Эластичность спроса и предложения: понятие, виды и показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются понятия, виды и показатели эластичности спроса и предложения; кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а, следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Спрос и его эластичность
Понятие спроса 5
Понятие эластичности спроса 9
Эластичность спроса по цене, показатели 11
Эластичность спроса по доходу 15
Глава 2. Предложение и его эластичность
2.1 Понятие предложения 19
2.2 Эластичность предложения 26
2.3 Перекрестная эластичность 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 205.43 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине_____Микроэкономика_____________

(название  дисциплины)

 

 

  1. на тему: Эластичность спроса и предложения: понятие, виды и показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        (ФИО полностью)

Специальность:________________________________

Регистрационный номер ________________________

(номер договора на обучение)

 

Подпись студента______________________________

 

 

 

Проверил_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Содержание

Введение                                                                                         3

Глава 1. Спрос и его  эластичность

    1. Понятие спроса                                                                        5
    2. Понятие эластичности спроса                                                  9
    3. Эластичность спроса по цене, показатели                              11
    4. Эластичность спроса по доходу                                             15

Глава 2. Предложение и  его эластичность

2.1 Понятие предложения                                                              19

2.2 Эластичность предложения                                                     26

2.3 Перекрестная эластичность                                                     28

Заключение                                                                                     31

Список использованной литературы                                             32

 

 

 

Введение

 

Изучение спроса на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность  моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) ― все это предопределяет выживание  и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а  сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому  на первые роли выходят в настоящее  время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” ― этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.

В данной курсовой работе рассматриваются  понятия, виды и показатели эластичности спроса и предложения; кривые спроса и предложения и направление  их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и  масштабы изменения объема спроса и  предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения  изменяются определенным образом, а, следовательно, почему они пересекаются в той  или иной точке.

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет  выяснить, как происходит адаптация  рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая  цену на свою продукцию, имеет возможность  увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда  повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, —  важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие  у покупателя возможности удовлетворять  ту же потребность иным близким по назначению товаром.

Цель настоящей работы:

― раскрыть экономическое  содержание спроса,

― выявить закономерности в изменении спроса на рынке,

― разобраться какие факторы  влияют на изменения в спросе.

Актуальность данной темы заключается в том, что анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара.

 

Глава 1 . Спрос  и его эластичность.

    1. Понятие спроса

 

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить  за нужные им блага. То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляет себя в  величине своего объема, которая означает количество товара, которое было бы куплено по определенной цене при  неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Можно выделить некоторые  факторы, оказывающие влияние на величину спроса:

  • цена товара (блага);
  • цены прочих товаров (благ);
  • доходы потребителей;
  • количество потребителей данного товара (блага) в целом;
  • предпочтения потребителей;
  • инфляционные ожидания;
  • общий курс экономической политики государства.

Известный экономист Альфред Маршалл определил наличие связи между ценой товара (блага) и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. Однако здесь не утверждается некоего строгого соотношения между уменьшением цены на благо и увеличением спроса на него.

Обращаясь к современной  экономической литературе, обнаружим, что в настоящее время под  законом спроса понимают обратную зависимость  между ценой и величиной спроса на товар за определенный период. Данная зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).

Таким образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и  количеством товара, который потребители  хотят и имеют возможность  приобрести за единицу времени.

На рис.1. изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика  откладываются объем спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Из графика можно заметить, что  чем выше цена блага, тем меньше объем  спроса на него. Данная зависимость  получила название закона отрицательного наклона кривой спроса.

 

Рис.1. Кривая спроса на товар

 

Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя  причинами. Во-первых, имеет место  так называемый эффект замены, или  замещения. Он состоит в том, что  при росте цены определенного  блага потребитель старается  найти ему замену схожим товаром. Так, к примеру, если цена масла увеличивается, то покупатель перейдет на потребление  маргарина. А во-вторых, уменьшение количества спроса при повышении  цены обозначено эффектом дохода. При  увеличении цен на товар, покупатель начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем прежде. Например, если цена мяса увеличится в два  раза, то покупатель будет обладать меньшим уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление  указанного товара.

Справедливо, что, так как  экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится  в движении. Заметим здесь, что  неизменные кривые спроса мы можем  обнаружить лишь в учебниках.

В чем же причина сдвижения  кривой спроса? Дело в том, что здесь  в силу сложности функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний  реальный доход населения, изменятся  численность трудоспособного населения, что может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо.

Однако движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В  целом, выделяется два типа сдвигов. Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига состоит в обратном – величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.

 

Рис.2. Сдвиги кривой спроса

 

Таким образом, на основании  рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево.

Далее особого внимания требует к себе изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 3). В целом, изменение величины спроса определяется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.

 

Рис.3 Перемещение по кривой спроса

 

Также если цена на товар  уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится  к специальным группам). Однако здесь  объем покупок увеличивается  за счет снижения цены, а не благодаря  увеличению спроса. Данное изменение  иллюстрируется перемещением по кривой спроса.

 

    1. Понятие эластичности спроса

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Эластичность спроса —  изменение спроса на данный товар  под влиянием экономических и  социальных факторов, связанных с  изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень  снижения цен выше прироста спроса.

Важным моментом, оказывающим  воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного  конкретного продукта в случае повышения  его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба  и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать  эластичность по отношению к отдельным  видам сигарет, сортам мыла и ому подобного, то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима  к изделиям, выпускаемым отдельной  фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения: понятие, виды и показатели