих  взносы в соответствующие пенсионные  фонды граждан. Крупнейшая государственная  пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г. и обеспечивает минимальную пенсию.

       К накопительным системам относятся  как государственные, так и  частные пенсионные программы.  Государственные накопительные  программы предназначены для  обеспечения граждан, работающих  на правительство и местные  органы. Работники, занятые в частном  секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы.

       В США действуют два вида  таких накопительных пенсионных  программ: с установленными выплатами  и установленными взносами.

       Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.

       Помимо участия в групповых  пенсионных программах, организуемых  по месту работы, каждый американец  может открыть и свой личный  пенсионный счет. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, счет может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

     Первой  страной в СНГ, осуществившей  реформу пенсионной системы, является Республика Казахстан. В 1997 году был принят закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании новой накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной. За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель, которая не содержит распределительного механизма и основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников. Переход к накопительной пенсионной системе осуществляется планомерно и ожидается, что он будет окончательно завершен в период до 2038—2040 гг.

Информация о работе Электронное банковское обслуживание в стратегии развития банка