Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:40, научная работа

Описание

Республика Беларусь и Российская Федерация живут в эпоху перемен. Меняются порядки и правительства. Меняется политика и экономика. Подвергаются переосмыслению многие традиции и институты. Меняется мир вокруг нас. В круговороте перемен легко потерять ценностные ориентиры и разобраться в политике, экономике и обществе. Белорусы и россияне хотят обыкновенного человеческого счастья: создавать крепкие семьи, заниматься любимым делом, ездить друг другу в гости, творить, любить и гордиться своим местом в свободной, демократической и независимой стране.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь.doc

— 1.45 Мб (Скачать документ)

Вступление 

      Я выбрал эту тему, потому что она меня заинтересовала и она очень актуальна на сегодняшний день. У нас идет процесс глобализации и в основе этой глобализации лежит интеграция. Примером интеграции мы можем привести пример: интеграционный союз  ЕС. Они создали единый рынок, унифицировали законодательство, образование и т.д. и плюс - они идут к интеграции политической. Одним словом они создали Европарламент. 

     Республика  Беларусь и Российская Федерация  живут в эпоху перемен. Меняются порядки и правительства. Меняется политика и экономика. Подвергаются переосмыслению многие традиции и институты. Меняется мир вокруг нас. В круговороте перемен легко потерять ценностные ориентиры и разобраться в политике, экономике и обществе. Белорусы и россияне хотят обыкновенного человеческого счастья: создавать крепкие семьи, заниматься любимым делом, ездить друг другу в гости, творить, любить и гордиться своим местом в свободной, демократической и независимой стране.

      Жить в эпоху перемен сложно. Власти наших стран часто поступают цинично и авторитарно. Бюрократы и номенклатура установили монополию на право говорить от имени народа. Правительства Беларуси и России в разной степени восстановили реакционные, опасные институты советского тоталитарного прошлого. В Беларуси это случилось раньше. Российские власти движутся в том же направлении. Режимы наших стран допускают широкомасштабные нарушения прав и свобод граждан. Политические режимы живут не по законам, а по понятиям. Вместо свободной ответственной экономики мы имеем олигархов и монополии. Они дискредитируют доброе имя честных предпринимателей и идеи либерализма.

     Власти  наших стран во многом выхолостили  идею интеграции Беларуси и России. Личные амбиции политиков в Минске и Москве, доминация интересов  олигархов и чиновников в ущерб национальным интересам стран, отстранение гражданского общества от выработки стратегии партнерства между нашими странами, растущая информационная изоляция между нами - все это резко ухудшило отношение между Беларусью и Россией.

Правительства не поделили сверхдоходы, олигархи не договорились по поводу контроля над трубами и финансовыми потоками. Чиновники продолжают спорить по поводу торговых барьеров. Заложником растущего числа конфликтов являются обыкновенные белорусы и россияне. Живя в мире информационных искажений и манипуляций, белорусы думают, что русские хотят лишить их независимости. В свою очередь, россияне считают, что белорусы живут за счет России. Претензии властных политиков и чиновников друг к другу множатся и приводят к охлаждению отношений между нашими народами.

Прежде  чем вести речь об образовании наднациональных  органов (правительства, парламента) необходимо, чтобы каждая страна обеспечила выполнение следующих критериев:

-   стабильность институтов, которые  гарантируют демократию, верховенство законов, прав человека и уважение и защиту прав меньшинств;

-    существование функционирующей  рыночной экономики, а также  способность работать в условиях  рыночной конкуренции и рыночных  сил Сообщества;

- способность брать на себя обязательства члена Сообщества, что включает приверженность принципам политического, экономического и монетарного союза;

-    создание условий для интеграции  посредством адаптации административной  национальной системы. Это обеспечит  эффективное функционирование соответствующих административных и юридических систем Сообщества. 

