Экономическое содержание и назначение основного капитала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание

Любая организация обладает определенным имуществом. Имущество организации представляет собой активы предприятия, числящиеся на его балансе. Имущество любой организации подразделяется на две основные части, каждая из которых по-разному действует в производственном процессе: основные средства (капитал), оборотные средства (капитал). Эти две части по-разному участвуют в процессе производства в силу разной экономической роли и места в производственном процессе. Они также по-разному переносят свою стоимость на себестоимость конечного продукта в течение всего срока их полезного использования.
Согласно действующему законодательству каждая организация обязана вести учет имущества, используемого в процессе предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_2.doc

— 434.50 Кб (Скачать документ)

2 строительство  дач;

3 реконструкцию  жилья и дачных построек;

4 оборудование  для индивидуального жилищного  строительства (автономные отопительные  системы и электрогенераторы);

5 приобретение  автомобильного транспорта.

Источниками первичной  информации могут быть сведения, полученные из краевой регистрационной палаты, БТИ, ГИБДД, муниципальных образований, организаций по эксплуатации коммунальных электро- и теплосетей.

Статистикой производится не только отраслевой учёт объёмов  инвестиций в основной капитал, но и  учёт воспроизводственной структуры инвестиций, а также инвестиций в основной капитал по видам основных фондов. Учитываются инвестиции в основной капитал по объектам производственного и непроизводственного назначения.

 

2.5 Инвестиции в основной капитал в Республике Беларусь

Объем инвестиций в основной капитал и строительство  в Беларуси за период с января по сентябрь 2009 года превысил 31 трлн. рублей. Данный показатель в сопоставимых ценах  увеличился на 14,5% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в Национальном статистическом комитете.

За январь-сентябрь 2009 года в Республике Беларусь было выполнено строительно-монтажных  работ на сумму в 15,151 трлн. рублей, увеличившись на 24,1% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года.

Согласно данным Национального статистического комитета, с начала 2009 года было введено в эксплуатацию 4,421 млн. квадратных метров жилья за счет всех источников финансирования. Это на 15,3% больше показателя ввода жилья в январе-сентябре 2008 года. В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях ввод жилья за девять месяцев превысил 1,812 млн. квадратных метров, что на 15,4% больше уровня того же периода прошлого года.

Объем инвестиций в основной капитал и строительство  в Беларуси в январе-апреле текущего года увеличился в сопоставимых ценах на 18,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3 трлн. рублей, сообщили "Интерфаксу" в министерстве статистики и анализа.

В Беларуси на 2010 год объем инвестиций в основной капитал запланирован в сумме 51 трлн. рублей, что в реальном выражении на 23-25% больше по сравнению с ожидаемым поступлением в 2009 году.

Предполагается, что на 2010 год – рост инвестиций в основной капитал на 23-25% - очень  высокие темпы, учитывая ситуацию этого  года. За 9 месяцев прирост инвестиций составил 14,5%. В связи с сокращением инвестиций в частном секторе, за 9 месяцев там инвестиции сократились на 3%,что является понижения уровня в данной сфере. Предусматривается, что в 2009 году объем инвестиций в основной капитал составит около 31 трлн. рублей.

В 2010 году целевой  прогноз правительства предполагает увеличение доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал почти до 12% с 5% по итогам 9 месяцев 2009 года. В эквиваленте  объем иностранных инвестиций в инвестициях в основной капитал в 2010 году должен составить порядка 6 трлн. рублей.

В этой связи  правительство планирует увеличить  целевое задание по привлечению  внешних кредитов в 3 раза, прямых инвестиций - в 6 раз.

   2.6 Защита  и государственная поддержка инвестиций

Одной из важнейших составляющих инвестиционной политики государства  является защита прав на инвестированный капитал. Данная мера также носит стимулирующий характер, но в отличие от налогового и амортизационного стимулирования направлена не только на субъекты хозяйствования, но и физических лиц – инвесторов. При этом в качестве меры стимулирования выступает повышение заинтересованности в инвестировании. Данные меры многогранны. Одной из них является защита прав на интеллектуальную собственность как объект инвестирования. Интеллектуальная собственность представляет собой право на результат интеллектуальной деятельности в любой сфере действительности. После соответствующего юридического оформления права такого рода превращаются в объекты нематериальных активов, состоящие на балансе предприятия.

Проблема в том, что  в отсутствие   защитных законодательных мер применение результатов интеллектуальной деятельности на практике рискованно, их могут использовать другие лица.

В связи с этим многие развитые страны имеют четкую систему защиты прав инвестора. Например, законодательство США предусматривает возможность возмещения обладателю прав на объект интеллектуальной собственности ущерба, причиненного его правам другими лицами. При этом вопрос о размере возмещения убытков правообладателю решается чаще всего во внесудебном порядке - путем ведения переговоров с нарушителем права. В США за нарушение авторского права, совершенное отдельным лицом умышленно, с целью коммерческого преимущества или частной финансовой выгоды, законодательством предусмотрен штраф в размере до 250 тыс. долл., а в случае повторного нарушения – до 500 тыс. доли, и (или) тюремное заключение на срок до 10 лет.

За аналогичные нарушения  предусмотрено наказание в виде тюремного заключения: законодательством Греции – до двух лет, Сингапура – до трех, Франции – до четырех, Польши и Венгрии – до пяти, Португалии – до шести лет. Законодательством многих стран с развитой рыночной экономикой (Франции, Германии, США) предусмотрено возмещение упущенной выгоды обладателю прав на объект интеллектуальной собственности.

