Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:38, реферат

Описание

Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.

Работа состоит из  1 файл

EKONOMIKA_FIRM.docx

— 388.98 Кб (Скачать документ)

амортизация основных средств  и нематериальных активов;

расходы на аренду и содержание офисных, производственных и складских  помещений;

лизинговые платежи;

расходы на ремонт основных средств;

расходы на отопление, освещение  помещений;

заработная плата административно-управленческого  персонала и персонала с повременной  оплатой труда, а также налоги, исчисленные от фонда оплаты труда  такого персонала;

расходы, связанные с управлением  и организацией производства;

оплата некоторых видов  услуг сторонних организаций (услуг  банков, телефонной связи);

некоторые фиксированные  налоги (например, земельный), включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

Условно-постоянными расходами, как правило, являются косвенные  расходы.

Организации более выгодно, чтобы на единицу выпускаемой  продукции (работ, услуг) приходилась  как можно меньшая сумма постоянных расходов, что достигается при  максимально возможном объеме производства (реализации) при имеющемся количестве машин и оборудования, производственных площадей, людских (трудовых) ресурсов. В случае снижения объема производства (реализации) сумма условно-переменных расходов (в целом по организации) сокращается пропорционально такому снижению, а сумма условно-постоянных расходов - нет. В результате происходит рост удельного веса себестоимости в отпускной цене продукции, а значит, снижение удельного веса прибыли (соответственно и доходов организации) в этой цене.

С учетом изложенного общую сумму затрат (З) организации на изготовление всех видов выпускаемой ею продукции можно выразить формулой:

 

З = А + (В1 х Х1 + В2 х Х2 + В3 х Х3 + … + Вn х Хn),

 

где А - общая сумма постоянных расходов в целом по организации;

1, 2, 3, …, n - виды продукции;

В1, В2, В3, …, Вn - сумма переменных расходов в себестоимости каждого вида продукции;

Х1, Х2, Х3, …, Хn - количество каждого вида продукции.

Выяснение вопроса о принадлежности каждого вида расходов к условно-переменным или условно-постоянным необходимо и для правильного составления калькуляции (формирования отпускной цены) на единицу продукции (работ, услуг).

Особенности включения в  калькуляцию условно-переменных расходов

Учитывая, что сумма условно-переменных расходов в расчете на единицу  продукции остается практически  неизменной при различном объеме производства (реализации), при составлении  калькуляции величину условно-переменных расходов можно «привязать» к  количеству натуральных единиц измерения  сырья, материалов, труда и других ресурсов, необходимых для изготовления единицы готовой продукции. Как  это делается, рассмотрим на следующем  условном примере.

Пример 

Организации, производящей офисную мебель, на изготовление одного шкафа модели «Секретарь» требуется 8 кв.м ламинированной ДСП (с учетом стоимости безвозвратных отходов в виде обрезков при раскройке плиты), 8 дверных петель, 4 ручки, 2 стекла. В прошлом месяце при изготовлении шкафов такой модели использовалась ДСП, приобретенная по цене 25 000 руб. за 1 кв.м, дверные петли и ручки - по ценам соответственно 4 000 руб. и 2 000 руб. за штуку, стекло (изготавливаемое сторонней организацией) - по цене 20 000 руб. за лист заданных размеров. Итого стоимость названных материалов и комплектующих, необходимых для изготовления одного шкафа, составляет: 8 х 25 000 + 8 х 4 000 + 4 х 2 000 + 2 х 20 000 = 200 000 + 32 000 + 8 000 + 40 000 = 280 000 (руб.).

В текущем месяце организация  закупила ламинированную ДСП по цене 27 000 руб. за 1 кв.м (за счет увеличения таможенных пошлин цена выросла на 8 %), на фурнитуру поставщик предоставил скидку в размере 5 % (в итоге цена на дверные петли составила 3 800 руб., на дверные ручки - 1 900 руб.), стоимость стекла не изменилась. Тогда при составлении калькуляции на данную модель шкафа на следующий (планируемый) месяц стоимость используемых материалов и комплектующих в цене готового изделия составит: 8 х 27 000 + 8 х 3 800 + 4 х 1 900 + 2 х 20 000 = 216 000 + 30 400 + 7 600 + 40 000 = 294 000 (руб.).

 

Подобным образом можно  рассчитать сумму иных условно-переменных расходов в себестоимости готовых  изделий. Например, размер заработной платы и налогов, исчисляемых  от нее (при сдельной оплате труда  основных рабочих), будет зависеть от расценок по каждой производственной операции, выполняемой при изготовлении данного вида продукции, установленной  в организации величины тарифной ставки первого разряда для соответствующей  группы рабочих. С повышением расценок, тарифной ставки первого разряда  в составляемой калькуляции следует  пропорционально увеличить и расходы на заработную плату в себестоимости единицы готового изделия.

