Экономика Норвегии: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить и проанализировать основные аспекты экономической деятельности Норвегии, а также определить ее место как среди крупных экономически развитых стран мира, так и среди развивающихся стран Европы.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии……....................................4
Геополитическая ситуация……………………………………………………………...4
Трудовые ресурсы. Рынок труда………………………………………………..............6
Промышленность. Природные ресурсы:
Морские ресурсы……………………………………………………………………7
Перерабатывающая промышленность……………………………………………..9
Нефть и газ…………………………………………..…...……………………….…10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии. Современный взгляд…………………………………………………………………………………………12
НАТО……………………………………………………………………………………..12
Норвегия и ООН…………………………………………………………………………13
ВТО. Роль Норвегии в международной торговле……………………………………...15
ОБСЕ……………………………………………………………………………………...17
Глава 3. Состояние экономики Норвегии на сегодняшний день………………………...19
Стратегия Норвегии в северных регионах…………………………………………………19
Сотрудничество по развитию:
Приоритетные направления…………………………………………………………….21
Сотрудничество Норвегии в развивающихся областях……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………........26
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НОРВЕГИЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

    Сокращение  бедности и социальное развитие

    Норвегия  рассматривает специализированные организации ООН и их программы  в качестве важного инструмента  обеспечения экономического и социального развития беднейших стран. В сентябре 2000 г. мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия, содержащую Цели развития на тысячелетие. Эти цели, включая уменьшение наполовину удельного веса населения, живущего в крайней бедности, должны быть достигнуты к 2015 г. Они являются руководящими принципами в реализации различных программ в рамках ООН. На достижение этих целей с 2000 г. направляются все усилия других стран и организаций. Они стали ядром норвежского Плана борьбы с бедностью и основополагающими принципами сотрудничества с развивающимися странами.

    Работа  по поддержанию мира

    Норвегия  активно поддерживает меры по усилению роли ООН в предотвращении конфликтов и урегулировании кризисов, а  также  в различных мирных процессах. Норвегия -  движущая сила миротворческой деятельности ООН и в числе одной из первых стран вошла в созданную в 2006 г. комиссию по миротворчеству. Мирные операции ООН являются важным инструментом в усилиях международного сообщества, направленных на обеспечение мира и безопасности. Норвегия вносит существенный вклад в эту деятельность. Норвегия уделяет особое внимание координации военных и гражданских действий, тому, чтобы военная и гуманитарная составляющая и развитие рассматривались в едином контексте и складывались в комплексную стратегию, направленную на обеспечение продолжительного мира. При планировании и проведении мирных операций Норвегия уделяет основное внимание положению и потребностям женщин, созданию условий их вовлечения в миротворческую деятельность.

    Демократия и права человека

    Развитие  демократии и уважение прав человека относятся к основным целям внешней политики Норвегии, которая активно борется за усиление роли ООН в этой области. Особое внимание Норвегия уделяет защите гражданского населения во время военных конфликтов, защите прав женщин и детей, защите борцов за права человека и прав коренных народов.

    Вклад Норвегии в ООН

    Выплаты Норвегии составляют около 0,68 % регулярного  бюджета ООН и бюджета миротворческих сил ООН. Однако регулярные выплаты  невелики по сравнению с добровольными вкладами. В 2004 г. общая сумма регулярных взносов Норвегии в ООН была менее 130 млн. долларов США.  Сумма добровольных вкладов (через фонды, программы и специализированные организации, но не через Всемирный банк и  региональные банки развития) в 2004 г. почти достигла 4, 5 млрд. По данным ООН Норвегия занимает седьмое место по объему финансовой поддержки ООН.  

    Норвегия  также является одним из крупнейших вкладчиков в фонды и программы  ООН, осуществляющие исполнительную деятельность этой организации. Программа развития ООН (UNDP ) координирует деятельность фондов и программ ООН для отдельных стран. Норвегия является одним из крупнейших доноров в Программу развития ООН, и мы придаем большое значение тесному сотрудничеству с организацией. Норвегия представлена в руководящих органах фондов и программ ООН.

    С момента основания ООН несколько представителей Норвегии занимали в ней важные должности. Среди них первый Генеральный Секретарь Трюгве Ли, бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланн, которая была Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения, бывший премьер-министр Торвалд Столтенберг, который был  Верховным комиссаром по беженцам, Ян Эгеланн является заместителем Генерального секретаря Координатора ООН по гуманитарным вопросам, а также возглавляет работу ООН по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Бывший премьер-министр Хьелль Магне Бунневик является Специальным посланником Генерального Секретаря по гуманитарным вопросам на Африканском роге. Терье Рёд-Ларсен был специальным посланником Генерального Секретаря по процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке, а сейчас является Специальным посланником по проблемам суверенитета Ливана.  Гейр О. Педерсен – личный представитель Генерального Секретаря в Ливане.