Поскольку в качестве гаранта защиты интересов обладателя интеллектуальной собственности выступает закон, постольку это требует совершенствования законодательной базы Беларуси, в частности, регламентации результатов интеллектуальной деятельности, которые могут выступать объектами права, и разработки адекватных мер их законодательной защиты.

Другой мерой стимулирования инвестиционной активности является экспорт и защита инвестиций белорусскими предприятиями. Государственная поддержка экспорта прямых инвестиции, по нашему мнению, может осуществляться в ограниченных масштабах по наиболее крупным инвестиционным проектам, имеющим важное народнохозяйственное значение в следующих формах:

1 долевое участие государства в финансировании проектов создания зарубежных производств в виде совместных предприятий или зарубежных филиалов белорусских экспортоориентированных машиностроительных предприятий. Примерами могут быть сборочные производства, создаваемые за рубежом Минским тракторным и Минским автомобильным заводами. В условиях ограниченности финансовых ресурсов в Беларуси доля государства в уставном капитале этих предприятий может быть дополнена долей материнской компании, сформированной на основе кредита, полученного в стране-импортере инвестиций под залог нематериальных активов (технологий, ноу-хау, контрактных прав и др.), материальных факторов и под гарантии государства. Присутствие государства в уставном капитале повысит рейтинг создаваемого предприятия, будет гарантией возвратности полученною кредита, обеспечит поступление в бюджет валюты за счет прибыли от инвестиций  и экспорта продукции;

2 освобождение от таможенных пошлин или льготирование ставок пошлин при их взимании с ввозимой в страну продукции зарубежных филиалов и дочерних компаний белорусских предприятий в зависимости от ее значимости и состояния внутреннего рынка страны. Вместе с тем глобализация капитала и интеграция производства принципиально изменяют взаимодействие белорусских предприятий с зарубежными субъектами хозяйствования. На смену традиционным предприятиям с законченным технологическим циклом производства приходит гибридная форма организации, при которой белорусское предприятие в другой стране создает временные союзы на контрактной основе из большого числа местных партнеров. Таким образом, более эффективным становится не размещение внутренних ресурсов национальных предприятий за рубежом, а использование ресурсов и видов деятельности  зарубежных партнеров. При таком подходе увеличивается объем полуфабрикатов и комплектующих изделий, пересекающий границы разных стран. При общем снижении издержек производства транспортно-логистические издержки могут возрастать, что нельзя не учитывать в таможенной политике;

3 государственная поддержка белорусских предприятий, приобретающих пакеты акций зарубежных компаний в порядке погашения долгов иностранных государств и предприятий за поставленную им продукцию (конверсия долга в инвестиции). Такая форма инвестирования может быть принята лишь на межгосударственном уровне и характеризуется значительным внешнеэкономическим и внешнеполитическим эффектом;

4 предоставление льгот в виде государственного страхования экспорта отдельных инвестиций, выдачи и гарантирования экспортных кредитов для предприятий в приоритетных отраслях экономики Беларуси. Подобная форма государственного регулирования инвестиционной деятельности  получила широкое распространение наряду с другими антикризисными мерами в таких западноевропейских странах, как Германия, Франция, Италия.

Разумеется, предоставление мер государственной поддержки экспорта инвестиций должно осуществляться в рамках правового поля на основе разрешительного порядка вывоза капитала за рубеж, что требует принятия специального нормативного акта. Таким образом, меры стимулирования экспорта капитала следует сочетать с ужесточением валютного контроля, пресечением утечки капитала за рубеж и сокрытия части валютных доходов. Для этого необходимо изменить систему контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования и уполномоченных банков.

 

  2.7 Привлечение иностранных инвестиций

Деятельность по привлечению  инвестиций, в т. ч. иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. За январь-июнь 2009 г. в экономику Республики Беларусь поступило 4230 млн. долларов США иностранных инвестиций, что на 27 процентов больше, чем за январь-июнь 2008 г. Из них прямых иностранных инвестиций привлечено на сумму 2477,5 млн. долларов США, что превышает в 2 раза объем привлечения за аналогичный период прошлого года. Прочие иностранные инвестиции (кредиты и займы, финансовый лизинг) поступили в объеме 1752,2 млн. долларов США.

Наибольшие количество иностранных инвестиций привлечено в транспорт – 1881,6 млн. долларов США (44 процента от общего объема привлеченных иностранных инвестиций), промышленность – 1087,8 млн. долларов США (26 процентов) и общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 653,5 млн. долларов США (15,4 процента).

В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия(2/3 объема иностранных инвестиций - 2864,6 млн. долларов США), Швейцария, Австрия, Германия, Латвия. Страны-инвесторы в Республику отражены в Приложении А.

В Беларуси действует  около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия  с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.

Успешно реализуются  проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи – 2». В Приложении Б приведены статистические данные  об инвестициях в основной капитал.

Для иностранного инвестора  могут иметь привлекательность  крупные объемы строительства жилья  в республике (до 4 млн. м² в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена». Ввод в действие жилых домов и квартир с 1995 по 2010 год представлен в Приложении В.

Также в Беларуси реализуются  программы развития наиболее перспективных  видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.

Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для  реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

В последние годы заметен  приток зарубежных инвестиций в экономику Могилевщины. Следует отметить и положительную тенденцию роста прямых иностранных инвестиций в общем объеме.

В экономику области  ежегодно вкладывают средства представители  более 20 государств. Традиционный интерес  к предприятиям региона проявляют инвесторы из Австрии, Германии, Италии, России, Латвии, США и других стран.

Информация о работе Экономическое содержание и назначение основного капитала организации