Особенности включения в  калькуляцию условно-постоянных расходов

Совсем иные свойства присущи  условно-постоянным расходам. Оставаясь  относительно неизменными в целом  по организации, при росте объема производства (реализации) доля этих расходов, приходящаяся на единицу продукции (работ, услуг), снижается, но, как правило, до определенного предела. Когда  имеющихся производственных мощностей, персонала, площадей становится уже  недостаточно для дальнейшего роста, происходит количественный «скачок» отдельно взятого или сразу нескольких видов расходов (закупается дополнительное оборудование, набираются новые кадры, расширяются производственные площади (строятся или арендуются дополнительные помещения) и т.д.).

Порядок изменения величины условно-постоянных расходов в цене единицы готовой продукции (работ, услуг) по мере увеличения объема производства рассмотрим на примере расходов на аренду складских помещений (см. приведенные ниже таблицу и рисунок 1).

 

Таблица


Изменение с ростом объема производства величины расходов на аренду складских помещений в расчете  на единицу продукции

Объем производства (реализации), тыс.ед. продукции

Общая величина арендных платежей, тыс.руб.

Сумма арендных платежей на ед. продукции, руб.

15

7 200

480,00

30

7 200

240,00

45

7 200

160,00

48

7 200

150,00

60

7 200

14 400

120,00

240,00

72

14 400

200,00

   

75

14 400

192,00

   

90

14 400

160,00

   

105

14 400

137,14

   

120

14 400

21 600

120,00

180,00

135

21 600

160,00

   

150

21 600

144,00

   

165

21 600

130,91

   

180

21 600

120,00

   

 

Из данных таблицы и  представленной диаграммы видно, что  изначально имеющихся складских  площадей достаточно для обеспечения  хранения готовой продукции (при  сложившемся уровне ежемесячной  реализации), если объем ежемесячного производства не превышает 60 тыс.ед. продукции  в месяц. При большем объеме производства организации потребуется арендовать дополнительную площадь, что поначалу резко увеличит расходы в виде арендной платы (см. отрезок А-В на рисунке 1), но позволит организации развить объем производства до 120 тыс.ед. продукции в месяц. С ростом объема производства постепенно будет снижаться сумма арендных платежей, приходящаяся на единицу готовой продукции.

Таким образом, в результате ступенчатого увеличения условно-постоянных расходов в целом по организации  наблюдается сначала скачкообразное увеличение (см. отрезки А-В и С-D на рисунке 1), а затем (по мере роста объема производства) плавное снижение (отрезки B-C и D-E) суммы этих расходов в расчете на единицу готовой продукции.

Например (см. в таблице  строки, выделенные жирным шрифтом, а  на рисунке 1 соответствующие им точки M и N), если объем производства увеличился в 1,5 раза (с 48 до 72 тыс.ед. продукции), а  величина расходов на арендную плату - в 2 раза (с 7 200 до 14 400 тыс.руб.), то в итоге сумма арендных платежей, приходящаяся на единицу продукции, возрастет в 1,33 раза (2 / 1,5) (со 150 до 200 руб.).

Определение объема производства (реализации) продукции (работ, услуг), при котором деятельность организации будет прибыльной

Чтобы деятельность организации  была прибыльной, выручка от реализации произведенной продукции (работ, услуг) должна быть больше суммы условно-постоянных и условно-переменных расходов. Графически динамику изменения условно-переменных, условно-постоянных и общей суммы  этих расходов с ростом объема производства (реализации) продукции (работ, услуг) можно  представить в виде следующей  диаграммы (рисунок 2).

Согласно п.45 Временных методических рекомендаций по разработке плана финансового оздоровления, утвержденных Комитетом по санации и банкротству при Мингосимуществе РБ 08.06.1998, точка безубыточности (порог рентабельности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат (маржинальной прибыли) в точности хватает на покрытие постоянных затрат, но прибыль равна нулю.

Связь между такими экономическими показателями, как выручка от реализации, маржинальная прибыль, прибыль (производственная), чистая прибыль, схематично показана на рисунке 3.

Снижение себестоимости  единицы продукции (работ, услуг) за счет снижения условно-постоянных и  условно-переменных расходов

Специфика условно-переменных и условно-постоянных расходов такова, что с ростом объема производства (реализации) снижение себестоимости  единицы выпускаемой продукции  происходит главным образом за счет снижения доли условно-постоянных расходов (в результате распределения этих расходов на большее количество продукции).

Снизить себестоимость единицы  готовой продукции за счет уменьшения в ее составе доли условно-переменных расходов значительно сложнее. Сокращение условно-переменных расходов возможно лишь благодаря специальным мероприятиям (приобретение более совершенного оборудования, использование в производстве более технологичных материалов; внедрение передовых технологий и разработок; экономия материалов, энергоносителей, трудовых затрат и т.п.) либо вообще невозможно (например, если речь идет о налогах, сборах, иных обязательных платежах, исчисляемых пропорционально объему производства (реализации) продукции (работ, услуг)).

