Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3-4
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Расчет коэффициента точечной и дуговой эластичности спроса. Основные факторы эластичности спроса. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию………………..5-17
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса…..18-21
3. Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения. Факторы эластичности мгновенная, краткосрочное и долгожданное равновесие……….22-25
4. Практическое значение анализа эластичности………………………………..26-27
Заключение…………………………………………………………………………28-29
Список использованной литературы……………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 2.15 Мб (Скачать документ)

Так как  в экономической теории воздействие каждой переменной, определяющей спрос(p1,  p2,  y, λ)  на запрашиваемое количество исследуется изолированно, равенство (1) часто записывают в упрощенной форме:

q1 =  q1D  (p1) (2)

Функциональное  соотношение между запрашиваемым  количеством и ценой продукта (2) может быть представлено в виде кривой спроса. Кривая спроса имеет снижающийся характер и отражает правило: запрашиваемое количество про тем больше, чем ниже его цена. Кривые спроса могут иметь различную форму: выгнутую, прямую и вогнутую.

Вышеуказанная зависимость наиболее типично проявляется, если делается допущение о нахождении хозяйственной системы  в состоянии равновесия.  При этом у субъектов рынка нет повода для изменения хозяйственных планов, то есть ожидания хозяйствующих субъектов согласуются с реальностью. В такой ситуации хозяйство оптимально.

Для рассмотрения условий равновесия и оптимальности  необходима информация о целях отдельных индивидуумов на рынке. Согласно теории домашнего хозяйства хозяйствующие субъекты всегда стремятся к максимизации пользы. Поэтому первая задача экономической теории спроса состоит в том, чтобы показать, при каком количественном спросе максимизируется польза индивидуума. Вторая задача — показать, как меняются запрашиваемые количества товара, если изменяются условия, определяющие состояние равновесия вначале.

Состояние равновесия домашнего хозяйства  и действие изменения цен могут  быть представлены графически.

Предполагается, что между продуктами существуют отношения замещения, то есть товары q± и д2удовлетворяют одинаковые потребности. При этом индивидуум готов обменять единицу одного товара на единицу другого без изменения уровня полезности. Такое состояние может быть отображено кривой безразличия (кривой индеференции). Она представляет собой геометрическое место точек всех комбинаций товаров, которые характеризуют для индивидуума одинаковый уровень пользы.

Кривые  безразличия показывают, что с  удалением от начала координат уровень пользы возрастает. Из этого следует, что отдельный индивидуум стремится достичь той кривой безразличия, которая дальше всего отодвинута от начала координат.

Однако  стремление максимизировать пользу ограничено объективными условиями. В экономической теории спроса для совершенных рынков доход, а также цена продукта для каждого индивидуума — заранее данные величины. Из этого следует, что имеется возможность выбора лишь в рамках данных условий. На спрос оказывает влияние много факторов.

Основные  из них следующие:

Изменение цены на сопряженные товары. Например, увеличение цены на крупу гречневую приводит к повышению спроса на крупу  пшено, горох.

Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение доходов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное масло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к увеличению спроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.

Изменение вкусов покупателей.

Более высокое содержание холестерина  в баранине ведет к росту потребления  мяса птицы.

Изменение числа покупателей.

Снижение  уровня рождаемости уменьшает спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.

Изменение в ожиданиях потребностей.

Неблагоприятная погода в южных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных  и макаронных изделий.

 

 

 

 

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ

 

Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                       (7)

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

       ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна.

Для товаров, спрос  на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.

Для товаров  качественных - чем больше товар  нужен семье, тем меньше его эластичность.

В таблице 2  приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.).

На рисунке 3, а  представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

    Таблица  2

Группа товаров

Наименование товаров

Значение

1

2

3

Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью

Цельное молоко
Свинина

Картофель

-0,5

-0,2

-0.2


 

 

 

                                                                     Продолжение таблицы  2

 

1

2

3

Неэластичные  товары

Кофе 

Птица

Сыр

Говядина 

Сигареты

0,0

0,3

0,4

0,5

0,8

Эластичные  товары

Бензин 

Вино 

Товары длительного  пользования

1,1

1,4

1,8


 

 

 


Рисунок 3. Эластичность спроса по доходу

 

Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей .

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.

Чем больше население  страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.

 Перекрестная эластичность  спроса

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для  определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

 

                                         (6)

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие  товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба  повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент  перекрестной эластичности, который  в данном случае равен 1,8, можно сделать  вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

 

                                       (8)

 

где  Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при  оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным  понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения  выступает как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рисунок 4).

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

 

 

Рис. 4. Варианты эластичности предложения:

кривая А — единичная эластичность;

кривая В — эластичное предложение;

кривая С — неэластичное предложение

 

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать  увеличение количества предлагаемого  к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть  случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

 Показатели эластичности предложения

Аналогично понятию « эластичность спроса» выделяют понятие «эластичность предложения». Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения