Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:34, контрольная работа

Описание

Мы живем в современном мире, в мире новейших технологий и открытий. Это все, безусловно, облегчает нам нашу жизнь, но возникли реальные угрозы для нашей жизни. Человечество ощутило и осознало техногенные угрозы и опасности позже, чем природные. Только с развитием техносферы в нашу жизнь ворвались техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Катастрофы и их классификации…………………………………………………..4
Природные катастрофы…………………………………………………………….6
Техногенные катастрофы…………………………………………………………..8
Экономические последствия……………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список используемых источников……………

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Эколого-экон оценка последствий природных(техног)катастроф - копия.docx

— 44.91 Кб (Скачать документ)

Аварии на очистных сооружениях. В данной отрасли промышленности различают две группы аварий:

- на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

- на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Опасность возникновения затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Причинами авиакатастроф являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение боевым оружием.

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономические  последствия

 

Теперь попробуем рассмотреть  ЧС с экономической стороны. Катастрофы и аварии наносят удар не только по здоровью человека, но и по экономической  сфере тоже. Для нынешнего состояния  России и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз  в природно-техногенной сфере, а  техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами экономики. Крупнейшие катастрофы и аварии нанесли огромный ущерб  окружающей среде за последние десятки  лет, на восстановление которой понадобилась огромное количество денег. Прямые экономические  потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для  его измерения используются различные  показатели, среди которых ведущую  роль играют экономические показатели. В настоящее время уделяется  большое внимание экономическому обеспечению  мероприятий по предупреждению и  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных  экономических последствий воздействия чрезвычайных ситуаций способствует формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики от их последствий. Это позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать и без того ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.

Экономический ущерб от природных и техногенных катастроф следует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме.

По идее, это определение  совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен  с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных  и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из этого определения, экономический ущерб рассматривается  как прямой ущерб, который в свою очередь, разделяется на хозяйственный  и демографический т.е. социальный, косвенный ущерб, так же ущерб  от упущенной выгоды и затраты, связанные  с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого  вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На макроэкономическом уровне экономический ущерб дополнительно  включает следующие элементы:

1. Прямой экономический  ущерб состоит из:

- затрат на выполнение  аварийно-спасательных и других  неотложных работ;

- единовременных выплат  семьям погибших и пострадавших;

- расходов по приобретению  необходимых медикаментов и оборудования;

- расходов по оплате  труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников  ликвидации чрезвычайных ситуации;

- затрат на обеспечение  жилым фондом лиц, потерявших  кров;

- затрат на восстановление  государственных предприятий и  инфраструктуры, субсидии  пострадавшим  фирмам;

- расходов по выплате  пособий лицам, ставшим в результате  чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т. п.;

- затрат на немедленную  ликвидацию экологически опасных  последствий воздействия поражающих  факторов чрезвычайной ситуации;

2. Косвенный экономический  ущерб. Он представляет собой  неопределенные четко, неадресные  расходы, к которым относятся:

- снижение финансовых  поступлений в доходную часть  бюджетов всех уровней; в результате  сокращения налогооблагаемой базы  как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.

- расходы государственных  внебюджетных фондов по медицинскому  санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;

Как определить, насколько  пострадала экономическая часть  в результате чрезвычайной ситуации? Определение физической характеристики последствий экстремальных явлений  дает возможность для расчета  экономических последствий чрезвычайной ситуации. При этом, основными входными параметрами являются данные о наличии  и составе основных производственных и непроизводственных фондов в населенных пунктах попадающие в зону влияния  поражающих факторов, и, конечно же, также данные о численности населения, поголовье скота, объемах запасов материальных средств, объемах производства предприятий и размерах сельскохозяйственных угодий, подвергающихся возможному воздействию.

Данные прогнозы позволяют  получить комплексную картину. Эта  картина дает возможность на общегосударственном  уровне рассмотреть вопросы устойчивости экономики области и выявить  имеющиеся узкие места. Так же уточнить стратегию защиты от последующих  экстремальных явлений.

Сегодня, воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику рассматривают на микро и макроуровнях.

На макроуровне на экономику  влияют чрезвычайные ситуации природного, биолого-социального, экологического характера, только если их масштабы достигаю регионального или глобального уровня. Эти факторы влияют на величину валового национального продукта, на доходы населения, на величину импорта и экспорта, на равновесие совокупного спроса и предложения на рынке, на активность предпринимательской деятельности, сбережения и инвестиции, на рынок труда, на политику государства и многое другое.