    В настоящее время Норвегия финансирует  от 50 до 60 молодых экспертов, занятых  в различных организациях под эгидой ООН. Примерно 15-25 сотрудников, которых финансирует Норвегия, вступают в должность ежегодно. 
 

  1. ВТО. Роль Норвегии в международной  торговле

    Благосостояние  и экономический рост Норвегии тесно  связаны с благоприятными рамочными  условиями ведения торговли с другими странами. Поэтому Норвегия активно участвует а  разработке комплекса обязательных для исполнения правил международной торговли, а также вошла в группу 23 стран мира, которые в 1947 году подписали Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (GATT). А когда в 1995 году Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле было преобразовано во Всемирную Торговую Организацию (WTO), эти международные правила были дополнены и усовершенствованы. На сегодняшний день ВТО – это международная организация, в состав которой входит около 150 стран, и ещё целый ряд стран стремится вступить в нее.

    Правила  ВТО защищают стран-участниц от дискриминации, протекционизма и доминирования  наиболее сильных стран в международной  торговле. Кроме этого, данные правила способствуют всеобщему росту и развитию. За последние пятьдесят лет тарифы на промышленную продукцию резко снизились. Сейчас в рамках ВТО подписаны соглашения, касающиеся  торговли сельскохозяйственной продукцией и услугами (Генеральное Соглашение ВТО о торговле услугами), а также торговых аспектов прав на интеллектуальную собственность, такую как патенты, торговые марки, авторское право (TRIPS). Существующая в ВТО система урегулирования споров и разногласий позволяет организации действовать эффективно и осуществлять свои права.

    Промышленная  продукция Норвегии и, что немаловажно, – экспорт рыбы, – продолжает сталкиваться с серьезными тарифными  барьерами на многих рынках. На данном этапе переговоров особая задача для Норвегии – добиться снижения таможенных тарифов на рыбу и рыбопродукты, в особенности на переработанную продукцию.

    В 2004 году Норвегия экспортировала услуги стоимостью порядка 176 миллиардов норвежских крон, что составляет примерно 24 процента от общих экспортных поступлений. Особо важное значение для Норвегии имеет улучшение условий доступа на рынки услуг в области морских перевозок и других услуг, связанных с морским судоходством, а также услуг в сфере телекоммуникаций и морского страхования. В то же время Норвегия выступает против использования давления с целью для выхода на рынки ключевых секторов государственных услуг и против навязывания наименее развитым странам жестких требований на переговорах.  

    Применение  протекционистских мер и антидемпинговых  пошлин превращается в серьёзную проблему, которая может заблокировать выход на отдельные рынки. Норвежская продукция, в особенности искусственно разводимая на фермах рыба, постоянно испытывает на себе действие таких мер как на рынке США, так и на рынке Евросоюза. Поэтому Норвегия в рамках ВТО ведёт работу над тем, чтобы затруднить принятие таких мер в протекционистских целях.

    Норвегия  стремится поддерживать интенсивную  жизнь сельскохозяйственного сектора  для того, чтобы обеспечить себе продовольственную безопасность, сохранить систему сельских поселений и существующий культурный ландшафт. Высокий уровень расходов означает, что Норвегия зависит как от поддержания определённого уровня протекционистских таможенных тарифов, так и от решения о поддержке сельского хозяйства. С другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции играет важную роль во многих странах, в том числе и в развивающихся странах. Страны-члены ВТО обязались либерализовать торговлю сельскохозяйственной продукцией путём снижения уровня таможенных тарифов и сокращения внутренних дотационных программ. Однако оказалось непросто договориться о том, как все эти меры должны осуществляться на практике.

    Норвегия  очень заинтересована в оказании большего содействия росту всеобщего  благосостояния. Более чем три  четверти из 150 стран-членов ВТО – это развивающиеся страны, а для них внешняя торговля является важнейшим инструментом увеличения своих доходов и создания основ для более интенсивного экономического роста. Поэтому в своей работе в рамках ВТО Норвегия придаёт особое значение необходимости обеспечивать особые потребности развивающихся стран.

    Норвегия  одобрила результаты Министерской конференции  ВТО, состоявшейся в декабре 2005 года в Гонконге, на которой были приняты  решения, имеющие важное значение для  развивающихся (и особенно для наименее развитых) стран, и разработаны планы по завершению раунда переговоров в Дохе к концу 2006 года. Норвегия будет конструктивно содействовать тому, чтобы добиться достижения на переговорах в Дохе сбалансированного результата, который обеспечит интересы всех членов ВТО. 
 
