Экономическое учение У.Петти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:20, реферат

Описание

Общие положения учения У.Петти

Содержание

Предпосылки и условия формирования экономических идей У. Пети
Основы экономического учения У. Пети
У. Петти о налоговой политике государства
Роль экономического учения для дальнейшего развития экономической теории и практики

Работа состоит из  1 файл

Экономическое учение У.Петти.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Уильям Петти  в «Трактате о налогах и  сборах» сформулировал следующие  статьи государственных расходов:

1. Военные расходы.  Включают в себя расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Военные расходы в обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы.

2. Содержание  правителей, главных и подчиненных.  В эту же графу могут быть  отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством или обществом в целом и отдельными членами его, а также как по исправлению наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время.

3. Расходы на  содержание пастырей человеческих  душ и руководителей их совести.  Можно было бы подумать (так  как это касается иного мира  и лишь частных интересов каждого  человека в нем), что это не  должно совершаться за счет  государственных расходов в этом мире. Тем не менее, если учтесть, как легко обходить людские законы, совершать непредсказуемые преступления, подкупать свидетелей и опровергать свидетельские показания, искажать дух и значение законов и т.д., то можно понять необходимость ввести в государственные расходы средства на обучение людей законам Бога.

4. Расходы на  школы и университеты в особенности,  поскольку они учат больше  чем чтению, письму и арифметике; последние приносят особую пользу  каждому человеку, являясь опорой  и заменой памяти и рассудка, причем счет выполняет эту роль для рассудка, а письмо и чтение - для памяти.

5. Расходы на  содержание сирот, найденных и  подкинутых детей, которые также  являются сиротами, а также всякого  рода немощных людей и, кроме  того, таких, которые нуждаются  в получении работы.

6. Расходы на  дороги, судоходные реки, водопроводы,  мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Подушный налог - это налог на людей, налагаемый либо просто на всех без исключения, либо в соответствии с некоторыми присвоенными им определенными титулами или признаками отличия, т.е. либо в  связи с простым почетом, либо в связи с некоторыми должностями, которых добиваются или которые несут по назначению, либо в соответствии с занятием некоторыми промыслами и профессиями, независимо от того, приносят ли эти титулы, должности или профессии Богатство или бедность, доход или расход.

Подушный налог, взимавшийся в последнее время, был чрезвычайно запутан. Некоторые  богатые лица платили налог по самым низким ставкам, некоторые  кавалеры, хотя и нуждавшиеся в  самом необходимом, должны были платить  по 20 ф. ст. Этот налог поощрял некоторых тщеславных людей платить по ставке эсквайров, для того чтобы их называли эсквайрами в расписках; он заставлял некоторых людей уплачивать 10 ф. ст. в качестве докторов медицины или юридических наук, хотя они не имели никакого дохода от своей профессии и не заботились о практике; он заставлял некоторых бедных купцов, вынужденных носить форменную одежду своей корпорации, платить больше, чем они были в состоянии; наконец, некоторые лица должны были платить в соответствии со своим имуществом, которое оценивалось теми, кто не имел о нем никакого представления, что давало возможность некоторым банкротам добиться в глазах людей кредитоспособности, соответствовавшей тому имуществу, по которому лица, накладывающие налог, обложили их по сговору с ними 

Полностью отвергая этот запутанный способ обложения, У. Петти  говорил о подушном налоге, организованном с большей определенностью, и  в первую очередь о простом  подушном налоге, накладываемом на каждого человека в одинаковых размерах. При этом приход уплачивает за тех, кто живет подаянием, родители - за своих малолетних детей и хозяева - за своих учеников.

Недостаток этого  метода состоит в том, что налог  при этом весьма неравномерен: лица, имеющие неодинаковые средства, платят все одинаково, и те, которым приходится нести наибольшие расходы на детей, платят больше всего, т.е. чем они беднее, тем сильнее облагаются.

Следующий способ взимания подушного налога состоит  в обложении им каждого человека, но различая плательщиков по их чисто  почетным титулам, независимо от какой бы то ни было должности или профессии, как то: герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, баронетов, кавалеров, эсквайров, т.е. старших сыновей кавалеров из поколения в поколение, и джентельменов, если кто-либо себя таковым именует. Этот способ ведет к гораздо больше равномерности, чем предыдущий, поскольку титулованные лица по большей части в соответствующей степени богаты.

Если будут  вестись точные и разнообразные  подсчеты числа жителей, то этот налог  можно также собирать легко, быстро и дешево. А поскольку имеется возможность предварительного подсчета его размеров, то его можно также приспособить к потребностям государя и взимать в соответствии с этими потребностями.

Когда население  недовольно каким-нибудь одним видом  налога, всегда найдется какой-нибудь прожектор, который предложит другой и добьется того, что его выслушают, утверждая, что вместо существующего способа он может предложить способ обложения, могущий покрыть все его общественные расходы. Например, если существующий и вызывающий недовольство способ есть поземельный налог и население хочет избавиться от него, то он предлагает обойтись без такого поземельного налога и принять подушный налог, или акциз, или введение новых должностей или монополий и таким путем заставляет тех или других людей прислушиваться к тому, что он говорит; а это особенно охотно делается теми, кто не занимает выгодных местечек, связанных с существующим видом налога, и кто надеется добыть себе службу при новой организации.

У. Петти перечисляет  некоторые из менее значительных способов, которые наблюдаются в разных странах Европы.

Во-первых, в  некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для  общей части денег, подобно тому как это имеет место там, где  существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды. Это  могло бы иметь место в более  широких размерах и более эффективно там, где производится регистрация земель.

