Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- характеристика эластичности спроса и её измерения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
- рассмотрение перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по ходу

Содержание

Введение 3
1. Эластичность спроса и предложения 5
1.1. Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса 5
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 9
1.3. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по ходу 11
1.4. Общая характеристика эластичности предложения 13
1.5. Факторы, влияющие на эластичность предложения 16
2. Варианты практического применения теории эластичности 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

практическое использование эластичности.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

S1

 P P налог


 D S0


 D SP


Pналог P0 


P0 S0




 

  Q


Q1 Q0 Q QQ0

а) б)

Рис. 6. Распределение  налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D —  спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога.

 

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 6, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.5

В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Следует обратить внимание на выделенные жирной линией треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теория эластичности спроса так же применяется и в  сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Характер воздействия  автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости  частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

 

Заключение

 

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

1. Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величины цен на него называется спросом. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность – мера изменения величины спроса при изменении уровня цены.6 По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. Оценка эластичности спроса позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

2. Ценовую эластичность  спроса можно определить, наблюдая  за характером воздействия изменения  цены на величину общей выручки  от продажи продукции. Если  цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

3. Основными факторами, влияющими на эластичность спроса являются наличие товаров – заменителей, время и значимость товара для потребителя. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

4. Предложение различных  товаров при одинаковом по  масштабам изменении цены возрастает  по – разному. Мера изменения  величины предложения товаров при изменении цен ан них называется эластичностью предложения.

5. Основными факторами,  влияющими на эластичность предложения  являются: фактор времени, степень  сохранности товара, стоимость его  хранения, возможности (гибкость) технологического  процесса. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

6. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

Список использованных источников

 

  1. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
  2. Экономика. Учебник/ Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. – М.: "Проспект", 1998. – 792 с.
  3. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Филологическое общество "СЛОВО", ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1999. – 544 с.
  4. Козырев В.м. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 368 с.
  5. Основы экономической теории. Учебное пособие/ Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд. – во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 284 с.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. – 656 с.
  7. Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 128 с.
  8. Экономическая теория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие/ Под ред. проф. И.К.Ларионова. – М.: 2001 г.
  9. Грязновой А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдановой. – М: Изд – во ГНОМ и Д, ИТД "КноРус", 2000. – 544 с
  10. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Еникс.- 2001.
  11. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических ВУЗов. - М.: Гардарика, 2003.
  12. Самуэльсон П./ Экономика. Том 2-ой. М.: Изд.дом "Дашков и Ко", 2002.
  13. Сафрончук М.В. Микроэкономика: курс лекций. – М.: Изд. – во ЭКСМО, 2005. – 256 с.
  14. Курс экономики/ Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: Инфра – М, 2004г.
  15. Экономическя теория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 448 с.
  16. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 656 с.
  17. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е, А., - Киров,1996.
  18. Иохин В.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
  19. Гальперин В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев. – М.: Изд – во СПб: эконом школа, 1999. – 280 с.
  20. Программа информационной поддержки Российской науки и образования "КонсультантПлюс: высшая школа"

1 Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 187

2 Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 189 – 190/

3 Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 192 – 193.

4 Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004. с. 76.

5 Самуэльсон П./ Экономика. Том 2-ой. М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2002. с. 101.

6 Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004г.с. 77.


Информация о работе Эластичность спроса и предложения