Эластичность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание

Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

. Таблица 3

Расчет коэффициента эластичности спроса по доходу

№ п/п

Доход

Величина спроса

Коэффициент эластичности

1

2

3

4

1

10 000

5

0

2

15 000

5

0

3

20 000

5

0

4

40 000

5

0

5

100 000

4

0,12


Таким образом,  товар, представленный показателями таблицы 3, имеет эластичность спроса от 0 до 0,12% и удовлетворяет требованию  0< Е <1 – товары первой необходимости, чем хлеб и является.

 

3. Перекрестная эластичность  спроса.

Это отношение процентного  изменения спроса на один товар к  процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

• положительная;

• отрицательная;

• нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится  к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Рассмотрим результаты анкетных данных на два товара: белый  и черный хлеб.

Таблица 4

Результаты анкетирования

№ п/п

Цена белого хлеба, руб

Величина спроса

Цена черного хлеба, руб.

Величина спроса

1

2

3

6

7

1

18

5

18

4

2

20

5

18

5

3

22

4

18

5

4

27

3

18

6

5

36

2

18

7

6

54

1

18

8


* Величина спроса ворожена в баллах: 5баллов – максимальное значение

Перекрестная эластичность рассчитывается по формуле:

Е=(ΔQа/Qа)/(ΔРb/Рb),

 где под a и b подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар (a) в ответ на изменение цены другого товара (b) . В зависимости от значений принимающих переменной E  различают следующие связи между товарами  a и b :

Товары субституты

Е > 0

Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление  товара B. Например, две марки стирального  порошка.

Комплементарные блага

Е < 0

Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним.

Независимые друг от друга товары

Е = 0

Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.


 

Таблица 5

Расчет коэффициента перекрестной эластичности спроса

№ п/п

Цена белого хлеба, руб

№ п/п

Цена черного хлеба, руб.

Величина спроса

Коэффициент эластичности.

1

2

1

6

7

8

1

18

5

18

4

0

2

20

5

18

5

0,55

3

22

4

18

5

0,1

4

27

3

18

8

0,44

5

36

2

18

10

1

6

54

2

18

10

0


При возрастании цены на белый хлеб с 10% до 200%, при неизменной цене на черный хлеб график будет иметь  следующий вид:

Рисунок 5. Перекрестная эластичность спроса на белый и черный хлеб

Расчет коэффициента перекрестной эластичности  составляет интервал от 0 до 1, что соответствует Е > 0, то есть потребители теоретически могут заменить белый хлеб черным, при повышении цены первого товара.

Рассмотрим расчет себестоимости  хлеба и хлебобулочных изделий  на примере Суровикинского производственного потребительского общества Суровикинского района.

Таблица 6

Статьи калькуляции себестоимости  хлеба и хлебобулочных изделий 

Элементы затрат

Номер статьи

Статьи затрат

1

2

3

1. Материальные 

1

Мука 

 

2

Черствый и бракованный  хлеб

 

3

Прочие основные материалы (соль, сахар, масло и др.)

 

4

Отклонения в стоимости  материалов, включая транспортно-заготовительные  расходы 

 

5

Полуфабрикаты собственного производства  (тесто)

 

6

Топливо и энергия  на технологические нужды

 

7

Возвратные отходы

Итого Материальные

   

1

2

3

2. Оплата труда 

8

Основная заработная плата производственных рабочих

 

9

Дополнительная заработная плата производственных рабочих 

Итого Оплата труда

   

3. Отчисления на социальные  нужды 

10

Отчисления на социальные нужды от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих

Итого Отчисления на социальные нужды

   

4. Амортизация

11

Амортизация основных средств 

 

11а

Амортизация нематериальных активов 

Итого Амортизация

   

5. Прочие расходы

12

Упаковочные материалы

 

13

Расходы на освоение и  подготовку производства

 

14

Расходы на эксплуатацию производственных машин и оборудования

 

15

Потери от брака 

 

16

Прочие производственные расходы 

 

