Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:38, реферат

Описание

Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.

Работа состоит из  1 файл

EKONOMIKA_FIRM.docx

— 388.98 Кб (Скачать документ)

Прямые  – это затраты, связанные с  изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно  на себестоимость данного вида продукции.

Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению  косвенным путем.

По  отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменные  затраты – это затраты, общая  величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации.

Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых  в данный период времени не зависит  непосредственно от объема и структуры  производства и реализации.

К переменным обычно относят затраты  на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень  которых изменяется с изменением объема производства.

Однако, если рассмотреть средние переменные издержки (издержки на единицу продукции), можно заметить, что их уровень остается примерно одинаковым при различных объемах производства. На единицу продукции расходуется примерно одинаковое количество сырья, электроэнергии и т.д.

К постоянным издержкам относятся  отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого  персонала и прочие затраты, которые  имеют место, даже если предприятие  не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма  этих издержек остается практически  неизменной.

Что касается средних постоянных издержек (на единицу продукции), они снижаются  с ростом объема производства и увеличиваются  при его снижении.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия. С  увеличением объема производства и  реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются  за счет снижения постоянных расходов.

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который  широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства или графика безубыточности.  

 

 

 

График  безубыточности в различных его  модификациях широко используется в  современной экономике. Несомненным  преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно  быстро получить довольно точный прогноз  основных показателей деятельности предприятия при изменении условий  на рынке.

При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию  за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются  неизменными в ограниченном диапазоне  объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи  осуществляются достаточно равномерно.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах  использования производственной мощности, а по вертикальной – затраты на производство и доход. Затраты откладываются  с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий  постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые  издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).

Точка пересечения линий выручки и  валовых затрат представляет собой  точку безубыточности (К). Эта точка  интересна тем, что при соответствующем  ей объеме производства и продаж (Вкр) у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.

Точка безубыточности может быть определена и аналитическим методом.

Выручку от реализации продукции определяют по выражению:

При помощи анализа безубыточности можно  не только рассчитать критический объем  производства, но и объем, при котором  может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет  выбрать лучший вариант при сравнении  нескольких технологий и т.д.

Преимущества  разделения затрат на постоянную и  переменную части используются многими  современными предприятиями. Наряду с  этим широко применяется учет затрат по полной себестоимости и соответствующая  их группировка.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и  распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату  работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом  факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В  этом смысле для предпринимателя  она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть  вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется  только в результате продажи продукции, что означает общественное признание  ее полезности.

На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. На рынке товаров  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив  цену на продукцию, они реализуют  ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение  прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо сопоставить  выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают  форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует  о получении прибыли. Предприниматель  всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка  равна себестоимости, то удалось  лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и  прибыль как источник производственного, научно-технического и социального  развития. При затратах, превышающих  выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное  финансовое положение, не исключающее  и банкротство.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как  зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия. Практически  вне сферы воздействия предприятия  находятся конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние  и эффективность производственного  и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выяснения конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в  виде налогов и наряду с другими  доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и  убытки. Они высвечивают ошибки и  просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта  продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов  главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного  наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная  система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным  показателем является балансовая прибыль.

2. Методы концентрации производства, диверсификация, комбинирование. Монополии  на рынке.

Концентрация  производства - это:

1) Форма организации производства на базе крупных предприятий.

2) Сосредоточение  производства одного или нескольких  родственных видов продукции  на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона; часто вызывается производственной необходимостью, сопровождаемой снижением издержек за счет концентрации.

3) Преобладание  на рынке товаров или ограниченного числа производителей; достигается в процессе слияния, поглощения компаний.

4) Процесс  сосредоточения вещественных и  личных факторов производства  и объёмов производства на  крупных предприятиях.

Для определения  уровня концентрации производства используют показатели долей разных по величине предприятий в общем объёме выпускаемой  продукции, стоимости производственных фондов, мощности энергетических установок, численности занятых и т.п.

Концентрация  производства развивается в условиях машинного производства, в результате чего появляются возможности значительного  снижения издержек производства, роста  его эффективности и прибыльности.

При капитализме  концентрация производства тесно связана  с концентрацией капитала, создает  его технологическую основу, способствует становлению монополий.

В условиях господства административно - командных  методов управления экономикой концентрация производства зачастую сводилась к сверхконцентрации, гигантомании, что снижало эффективность общественного производства.

Современная научно - техническая революция требует  более гибкого подхода к определению  размеров предприятия. Одной из важнейших  задач радикальных экономических  реформ является обеспечение эффективной  концентрации производста, сочетающей крупное производство с небольшими предприятиями, способными реагировать на изменяющиеся общественные потребности.

Процесс концентрации производства связан со стремлением получить максимальную прибыль. Он реализуется либо путем собственного расширения предприятия, увеличения размеров или количества его учреждений, либо путем более или менее тесной интеграции с другими предприятиями.

Укрупненные предприятия могут принимать  различные формы - трестов, картелей, концернов, конгломератов, холдингов .

Процесс концентрации производства, по-разному проходящий в различных секторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее, бесконечным. Прежде всего у него есть технических предел: в рамках того или иного данного рынка рациональное сочетание факторов производства предполагает наличие некоего оптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой снижение рентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений ( непроизводительное расходование ресурсов, несогласованность действий, усложнение управленческих структур).

Информация о работе Экономика фирмы