В-третьих, иногда государство является или могло  ба бать общим страховщиком либо только от нападения врага на море, соответственно предполагаемой первоначальной цели наших  пошлин в Англии, либо же от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря и корабля, взятых вместе.

В-четвертых, иногда государство имеет исключительное право продажи определенных товаров  и получения выгод, связанных  с этим, как, например, янтаря в стране герцога Бранденбургского, табака - в прежние времена в Ирландии, соли - во Франции и т.д.

В-пятых, иногда государство является коллективным нищим, как это имеет место  в Голландии, где частная благотворительность, по-видимому, служит лишь для того, чтобы  помогать лицам, скрывающим свою нужду, и уберечь их от стыда, который они испытывали бы, если бы им пришлось открыть свою бедность, и в меньшей степени - чтобы помогать при нужде, о которой заявлено и всем известно. 

В-шестых, в некоторых  странах государство является единственным попечителем несовершеннолетних, сумасшедших и идиотов.

В-седьмых, в  некоторых других странах государство  организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актерам и  удерживая себе основную массу прибыли.

В-восьмых, в  некоторых странах государство  страхует дома от огня, взимая небольшую  ренту ежегодно с каждого дома.

В-девятых, в  некоторых странах взимается  плата за пользование мостами, плотинами  и паромами, построенными и содержащимися  за государственный счет.

В-десятых, в  некоторых странах умершие должны оставлять известные суммы государству, в некоторых других местах это  же практикуется в случае брака и  возможно, что еще в других - в  случае рождения.

В-одиннадцатых, в некоторых местах иностранцы, в особенности евреи, облагаются специальным налогом. Это может приносить пользу в перенаселенных странах, но вредно в обратном случае.

В-двенадцатых, в наше время применялись способы  обложения путем взимания определенной части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий, а также их воображаемого имущества. Этот способ дает большой простор разного рода мошенничествам, тайным соглашениям, угнетениям и беспокойствам.  

 

4. Роль экономического  учения для дальнейшего развития экономической теории и практики. 

Впервые в работах  У.Петти были сделаны попытки  затратных трактовок стоимости  товаров и услуг, им подчёркивалось приоритетное значение либеральных  принципов хозяйствования в создании национального богатства в сфере материального производства, им впервые была сделана попытка оценки земель.

Эти и другие идей первых классиков были переняты и использованы учёными последующих  периодов развития классической школы.

Марксисты и  современные буржуазные авторы подходят к Петти по-разному. Для нас он прежде всего зачинатель научного направления, которое стало одним из источников марксизма. Буржуазные экономисты, признавая Петти большим ученым и яркой личностью, нередко отказывают ему в роли предшественника Смита, Рикардо и Маркса. Место Петти в науке часто ограничивают лишь созданием основ статистико-экономического метода исследований. Шумпетер утверждает, что у Петти нет трудовой теории стоимости (и понятия стоимости вообще), нет сколько-нибудь заметной теории заработной платы, а следовательно, не может быть и намека на понимание прибавочной стоимости. Своей репутацией он якобы обязан только “декрету Маркса, которым Петти был объявлен основателем экономической науки”, а также восторгам некоторых буржуазных ученых, которые, как намекает Шумпетер, так сказать, не предполагали, на чью мельницу они льют воду. В целом ряде работ буржуазных ученых Петти рассматривается только как один из представителей меркантилизма, может быть, один из самых талантливых и передовых, но не более того. В крайнем случае, ему ставится в заслугу помимо открытия статистического метода трактовка частных экономических проблем и вопросов экономической политики: налогообложения, таможенных пошлин. Нельзя сказать, что эта точка зрения абсолютно господствует в современной буржуазной науке. Высказываются и иные взгляды. Роль Петти в экономической науке, его связи со Смитом, Рикардо и Марксом рассматриваются в более правильной исторической перспективе.

Первое серьезное  экономическое сочинение Петти именовалось “Трактат о налогах и сборах” и вышло в 1662 г. Пожалуй, это и важнейшее его сочинение: стремясь показать новому правительству, каким путем можно (несомненно, при его личном участии и даже под его руководством) увеличить налоговые доходы, он также изложил наиболее полно свои экономические взгляды.

К этому времени  Петти почти забыл, что он врач. Математикой, механикой, судостроением  он занимается лишь в редкие часы досуга или общения с иными из старых ученых-друзей. Зато теперь его изобретательный и гибкий ум все более обращается к экономике и политике. В его мозгу роятся проекты, планы, предложения: налоговая реформа, организация статистической службы, улучшение торговли... Все это находит свое выражение в его “Трактате”. Но не только это. Может быть, “Трактат” Петти -- самое важное экономическое сочинение XVII столетия, как книга Адама Смита о богатстве народов оказалась таким сочинением XVIII столетия.

Через 200 лет  Карл Маркс писал о “Трактате”: “В рассматриваемом нами произведении Петти по сути дела определяет стоимость товаров сравнительным количеством содержащегося в них труда”. В свою очередь, “от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости”. О Петти написано много. Но в этих словах Маркса в самой сжатой форме выражена суть научного достижения английского мыслителя.

Петти оставил  заметный след в истории экономической  науки, хотя единой точки зрения на его научный вклад до сих пор  не существует. Одни авторы рассматривают  его как выдающегося представителя  меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия.

Среди основных трудов Петти - Трактат о налогах  и сборах (A Treatise of Taxes and Contributions, 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti, 1665);

Политический  обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of Ireland, 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money, 1682); и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick, 1683). В Трактате Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда.

Информация о работе Экономическое учение У.Петти