Экономический рост: сущность, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является исследование сущности экономического роста и его типов, изучение моделей экономического роста, а также анализ экономического роста в стране.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие экономический рост как самостоятельную экономическую категорию и показать его показатели.
2. Охарактеризовать основные типы экономического роста.
3. Рассмотреть основные модели экономического роста.
4. Проанализировать состояние экономического роста в Казахстане

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ
1.1. Сущность экономического роста и типы экономического роста………………………………………………………………………………5
1.2. Показатели экономического роста…………………………………………6
II. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1. Неоклассическая модель экономического роста.....................................................................................................................10
2.2. Неокейнсианская модель экономического роста.....................................................................................................................14
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК
3.1. Анализ экономического роста в Казахстане………………………………………………………………………..17
3.2 . Государственное регулирование экономического роста…...………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Содержание курсовая бауки2003.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Инвестиционный  фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства  Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.  
Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью  фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном  рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.  
Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда – 80,3 млн. долл. США.    Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.  
Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных  рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности.

В реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения  в законодательство, отраслевые программы  развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих  специалистов. Также будут созданы  институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив  частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство  и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем  этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен  весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции  обрабатывающей промышленности. Результатом  реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость  Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики  не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это  позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты  от реализации Стратегии к 2015 году в  условиях интенсивного освоения месторождений  нефти и газа не приведут к коренному  изменению структуры экономики и промышленного производства.

Реализация  Стратегии позволит:

• увеличить  к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

• повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной  деятельности в структуре ВВП  с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

• замедлить  снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Вместе с  тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

1. Экономический  рост можно определить как  рост реального ВНП или рост  реального ВНП

на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

2. Экономический  рост определяется следующими  факторами: природные ресурсы,  трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3. При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не  может восполняться  ежегодно и на  следующий год темп роста будет такой же.

4. При экстенсивном  типе развития многие работнике  не являются высококвалифицированными.

5. Экстенсивный  путь  развития  носит  застойный   характер, фактически  нет  технического  прогресса, морально и физически  изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

6. Государство  может играть значительную роль  в экономическом росте при  правильной налоговой политике  и политике инвестирования.

Рассмотрев  выше  изложенные  проблемы, следует вывод, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство  на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

Современные основные модели экономического роста, как и любые  модели, представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального  экономического процесса в форме  уравнений или графиков. Целый  ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Экономическая  теория. Николаева Л.А., Черная И.П.  М., 2000 г.

2. Борисов  Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

3. Корняков  В. Государственно-корпоративное  направление развитой экономики. Экономист - 2000. - №5.

4. Курс экономической теории: Учебник Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Киров: Изд-во «АСА», 2001.

5. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия  по экономической теории и  практики - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2000.

6. Луссе А.В. Макроэкономика. -- СПб.: Литера плюс, 2002.

7. Современная экономика.  Многоуровневое учебное пособие  - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.

8. Экономика: Учебник  - 3-е изд., перераб. и доп. / Под  ред. А. С. Булатова.-- М.: Юристъ, 2002.

9. Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2002.

10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.  Журавлевой, Л.С. Тарасевича. -М.: ИНФРА-М, 2002.

11. www.stat.kz

12. www.government.kz

13. «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический рост: сущность, модели