Экономика Норвегии: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить и проанализировать основные аспекты экономической деятельности Норвегии, а также определить ее место как среди крупных экономически развитых стран мира, так и среди развивающихся стран Европы.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии……....................................4
Геополитическая ситуация……………………………………………………………...4
Трудовые ресурсы. Рынок труда………………………………………………..............6
Промышленность. Природные ресурсы:
Морские ресурсы……………………………………………………………………7
Перерабатывающая промышленность……………………………………………..9
Нефть и газ…………………………………………..…...……………………….…10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии. Современный взгляд…………………………………………………………………………………………12
НАТО……………………………………………………………………………………..12
Норвегия и ООН…………………………………………………………………………13
ВТО. Роль Норвегии в международной торговле……………………………………...15
ОБСЕ……………………………………………………………………………………...17
Глава 3. Состояние экономики Норвегии на сегодняшний день………………………...19
Стратегия Норвегии в северных регионах…………………………………………………19
Сотрудничество по развитию:
Приоритетные направления…………………………………………………………….21
Сотрудничество Норвегии в развивающихся областях……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………........26
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НОРВЕГИЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТУЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Мировой Экономики 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ на тему:

Экономика Норвегии: проблемы и перспективы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Студент группы 730592: Мурадзаде.А.Ш

      Проверил:_______________________________Ганчарова Ю.Ю                                                                                                
 
 
 

                                                          Тула  2011 

                                                        Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии……....................................4

  1. Геополитическая ситуация……………………………………………………………...4
  2. Трудовые ресурсы. Рынок труда………………………………………………..............6
  3. Промышленность. Природные ресурсы:
    1. Морские ресурсы……………………………………………………………………7
    2. Перерабатывающая промышленность……………………………………………..9
    3. Нефть и газ…………………………………………..…...……………………….…10

    Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии. Современный взгляд…………………………………………………………………………………………12

  1. НАТО……………………………………………………………………………………..12
  2. Норвегия и ООН…………………………………………………………………………13
  3. ВТО. Роль Норвегии в международной торговле……………………………………...15
  4. ОБСЕ……………………………………………………………………………………...17

    Глава 3. Состояние экономики Норвегии на сегодняшний день………………………...19

  1. Стратегия Норвегии в северных регионах…………………………………………………19
  2. Сотрудничество по развитию:
    1. Приоритетные направления…………………………………………………………….21
    2. Сотрудничество Норвегии в развивающихся областях……………………………….22

Заключение…………………………………………………………………………………........26

Список  литературы…………………………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 

Введение

    Цель  данной курсовой работы заключается  в том, чтобы оценить и проанализировать основные аспекты экономической деятельности Норвегии, а также определить ее место как среди крупных экономически развитых стран мира, так и среди развивающихся стран Европы.

    Норвежская  экономика - процветающий бастион капитализма, сочетающий в себе свободный рынок  и государственное регулирование. Правительство контролирует ключевые области в экономике: топливный  сектор [через крупные государственные  предприятия], сельское и рыбное хозяйства. Как страна, тесно связанная с морем и зависящая от международной торговли, Норвегия, - в основном экспортер сырья и полуобработанных товаров.

    Норвегия  богато обеспечена природными богатствами - гидроэнергетика, лес, рыба, минеральные  вещества. Одну из главных ролей играет производство нефтепродуктов - страна сильно зависит от производства и мировых цен на нефть.

    Помимо  вышеперечисленного к норвежским отраслям экономики относятся: производство пищевых продуктов, судостроение, целлюлезно-бумажная промышленность, производство металлов и химикалиев, текстильная промышленность, лов рыбы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии.

    1. Анализ геополитической ситуации.

