Экономический рост: сущность, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является исследование сущности экономического роста и его типов, изучение моделей экономического роста, а также анализ экономического роста в стране.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие экономический рост как самостоятельную экономическую категорию и показать его показатели.
2. Охарактеризовать основные типы экономического роста.
3. Рассмотреть основные модели экономического роста.
4. Проанализировать состояние экономического роста в Казахстане

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ
1.1. Сущность экономического роста и типы экономического роста………………………………………………………………………………5
1.2. Показатели экономического роста…………………………………………6
II. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1. Неоклассическая модель экономического роста.....................................................................................................................10
2.2. Неокейнсианская модель экономического роста.....................................................................................................................14
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК
3.1. Анализ экономического роста в Казахстане………………………………………………………………………..17
3.2 . Государственное регулирование экономического роста…...………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Содержание курсовая бауки2003.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Экономический кризис 1973—1975 гг. способствовал формированию нового течения — посткейнсианства, признанным лидером которого является представительница английской кембриджской школы Дж. Робинсон. Оригинальность посткейнсианства как самостоятельного течения наиболее отчетливо проявилась в разработке теории экономического роста и распределения продукта, в основу которой положена идея, что темпы роста общественного продукта зависят от распределения национального дохода, которое, в свою очередь, является функцией накопления капитала. Именно скорость накопления капитала определяет норму прибыли, а следовательно, и долю прибыли в национальном доходе. Доля же заработной платы определяется как остаточная величина. Реальное значение посткейнсианской теории состоит в том, что в ней предпринята попытка увязать пропорции распределения с пропорциями воспроизводства.

Структурный кризис и сопровождавшая его длительная депрессия, охватившие мировую экономику  с середины 70-х гг., вызвали активизацию  исследований макроэкономической динамики. В центре внимания оказалась забытая идея Й. Шумпетера о неравномерном характере экономического роста и нововведениях как факторе этой неравномерности. Согласно этой теории нововведение нарушает экономическое равновесие, которое затем восстанавливается под воздействием процессов экономической конкуренции.

Неоклассическая теория не могла объяснить периодических  колебаний экономической активности. Разрабатывается теория долгосрочного  технико-экономического развития. В  России она нашла отражение в работах С.Ю. Глазьева, который концентрирует свое внимание на макротехнологической динамике, содержании, механизме и географии смены технологических укладов.

В настоящее  время в западных странах получила распространение концепция «экономическое развитие без роста». Это связано, с одной стороны, с тем, что на основе НТР уже достигнут высокий уровень подушевого производства, а с другой — значительно уменьшились темпы роста населения. Кроме того, сторонники этой концепции считают, что экономический рост приводит к нарушению биосферы жизни человека и ограничен в силу недостаточности сырьевых и топливных ресурсов планеты.

III.   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК

3.1.  Анализ экономического роста  в Казахстане

Республика  Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.

Сегодня Казахстан  имеет реально работающую рыночную экономику.

По сравнению  с аналогичным периодом 2010г.  Реальный ВВП вырос на 6,6%. В структуре ВВП доля производства товаров составила 40,9%, услуг – 53,6% в январе-апреле 2011г. составил 1011,7 млрд. тенге, что на 4,1%

больше, чем  за аналогичный период прошлого года.

Внешнеторговый  оборот за отчетный период составил 1048,4 млрд. тенге (без оборота общественного питания) и увеличился на 11,8% по сравнению с январем-апрелем 2010г.

Сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны. По сравнению с 1985 годом объем  добычи углеводородного сырья вырос на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза.

В экономику  республики привлечено порядка 30-ти миллиардов долларов США прямых иностранных  инвестиций. Инвесторы знают, что  сегодня Казахстан – надежный партнер, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество.

Финансовая  система Казахстана признана одной  из самых прогрессивных, и это  подтверждают ведущие международные  эксперты. Казахстан первым среди  стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.

Сегодня в Национальном фонде аккумулировано 5 миллиардов 300 миллионов долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального  фонда в целом превышают 14 млрд. долларов США.

Казахстан последовательно  проводит открытую внешнюю торговую политику. Так, в 2011 году объем внешнеторгового оборота приблизился к 30 млрд. долларов США с позитивным сальдо свыше 7 млрд. долларов и вырос более чем в 3 раза по сравнению с 2001 годом.

Заметно диверсифицировалась  и география внешней торговли, которая впервые годы независимости в основном включала СНГ.

В 2011 году в структуре товарооборота Казахстана на первое место вышли страны- члены ЕС, Россия, Швейцария и Китай.

В настоящее  время Казахстан, по классификации  Всемирного банка, входит в группу стран  со средним уровнем дохода. Если сравнить основные показатели качества жизни, за последние 10 лет, в среднем  денежные доходы казахстанцев выросли  в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно.

Расходы государства на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи только в этом году выросли более чем в 1,7 раза по сравнению с 2009 годом.

Поступательный  экономический рост в Казахстане позволил значительно расширить  социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует о достигнутом запасе прочности экономики страны.

 

3.2 . Государственное  регулирование экономического роста

Органом государственного регулирования экономического развития РК является Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан.  Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан – центральный исполнительный орган, осуществляющий межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики, миссией которого является формирование целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, а также развитие торговой деятельности.   В состав Министерства входит ведомство – Комитет торговли. 

Основными задачами Министерства являются выработка предложений  по формированию государственной политики в сфере:              

1) стратегического планирования и формирования основных приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан;              

2) регионального развития;               

3) международных экономических  и финансовых отношений, в том  числе регулирования международной  экономической интеграции;              

4) регулирования и  развития внешнеторговой деятельности;               

5) регулирования и  развития внутренней торговли;               

6) развития и поддержки  частного предпринимательства;              

7) инвестиций и государственно-частного партнерства;               

8) управления государственными  активами в секторах экономики;               

9) развития системы  государственного управления;              

10) мобилизационной подготовки  и мобилизации. 

 

Государство регулирует развитие экономики через механизмы, такие как программы, стратегии развития.

В целях обеспечения  устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для  производства конкурентных видов продукции  и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками  данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической  политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

• повышение  производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут  стимулировать частный сектор, и  совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке  добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных  экспортоориентированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в  пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство  конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика  Казахстана сталкивается с рядом  объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с  этим, для решения проблем и  достижения поставленных целей и  задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Национальный  фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения  стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

Расходы Фонда  предусматривают исполнение стабилизационной функции – в виде поступлений  из Фонда в республиканский и  местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

АО «Банк  Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа  Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

Основной целью  Банка Развития является совершенствование  и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

Актуальность  создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

Информация о работе Экономический рост: сущность, модели