 

  1. ОБСЕ

    Норвегия  была одной из стран-основательниц  Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта организация  была создана  в 1975 году в Хельсинки  на Конференции по Безопасности и  Сотрудничеству в Европе, но с тех пор была существенно увеличена, и теперь включает 55 стран-членов в Европе, Северной Америке и СНГ. Подобно большинству других международных организаций, ОБСЕ подверглась серьезным изменениям со времен падения Берлинской Стены, что повлекло за собой появление в начале 1990х годов новых проектов для реализации в пределах  сферы влияния ОБСЕ. Вместе с ООН, ЕС и НАТО, ОБСЕ была вовлечена в процессы изменений на Балканах, в Восточной Европе и СНГ.

    Участие Норвегии в работе ОБСЕ основано на стремлении  объединить Восток и Запад и способствовать безопасности и демократическому развитию на всей территории ОБСЕ от Ванкувера до Владивостока. Целью ОБСЕ в первую очередь является укрепление мира, стабильности и тесного сотрудничества между абсолютно разными государствами. Активность Норвегии в рамках деятельности ОБСЕ наиболее сильно была проявлена в 1999 году, во время ее председательства в ОБСЕ. Основным направлением деятельности Норвегия избрала меры по ликвидации кризиса в Косово. Кроме того, дополнительно к осуществлению деятельности ОБСЕ в трех основных вышеуказанных сферах (военно-политической, социальной и экономико-экологической) , Норвегия настаивала на более скоординированных действиях в данных отраслях для достижения оптимального эффекта.

    В течение многих лет Норвегия поддерживала деятельность ОБСЕ на  высоком уровне и продолжит делать это и впредь. Одна из основных причин этого заключается  в том, что ОБСЕ фактически единственная политическая платформа, где почти  все страны Евразии и Северной Америки могут объединиться в обсуждении ключевых вопросов взаимодействия, имеющих отношение к безопасности, стабильности и развитию на такой обширном географическом пространстве. В этом плане ЕС, США и Россия – абсолютно равноправные партнеры. Большое количество стран-членов также гарантирует предоставление информационной и финансовой поддержки всем тем, кто активно стремится сделать свои государства более демократичными, стабильными, мирными и процветающими. Норвегия желает содействовать, насколько это возможно, этой важной  работе, как в политической сфере, так и в реализации конкретных проектов. 

 

Глава 3. Состояние экономики  Норвегии на сегодня и перспективы развития ее на будущее

  1. Стратегия Норвегии в Северных регионах

    Северные  регионы являются одними из наиболее важных регионов стратегического приоритета Норвегии. Главная цель – обеспечить устойчивый рост и развитие северных регионов через дальнейшее укрепление международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и научных исследований.

    Предпосылка стратегии правительства Норвегии в северных регионах – в растущем международном интересе к Арктике  и прилегающих районах Норвегии на севере. Вследствие глобальных изменений  климата на севере отступает полярный лёд. Эти значительные изменения вызывают большой интерес к региону исследователей климата со всего мира.

    Исчезновение  льда означает, что Арктика станет более доступной для деятельности человека. На севере есть крупные морские  месторождения нефти и газа, расположенные в основном на российской стороне. Новые и более короткие судоходные пути через Северный Ледовитый океан дадут возможность открыть судоходство между Азией и Европой / Северной Америкой. Развитие идёт быстрыми темпами, и перед нами встают значительные задачи и открываются большие возможности по управлению регионом.

    Для Норвегии важно по-прежнему обеспечивать низкую напряжённость в регионе  и хорошее сотрудничество с другими  странами. Такое развитие должно идти на пользу северному региону Норвегии и всей стране. При этом важна роль внешнеполитического измерения.

    Новые структурные элементы на севере

    Для определения курса в декабре 2006 г. была представлена отдельная стратегия  правительства Норвегии в северных регионах. Контроль над её исполнением осуществляется под руководством Министерства иностранных дел Норвегии. В то же время стратегия развития северных регионов представляет собой значительное внутриполитическое измерение, в работу вовлечено много других министерств.

    В марте 2009 г. правительство представило свой план по контролю за выполнением стратегии развития северных регионов, Новые структурные элементы на севере. К этому времени большинство мероприятий, предусмотренных стратегией 2006 года, были проработаны и реализованы. Документ по дальнейшему развитию должен рассматриваться в перспективе на 10 – 15 лет, расцениваться как динамичный, а не как окончательный план действий.

Информация о работе Экономика Норвегии: проблемы и перспективы