    Норвегия  как единое государство сформировалась в конце IX века нашей эры. На раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья норвежских королей росли при княжеских дворах в России, русские принцессы становились королевами Норвегии. Норвежцы путешествовали по России, служили в охране российских князей (их называли варягами), осуществлялся активный товарообмен. Впоследствии, в результате опустошительной эпидемии "черной смерти" (чумы) приблизительно в 1350 году, экономическая ситуация в Норвегии ухудшилась, и страна попала под власть датской короны. В 1814 году, в период завершения наполеоновских войн, союзники-победители вынудили Данию уступить Норвегию Швеции в порядке компенсации за потерю ею в 1809 году Финляндии. Норвегия воспользовалась этой возможностью, чтобы провозгласить независимость, и приняла самую демократичную на тот момент в Европе Конституцию, которая действует и по сей день, хотя и со значительными поправками. Однако под давлением военного превосходства Швеции и международной изоляции Норвегия вынуждена была принять неизбежное. Норвежское руководство добровольно приняло достойное предложение шведской короны заключить личную унию со Швецией. Норвегия оставалась отдельным государством и сохраняла свою новую Конституцию. Однако оба королевства получали одного главу государства и должны  были проводить единую внешнюю политику.                  

    В течение следующего столетия происходил непрерывный рост  норвежского национального самосознания. Одновременно с прогрессом в промышленности, торговле и судоходстве происходило  возрождение культуры. В политике радикальные и демократические настроения вели к возникновению оппозиции по отношению к королю Швеции. Растущее национальное самосознание подчеркивало различия в уровне жизни и особенностях жизненного уклада, а также в политических взглядах между Норвегией и Швецией. Под влиянием расходящихся экономических и внешнеполитических интересов норвежский парламент (Стортинг) проголосовал в 1905 году за разрыв унии со Швецией. Последовавший за этим референдум поддержал это решение подавляющим большинством голосов, и два королевства мирно разошлись. Первой державой, признавшей новый и полностью независимый статус Норвегии, стала Российская империя.

    В послевоенный период политический курс Норвегии в основном определяется ее участием в НАТО (с 1949 г.) и направлен на тесное политическое и военно-экономическое сотрудничество с ведущими державами этого блока (США, Великобританией, Германией). Отношения Норвегии с ЕЭС регулируются соглашением о свободной торговле (1973г.).

    К важному аспекту анализа обновляющейся ситуации региона относится внешняя политика. В послевоенные годы североевропейские страны заняли, как известно, особое место на политической карте мира. Для Швеции характерна проводимая ею политика активного  нейтралитета. Нейтралитет Финляндии сочетался с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Государство - члены НАТО - Норвегия, Дания и Исландия заявили о своём отказе от размещения на их территории в мирное время ядерного оружия.

    Различие  позиций не могло не отразиться на внешнеполитическом поведении стран европейского Севера. При этом их роль в международной жизни заметно возросла. Ведь из объекта истории, какими длительное время были малые страны, постоянно вовлекаемые в игру и противоречия крупных держав, они стали её субъектом. Они вносят свой вклад в ход мирового исторического процесса, активно участвуют в формировании нового порядка в духе Хельсинского акта, Парижской хартии.

    Возникшая на рубеже 90-х годов новая геополитическая  ситуация - кардинальные изменения в Центральной и Восточной Европе, распад СССР на суверенные республики, возникновение СНГ, обретение независимости балтийскими государствами, новая роль России - заставляет Северные страны переосмысливать многие важные международные проблемы.

    Огромный интерес вызывает на Севере Европы трудный, подчас драматически взрывной ход обновления нашего общества. Этот интерес продиктован и деловыми соображениями, перспективами развития уже в новых условиях взаимовыгодного сотрудничества - ведь мы соседи и его застой противоестественен. Но ещё в большей степени он диктуется тем влиянием, какое оказывают перемены в нашей стране на развитие общеевропейских и мировых процессов, в том числе глобального характера.

    Естественно, внимание европейских северян, как  впрочем, и всего Запада, привлекает поразительные по скорости и масштабам перемены в Восточной Европе. Отношение к ним североевропейских государств (в целом они поддерживают происходящие изменения) неоднозначно, как  неоднозначны по своей сути сдвиги и катаклизмы в отдельных восточноевропейских странах. Так, объединение Германии при общем одобрении вызывает и определенные опасения (не забыт прошлый исторический опыт). Если не беспокойство, то неуверенность порождает  и далекая от стабильности обстановка в Польше, их южном соседе.