Что касается микроуровня, то на нем проявляются все чрезвычайные ситуации, в том числе местного и объектного масштабов. Они сильно влияют на работу производственных объектов  и на такие экономические категории, как количество и качество выпускаемой  продукции, спрос и предложение  на рынке, рентабельность работы предприятия, товарооборот, замещение потребностей,  издержки производства, прибыль от выпускаемой продукции, заработная плата, конкурентоспособность выпускаемой  продукции и др.

Примерно с 90-х годов  в Российской Федерации в связи  с ростом числа чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, усилия, направленные только на ликвидацию последствий  этих самых чрезвычайных ситуаций становятся всё менее и  менее эффективными. В этот период времени, одной из самых главных  и основных задач в области  защиты населения и территорий становятся задачи прогнозирования и предупреждения опасности.

До конца двадцатого века основное внимание в деятельности МЧС  уделялось непосредственно ликвидации ЧС, но необратимый рост величины ущерба от стихийных бедствий, а так же различных аварий а катастроф  делает эти усилия всё менее эффективными.

На территории России функционирует  более 45 тысяч опасных объектов. В их число входят:

-3 600 объектов, которые имеют значительные запасы аварийно-химических опасных веществ,

-113 исследовательских ядерных  установок, 

- 12 предприятий ядерного  топливного цикла, 

- свыше 8 тысяч взрыво - и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками,

-16 специальных комбинатов  по переработке и захоронению  радиоактивных отходов.

Все эти объекты представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и  катастроф. Нужно отметить, что на радиационно-дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.

За год происходит около 220 тысяч пожаров. Ежегодно во время  пожаров погибает 12–16 тысяч человек. Величина потерь от пожаров порядком превышает общий ущерб государства  от ЧС техногенного характера и является безвозвратной. Урон от пожаров требует больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей.

Помимо всего вышесказанного, в стране эксплуатируется более 30 тысяч водохранилищ и несколько  сотен накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях  отходов эксплуатируются без  реконструкции более 50 лет и находятся в предаварийном состоянии. Вероятность потерь с каждым днем все больше и больше.

Для оценки ЧС могут быть использованы следующие методы:

- экономико-статистический (статистический),

- метод экспертных оценок,

- комбинированный.

Первый метод основан  на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных  факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки.

В результате обработки статистических данных, строятся уравнения регрессии, которые характеризуют изменения  ущербообразующих признаков в зависимости  от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Если знать значение указанных  факторов, то можно определить возможный  размер натуральных потерь. Умножая  показатель потерь на соответствующий  стоимостный показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.

Метод экспертных оценок применяется  при отсутствии массива статистических данных или малой изученности  явления, иными словами, в условиях неопределенности. Суть его заключается  в опросе мнений специалистов, имеющие  опыт научных исследований по данной проблеме и практической работе в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба той или иной чрезвычайной ситуации. Это является наиболее точным методом оценки опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев все данные, можно еще раз убедиться в том, что человеческая жизнь в огромной опасности. На то, конечно же, много причин, и кто прав, а кто виноват, совершенно точно сказать нельзя. Беззаботное отношение людей к окружающей среде, не соблюдение экологических правил, наносит урон, как здоровью, так и экономике. Очень огорчает тот факт, что менталитет нашей страны совершенно не думает о том, как люди будут жить в будущем, их волнуют проблемы настоящего времени. Экономика беспрерывно продолжает находиться в состоянии опасности.

Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к  содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Почему существующая система  экономического регулирования предупреждающая  и ликвидирующая ЧС в настоящее  время мало эффективна?  Потому, что не обоснованы объемы резервов финансовых и материальных ресурсов, накапливаемых на федеральном, различных территориальных и отраслевых уровнях. Крайне слабо финансируются программы осуществления заблаговременных мероприятий по защите населения и территорий за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, не налажен механизм создания и пополнения республиканских, краевых, областных и местных целевых резервных внебюджетных фондов для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. Все это требует совершенствования механизма возмещения ущерба пострадавшим при ЧС физическим и юридическим лицам. К сожалению еще не созданы правовые и методические основы определения размеров возмещения этого ущерба, в том числе пропорций его возмещения из различных источников и порядка восстановления затраченных финансовых и материальных средств. Слабо действует механизм страхования, поскольку законодательно не определены виды и условия обязательного страхования от ЧС.

Информация о работе Экономика природопользования