Эластичность спроса и предложения: понятие, виды и показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются понятия, виды и показатели эластичности спроса и предложения; кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а, следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Спрос и его эластичность
Понятие спроса 5
Понятие эластичности спроса 9
Эластичность спроса по цене, показатели 11
Эластичность спроса по доходу 15
Глава 2. Предложение и его эластичность
2.1 Понятие предложения 19
2.2 Эластичность предложения 26
2.3 Перекрестная эластичность 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 205.43 Кб (Скачать документ)

Также как и в случае с кривой спроса у кривой предложения  возможны как сдвиги, так и движение точки вдоль кривой. Движение вдоль  кривой предложения – реакция  продавцов на изменение цены блага  при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое  производители желают и могут  продать (рис. 5).

Рис. 5 Движение вдоль кривой предложения

Из рисунка мы видим, что  имеет место перемещение от одной  точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Таким образом, движение вдоль кривой предложения  означает, что происходит изменение  величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

Сдвиг кривой предложения  выражает реакцию производителей на вариацию неценовых факторов, влекущих изменение величины предложения (даже его характера). Данный процесс иллюстрируется сдвигом все кривой предложения. При этом смещение вправо характеризует  увеличение предложения, сдвиг влево  – его сокращение (рис. 6).

Итак, если подвергаются изменениям неценовые факторы, то это влечет сдвиг кривой предложения. Когда  же происходит изменение величины предложения  как реакция на изменение цены данного товара, то имеет место  движение вдоль кривой предложения.

 

Рис. 6 Сдвиг кривой предложения.

Как уже говорилось ранее, количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать, называется количеством предложенного товара (QSх) или объемом, величиной предложения. Отметим, что QSх может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям. Величина QSх также зависит от промежутка времени, как и QDх, поэтому и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (например, месяц). На количество товара Х, которое фирмы желают произвести и реализовать, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие:

• цена самого товара Х (обозначим  ее Рх);

• цены ресурсов (Pr), используемых в производстве товара Х;

• уровень технологии (L);

• цели фирмы (А);

• величины налогов и  субсидий (Т);

• цены на иные товары (Рi);

• ожидания (Е);

• количество производителей товаров (N).

Всю совокупность значений QSх товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (S) товара Х. Предложение можно представить в виде функции, в табличной или графической форме. Представим функцию предложения в табличной форме.

Таблица 2

Исследуемая комбинация

Цена единицы товара Х (руб.)

Количество товара Х, предлагаемое к продаже (тыс.шт.)

А

10

50

В

15

220

С

20

350

D

25

480

Е

30

580

F

35

670


 

Данные табл. 2 отражают важнейшую  характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Это является законом предложения.

Взаимодействие спроса и  предложения порождает на рынке  равновесную цену и равновесный  объем товара, то есть достигается  рыночное равновесие.

Итак, взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий  формирование рыночной цены, которая  удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители.

При рыночном равновесии отсутствуют  факторы, ведущие как к повышению, так и к понижении цены до тех пор, пока все прочие условия остаются неизменными.

Графически взаимодействие спроса и предложения изобразим  на рисунке (рис.7). Наглядно видно, что  рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (обычно обозначается Е). Данная точка отражает равенство  величины спроса с величиной предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает  в качестве равновесной. Равенство  объема спроса и объема предложения  представляет собой также и равновесный  объем.

В реальности цена, по которой  товар продается или покупается, может совсем не совпадать с равновесной. Также как и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Причина явления кроется в том, что равновесное состояние нестабильно, так как условия рынка, определяющие рыночное равновесие, также нестабильны и вызывают изменения спроса и предложения.

 

Рис. 7 Взаимодействие спроса и предложения

 

2.2 Эластичность предложения

 

Как уже говорилось, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Способность одной экономической  переменной реагировать на изменение  другой может быть проиллюстрирована  различными методами, исходя из выбранных  единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности –  это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения  другой переменной . Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

В экономической науке  выделяют следующие виды эластичности [12, С.13]:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность предложения по цене
  • точечная эластичность спроса
  • перекрестная эластичность спроса по цене
  • дуговая эластичность спроса
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность прямой линии
  • эластичность технического замещения.

Основной, рассматриваемой  на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ). Ее мы рассматривали ранее.

Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:

  • эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;
  • неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;
  • абсолютно эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.

 

2.3 Перекрестная эластичность

 

Иногда важно знать, как  меняется количество товара X, на которое предъявляется спрос, при изменении цены другого товара Y. Сделать это можно с помощью перекрёстной эластичности спроса.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 

 

 

где “с” в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие  товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Для товаров  заменителей:

    • снижение цены товара Y вызывает снижение QD товара X
    • рост цены Y проводит к увеличению QD товара X

Для товаров  комплементарных:

    • увеличение Py вызывает сокращение QSx
    • падение Py приводит к росту QDx

То есть:

    • Для взаимозаменяемых товаров, значения Ес всегда положительны и теоретически могут меняться от +бесконечности до 0.
    • Для взаимодополняемых товаров, значения Ес всегда отрицательны и могут меняться от – бесконечности до 0.

 Например, цена батона  белого хлеба повысилась с  4 до 5 руб., в результате спрос  на черный хлеб увеличился  с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав  коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен  1,8, можно сделать вывод, что  эти два вида хлеба являются  взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные  товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Перекрестная эластичность может быть:

  • положительная, характерна для товаров-субститутов;
  • отрицательная, присуща товарам-дополнителям;
  • нулевая, свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к дополнителям.

В микроэкономическом анализе  показатель эластичности может быть использован для:

  • определения ценовой политики предприятия;
  • анализа поведения потребителя;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие изменения цены товаров
  • определение стратегии компаний, максимизирующих свою прибыль;
  • разработка структуры налогообложения;
  • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, в особенности политики занятости населения.

Итак, мы рассмотрели основные теоретические вопросы касательно категорий спроса и предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности.

 

Заключение

Заметим, что хотя имеет  место большой интерес к исследованию эластичности товара, на практике они  осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина кроется  в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно практического характера, которые  и ограничивают реальную ценность измерения  эластичности. Так, мы уже упоминали, что все исследования должны проводиться при определенных неизменяющихся внешних условиях, то есть прогностическая ценность эластичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую затруднительно.

Помимо этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для  определения на их основе оптимальных  цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой составляет ±25%. Естественно, что подобный разброс недопустим при решении практических задач  ценообразования.

Поэтому изучение ценовой  эластичности как правило дополняется или заменяется изучением ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Главная идея здесь состоит в том, что потребителю предлагается сравнить достоинства товара с затратами на его приобретение и использование. При обеспечении товаром наилучшего соотношения цена/качество, потребитель совершает покупку. То есть, чувствительность к цене характеризуется через воспринимаемую ценность товара. То упрощение, которое мы принимаем при расчете эластичности, говоря о линейной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование эластичности анализ данных факторов.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения: понятие, виды и показатели