Примечание. Использование  терминов «условно-переменные расходы» и «условно-постоянные расходы» вместо терминов «переменные расходы» и  «постоянные расходы» обусловлено  тем, что переменные расходы не всегда меняются прямо пропорционально  изменению объема производства (товарооборота). Иногда эта зависимость имеет  более сложный характер. В отношении  постоянных расходов можно отметить, что полное отсутствие зависимости  между объемом производства (товарооборота) и размером постоянных расходов также  наблюдается не всегда. В большинстве  случаев такая зависимость имеет  место (иногда слабовыраженная, иногда скачкообразная).

Деление издержек на явные  и альтернативные является одной    из возможных их классификаций. Существуют  и другие виды классификации,, такие как деление издержек на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.

Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

• стоимость сырья и  материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых  производством товаров;

• иные прямые затраты (все  расходы, которые так или иначе  непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т.п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

13. Ликвидность активов предприятия.

Потребность в анализе  ликвидности баланса возникает  в условиях рынка в связи с  усилением финансовых ограничений  и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.  
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Приводимые ниже группировки осуществляются по отношению к балансу.  
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы: 
А1) наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). 
А2) быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность сроков погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы. 
A3) медленно реализуемые активы - запасы за исключением «расходов будущих периодов». 
А4) труднореализуемые активы - статьи раздела I актива баланса «Основные средства и иные внеоборотные активы». 
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты: 
П1) наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность стр. 620 и.670 раздела V пассива баланса, а также ссуды, не погашенные в срок, из формы № 5. 
П2) краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства. 
ПЗ) долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства. 
П4) постоянные пассивы - статьи раздела III пассива баланса. 
 
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения: А1 >= П1; А2 >= П2; А3 >= П3; А4 >= П4. 
Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер; в то же время оно имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличии у предприятия собственных оборотных средств. 
В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные. 
Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность. Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (или неплатежеспособности) предприятия в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. 
Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей (из которых в соответствующих группах актива и пассива представлена, конечно, лишь часть, поэтому прогноз приближенный). 
Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным и по той причине, что соответствие степени ликвидности активов и сроков погашения обязательств в пассиве намечено ориентировочно. Это обусловлено ограниченностью информации, которой располагает аналитик, проводящий внешний анализ на основе бухгалтерской отчетности. Поэтому для уточнения результатов анализа требуются специальные методы, корректирующие показатели представленной методики. В 20-е годы в аналитической практике использовался метод нормативов скидок. Посредством нормативов скидок осуществлялось перераспределение величин балансовых статей между группами активов и пассивов в соответствии со среднестатистическими оценками ликвидности активов и сроков погашения обязательств. 
Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву, т.е. А1 и П1 (сроки до 3-х месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. 
Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2 (сроки от 3 до б месяцев), показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей и четвертой групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов. 
Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле: 
l = (a1A1 + a2A2 + a3A3) / (a1П1 + а2П2 + а3П3),  
где А, П, — итоги соответствующих групп по активу и пассиву; 
а - весовые коэффициенты, назначаемые экспертом. 
 
Общий показатель ликвидности баланса показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных и среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Данный показатель позволяет сравнивать балансы предприятия, относящиеся к разным отчетным периодам, а также балансы различных предприятий и выяснять, какой баланс более ликвиден. 
Рассмотренный выше общий показатель ликвидности баланса выражает способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обязательств - как по ближайшим, так и по отдаленным. Этот показатель не дает представления о возможностях предприятия в плане погашения именно краткосрочных обязательств. Поэтому для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.  
Приводимые ниже нормальные ограничения показателей ликвидности получены на основе статистической обработки эмпирических данных, экспертных опросов, математического моделирования и т.д. и соответствуют в основном хозяйственной практике зарубежных фирм. В качестве ориентиров они могут служить при анализе финансового состояния отечественных предприятий. 
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Под наиболее ликвидными активами, как и при группировке балансовых статей для анализа ликвидности баланса подразумеваются денежные средства предприятия и краткосрочные ценные бумаги.  
Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают: кредиторскую задолженность и прочие пассивы; ссуды, не погашенные в срок; краткосрочные кредиты и заемные средства. 
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя следующее: К > 0,2 - 0,5 
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса. 
Для вычисления коэффициента критической ликвидности (другое название — промежуточный коэффициент покрытия) в состав ликвидных средств в числитель относительного показателя включаются дебиторская задолженность и прочие активы. Коэффициент ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. 
Нижней нормальной границей коэффициента ликвидности считается К > 1. 
Коэффициент критической ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. 
Наконец, если в состав ликвидных средств включаются также запасы и затраты (за вычетом расходов будущих периодов), то получается коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия. Он равен отношению стоимости всех оборотных (мобильных) средств предприятия к величине краткосрочных обязательств. Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продаже в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. 
Уровень коэффициента покрытия зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Нормальным для него считается ограничение К > 2. 
Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности.  
Банк, кредитующий данное предприятие, больше внимания уделяет коэффициенту критической ликвидности. Покупатели и держатели акций и облигаций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость предприятия по коэффициенту текущей ликвидности.

Информация о работе Экономика фирмы