17

Общехозяйственные расходы 

 

18

Расходы на продажу 

Итого Прочие расходы

   

Всего полная себестоимость  хлебобулочных изделий (п.1+п.2+п.3+п.4+п.5)


 

В целях увеличения сроков реализации изделия упаковывают. Применяют  следующие виды упаковочных материалов: бумагу и бумагу, дублированную полиэтиленом или другими материалами, и пакеты из них; полиэтиленовые пленки и пакеты из них; полипропиленовую пленку и пакеты из них; целлофановую пленку и другие упаковочные материалы, разрешенные к применению органами здравоохранения.

Изделия упаковывают  поштучно или группой. Срок реализации в розничной торговой сети с момента выемки из печи ржаного хлеба из сеяной муки 24 ч, остальных видов – 36 ч.

 

 

 

 

Таблица 7

Производительность хлеба  белого ППО Суровикинского района за 2007-2011гг

Года

Производительность, кг

Цена, р.

Выручка, р

1

2

3

4

5

1

2007

258828

11,3

2924756

2

2008

297364

12

3568368

3

2009

203467

13,1

2665418

4

2010

301002

13,8

4153828

5

2011

320197

14,5

4642857


 

Схема производительности ППО Суровикинского района за

2007-2011гг

Исходя из расчета  эластичности по цене, на основе анкетирования, рассчитаем прибыль (убыток) ППО Суровикинского района при понижении цены на 10% и 20% (таблица 8).

Таблица 8

 

Года

Производительность, кг

Цена при снижении 10%, р.

Выручка, р

Цена при снижении 20%, р.

Выручка, р

1

2

3

4

5

   

1

2007

258828

10,17

2632281

9,04

26439798

2

2008

297364

10,8

3211531

9,6

34256333

3

2009

203467

11,79

2398876

10,48

27933577

4

2010

301002

12,42

3738445

11,04

45858257

5

2011

320197

13,05

4178571

11,6

53857135


Рисунок 6. Схема производительности ППО Суровикинского района за

2007-2011гг с учетом 10% и 20% скидки

 

Как свидетельствуют  данные при снижении цены на товары первой необходимости, коим и является хлеб, предприятие будет нести  убытки, и прямопропорционально, при  увеличении же цены в общем на продукцию в целом – предприятие увеличит свою прибыль, если же цена увеличится только на данном предприятии, то вряд ли выдержит конкуренцию хлебопекарен с более низкими ценами, вследствие чего понесет убытки

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В наиболее общем виде функция спроса (или предложения) на товар зависит от огромного количества ценовых и неценовых детерминант.

Эластичность спроса (или предложения) по отношению к  любой из детерминант характеризует  чувствительность величины спроса (или  предложения) к процентному изменению этой детерминанты, при том что другие детерминанты полагаются постоянными.

Математически это означает, что для определения эластичности в точке необходимо нахождение частной  производной функции спроса (или  предложения) по какой-либо детерминанте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Максимова В.Ф., Микроэкономика: Учебник - 5-е издперераб и доп - («Университетская серия») (ГРИФ) //Максимова ВФ - Маркет ДС, 2012 – с.376.
  2. Рудакова Е.И., Микроэкономика Программа планы лекций и семинаров тесты задачи ситуации Методическое пособие, Дело и сервис (ДиС), 2011 – с. 220.
  3. Гальперин В.М., Микроэкономика Учебник В 3-х томах Том 2 Гриф МО РФ, Омега-Л, 2007 – с. 136.
  4. Розанова Н.М., Микроэкономика Руководство для будущих профессионалов Учебник для бакалавров Гриф МО, Юрайт; 2012 – с. 580.
  5. Покатович Е.В., Микроэкономика: задачи и решения Учебное пособие Гриф УМО МО РФ, Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2010 – с. 410.
  6. Пиндайк Р. С., Микроэкономика: Учебник для вузов 5-е изд., Питер-Юг, 2012 – с. 820. 

 




Информация о работе Эластичность товара