Необходимо  отметить следующие основные факторы  и вызовы, которые и формируют  исторический контекст образования  Сообщества:  

Белорусско-российские факторы и вызовы

-    высокая степень интеграции экономики Беларуси с экономикой России: около 60% торгового оборота Беларуси приходится на Россию. Беларусь получает 100% газа, до 90% нефтепродуктов, 70% угля от российских поставщиков. Россия является важнейшим рынком сбыта для белорусских промышленных предприятий. В свою очередь, Беларусь является вторым по величине торгового оборота партнером (7%). Беларусь имеет стратегически важное транзитное положение в регионе. Между нашими странами наблюдается высокая интенсивность потоков капитала, услуг, перемещения людей, близость параметров культурной, информационной и образовательной среды;

-    дискредитация идеи интеграции  в течение 1995 – 2002 года, когда  руководство стран не сумели  выйти на совместное видение  отношений между Беларусью и  Россией, не предложили реальных механизмов, которые бы учитывали интересы обеих стран и отвечали бы вызовам современной экономики. Проводимая, в первую очередь, белорусскими властями имитация интеграции привела не к росту рабочих мест, появлению сотен новых белорусско-российских предприятий, унификации правовых, макроэкономических и административных механизмов регулирования;

-    несовместимость сегодняшней  белорусской социально-экономической  модели с российской. Мы констатируем, что Беларусь: а) не выполняет ни политических, ни экономических критериев, чтобы ее можно было классифицировать как демократическую страну с рыночной экономикой; б) Беларусь не обеспечивает соблюдение фундаментальных прав и свобод человека, в) не обеспечивает реализацию принципа разделения властей, г) выбрала модель монополистической, государственной экономики с сильными элементами дискриминации частного сектора; д) не создала эффективных правовых институтов защиты прав собственности. Мы констатируем, что российская социально-экономическая модель при безусловно большей степени прогрессивности также обладает рядом существенных недостатков как экономического, так и административного и правового характера. Это касается в первую очередь высоких барьеров входа на рынок, слабых механизмов защиты прав собственности, высокой налоговой нагрузки, наличия чрезмерного регулирования различных аспектов экономической деятельности; значительного протекционизма различных сегментов рынка, слабости судебной системы;

-    не готовность как Беларуси  и России с одной стороны, так и Европейского Союза с другой начать полноценные переговоры по непосредственному вступлению Беларуси и России в ЕС. 
 
 

Региональные  и мировые факторы  и вызовы

    -    Глобализация мировой  экономики, которая резко увеличила  мобильность основных факторов производства, усилила конкуренцию между странами за инвестиции, новые производства и рынки сбыта;

-    новый контекст международной  системы безопасности после 11 сентября 2001 г., конфликтов в Афганистане,  Ближнем Востоке, между Индией  и Пакистаном и т.д.;

-    ревизия понятия «суверенитет»  в контексте глобализации и  функционирования многочисленных  международных политических и  экономических организаций;

-    нарастание демографического и  структурного кризиса во многих  странах ЕС (прежде всего, в Германии, Франции, Италии) и отсутствие четко выраженной политической воли и консенсуса среди элит решать внутренние экономические проблемы за счет внутренних ресурсов;

-    не определенность будущего евро, особенно в контексте слабости  механизмов контроля за выполнением базовых экономических критериев: дефицита бюджета, внешнего долга и других обязательных параметров единой экономической политики;

-    отсутствие единой концепции  новой архитектуры принятия решений  в рамках расширенного ЕС (15 + 10), а в перспективе еще, как минимум, плюс 7;

-    растущее идеологическое и торговое  противостояние США и ЕС, несмотря  на членство основных стран  в ВТО, «Большой восьмерке», ОЭСР  и т.д.;

-    неспособность ВТО, объединяющей  уже 140 стран, создать реальную  мировую зону свободной торговли, очевидный кризис системы принятия решений в рамках данной организации и отсутствие эффективной системы исполнения решений суда ВТО по торговым спорам;

-    идеологический и научный кризис  основных международных политических  организаций мира – ООН, МВФ, Всемирного банка, попытки создать для себя новую миссию и цель в виде обеспечения устойчивого развития;

-    интенсификация попыток как стран-членов  ЕС, так и стран – кандидатов  на вступление переложить решение  внутренних проблем, в первую очередь, структурных (рынок с/х производства, добывающая, в первую очередь, угольная и тяжелая промышленность) и рынка труда на Брюссель и наднациональные органы. Аналогичные тенденции отмечаются и в сегодняшних отношениях между Беларусь и Россией, между странами внутри СНГ;

-    доминация в основных членах  ЕС, так и в большинстве стран-кандидатов  сторонников неколлективистского  антилиберального, меркантилистского  консенсуса.