  Принципиально новая для европейского Севера ситуация возникла в связи с дальнейшим развитием интеграционных процессов: формированием к 1993 году единого  внутреннего рынка ЕС и планами  создания экономического и валютного, а в последующем  и политического союза стран- участниц.

    2. Трудовые ресурсы. Рынок труда

Достижение высокого уровня занятости стало приоритетной задачей политики послевоенной Норвегии. Освоение нефтяных месторождений в  Северном море в 1970-е гг., а также  активная политика в области рынка труда привели к значительно более низкому уровню безработицы в Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Однако, начиная с 1980-х гг., глобализация экономики приблизила Норвегию к мировым экономическим тенденциям, таким образом уровень безработицы в данный момент отражает изменения на международном уровне. В 2005 году количество безработных достигло 3,7 от общего числа трудоспособного населения.

 Сеть государственных  центров занятости на уровне  губерний и муниципалитетов является одним из наиболее важных инструментов в политике Норвегии в области рынка труда. Государственные власти приняли обширные меры по увеличению занятости, такие как финансовая помощь  компаниям, нанимающим новых сотрудников, учебу и программы по определению на работу, а также специальные меры для граждан с узкой специальностью.

В период между  Первой и Второй Мировыми войнами  Норвегия, как и другие страны Европы, была подвержена массовой безработице. Наибольшие показатели были зарегистрированы в 1933 году, когда треть трудоспособного населения была безработной. Во время послевоенного восстановления в Норвегии была выбрана новая экономическая политика, которая предусматривала стремление к полной занятости всего трудоспособного населения. С тех пор это решение поддерживается различными правительствами страны.

Нефтяная промышленность в Северном море обеспечила Норвегию большим количеством рабочих  мест. Тем не менее, в начале 1980-х  годов уровень безработицы все  же начал расти. Проблемы, связанные  с чрезмерно быстрым темпом развития как норвежской, так и мировой экономики привели к новому, более серьезному росту безработицы в 1987-88 годах.

В последние  годы число занятого населения составило 2,0 – 2,1 млн. человек. Число работающих женщин резко выросло в 80-х гг. и с тех пор остается высоким. В Норвегии существует также большое количество людей, работающих неполный рабочий день. Немногим меньше половины всех женщин  и около 10% всех мужчин работают менее 36 часов в неделю.

  1. Промышленность. Природные ресурсы:
  2. Морские ресурсы

    Рыбный  промысел - основное занятие жителей прибрежной Норвегии. В сфере рыболовства,  аквакультуры и рыбоперерабатывающей отрасли занято более 30 тысяч человек. Ежегодный доход от экспорта рыбы и рыбопродуктов составляет порядка 30 миллиардов норвежских крон, что делает рыбную промышленность одной их крупнейших экспортных отраслей Норвегии. Вот почему для Норвегии так важно обеспечивать надлежащий контроль над живыми морскими ресурсами.

    Международный надзор

    Большая часть промыслового отлова рыбы производится Норвегией в исключительной экономической зоне Норвегии, протянувшейся на 2000 км (см. карту). Вместе с рыбоохранной зоной вокруг Шпицбергена и рыболовной зоной вокруг острова Ян-Майен, территориальные воды, находящиеся в норвежской юрисдикции, составляют около 2 миллионов квадратных километров. Большинство рыбных популяций, на которые Норвегия ведёт промысел, распределены между рядом стран. Таким образом, сотрудничество в области контроля над морскими ресурсами имеет принципиальное значение. Норвегия заключила ряд соглашений с соседними странами, согласно которым стороны обязуются проводить регулярные заседания, где будет обсуждаться  система контроля над морскими ресурсами и распределение квот.

    Наиболее  важными из достигнутых договорённостей являются соглашения с Россией и Европейским союзом. Помимо того, государства, расположенные на северо-восточном побережье Атлантики, подписали соглашения по поводу норвежской весенне-нерестующей сельди и скумбрии. Ведение рыбного промысла в районах за пределами национальных экономических зон находится под надзором Комиссии по рыболовству в Северо-восточной Атлантике (NEAFC), работающей во взаимодействии с прибрежными государствами.

Информация о работе Экономика Норвегии: проблемы и перспективы