Предмет переговоров  при образовании  Сообщества

       По каждой из нижеуказанных глав образуется комиссия, которая отвечает за проведение мониторинга процесса выполнения странами норм и положений данной Концепции. Представители Европейского Союза приглашаются для работы в каждую комиссию в качестве наблюдателя и консультанта. Беларусь и Россия определяют порядок финансирования работы каждой из комиссий, а также Рабочей группы. Представители ЕС работают в рамках программы технической помощи Беларуси и России. Комиссия по каждой главе состоит из представителей России и Беларуси. Ее количественный и персональный состав зависит от объема законодательства, которое необходимо согласовать, и определяется правительствами Беларуси и России.

   

Глава 1. Свободное передвижение товаров

        Свободное передвижение  товаров является основополагающим элементом внутреннего рынка. Реализация данного принципа требует общей регуляторной среды, а также запрета на сооружение тарифных или нетарифных ограничений. В отличие от ЕС, Беларусь и Россия в рамках положений данной Главы ставят задачу построения реальной зоны свободной торговли без тарифных и нетарифных ограничений по всем группам товаров. После определения состояния торговых режимом между странами, Комиссия составляет график отмены всех существующих ограничений на торговлю товарами, произведенными в Беларуси и России. Определение «товар отечественного производства» основывается на нормах, принятых ВТО. Одной из норм договора будет наличие нормы, которая должна вступить в силу с момента образования Сообщества о недопустимости административной фиксации цен и применения других мер, которые имеют ту же природу.

        Комиссия определяет те группы  товаров, технические стандарты,  сертификаты, методологические определения  по которым должны быть идентичными  для Беларуси и России. Определяется  также группы товаров, по которым такие единые стандарты не принимаются. Такие товары называются гармонизированными. Главный принцип отношения к не гармонизированным продуктам заключается в том, что они могут легально продаваться в одной стране Сообщества, а потом перепродаваться в другие страны.

        Страны принимают обязательство  не устанавливать количественные  ограничения на импорт и экспорт  всех товаров, производимых на  территории друг друга. Под  «количественными ограничениями»  понимаются и другие меры, имеющие такой же эффект, в том числе меры, направленные на стимулирование отечественного производителя посредством предоставления ему преференций или утверждения технических требований сверх тех, которые установлены для продуктов, по которым существует гармонизированное законодательство. Законодательство, которое описывает гармонизированные товары, включает единую оценку институтов по оценке качества, по аккредитации, стандартизации и соблюдения правил конкуренции. В основу подхода к формированию данных норм будут положены положения, принятые в ЕС.

        В рамках данной главы будут  определены также административные  структуры, которые будут следить  за выполнением принятых странами  норм. В процессе работы комиссия  выдает рекомендации национальным  органам об изменении национального законодательства.

   

     

Глава 2 Свобода передвижения людей

    Переговоры по данной  главе касаются четырех широких  сфер: 1) взаимного признания профессиональных  квалификаций, 2) прав граждан, 3) свободного  передвижение товаров и 4) координацию программ социальной защиты. До момента образования Сообщества Беларуси и России (СБР) необходимо взаимное признание дипломов, упразднение административных и правовых препятствий по найму граждан Беларуси и России. Человек, получивший диплом в одной стране, сможет работать по специальности в другой. Координация профессиональной подготовки осуществляется по профессии архитектора, некоторых медицинских специальностей. Гражданские права включают право на голосование и на проживание. Гражданам обеих стран предъявляются одинаковые требования в плане регистрации при переезде на новое место жительство. По данной Главе проводится адаптация национального законодательства по предоставлению гражданства и местожительства. Реализация мер социальной защиты предполагает координацию действия фискальных органов стран при переезде пенсионеров и людей, которые получают социальные выплаты на территории стран Сообщества. В отношении мер социальных гарантий логика такова, что гражданин не должен быть наказан только потому, что решил переехать в другую страну.

Информация о работе Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь