Экономический пузырь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:50, доклад

Описание

Экономи́ческий пузы́рь (также называемый «спекулятивным», «рыночным», «ценовым», «финансовым») — торговля крупными объёмами товара или чаще ценными бумагами по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным спросом на некий товар, в результате чего цена на него значительно вырастает, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса.

Работа состоит из  1 файл

Экономический пузырь.docx

— 41.28 Кб (Скачать документ)

Экономический пузырь

Экономи́ческий пузы́рь (также называемый «спекулятивным», «рыночным», «ценовым», «финансовым») — торговля крупными объёмами товара или чаще ценными бумагами по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным спросом на некий товар, в результате чего цена на него значительно вырастает, что, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса.

Единого мнения о причинах возникновения пузырей  и этапах их развития в экономической  теории нет. Существуют гипотезы, рассматривающие  возникновение экономических пузырей  как следствие неопределённости истинной стоимости, результат спекуляций или случай ограниченной рациональности. Кроме того, была высказана гипотеза[1], что пузыри в конечном счёте возникают в результате ценового сговора или институционализации рынка капитала (роста доли корпоративных инвесторов). Для каждой из предложенных гипотез, однако, известны случаи возникновения пузырей, отрицающие их главные постулаты.

Поскольку на реальном рынке трудно выявить истинную стоимость  товара, пузыри, как правило, обнаруживаются только пост-фактум, после внезапного падения цен. Такое падение известно как «схлопывание» пузыря. И рост, и схлопывание пузыря являются примерами регулирования с положительной обратной связью, в отличие от регулирования с отрицательной обратной связью, которое должно определять равновесную цену в случае нормальных рыночных условий. Цены в экономическом пузыре зачастую хаотически флуктуируют и не могут быть определены исключительно из соотношения спроса и предложения.

Экономические пузыри в целом считаются вредными для экономики, поскольку приводят к неоптимальному распределению  и расходу ресурсов. Кроме того, обвал, обычно следующий за экономическим  пузырем, может уничтожить огромное количество капитала и вызвать продолжительный  спад в экономике. Длительный период безрисковых прибылей может продлить период спада, как это было для значительной части мира во время Великой депрессии в 1930-х годах и в 1990-х в Японии, во время бума недвижимости. Последствия схлопывания пузыря могут не только опустошить национальную экономику, но и откликнуться за её границами.

Ещё один важный аспект экономических пузырей — их взаимодействие со сформировавшейся традицией расходования. Участники рынка с переоценёнными активами склонны тратить больше, поскольку чувствуют себя богатыми). Многие наблюдатели[источник не указан 290 дней]приводят в пример рынки недвижимости в Великобритании, Австралии, Испании и части США в последнее время, как пример такого эффекта. Когда пузырь неожиданно схлопывается, держатели переоценённых активов обычно склонны максимально урезать свои расходы, что приводит к замедлению экономического роста и углублению кризиса.

Таким образом, задачей центрального банка является слежение за адекватностью оценки активов  и принятии мер для сглаживания спекулятивной активности. Обычно такой мерой является увеличение ставки рефинансирования, то есть стоимости заёмных денег.

Когда пузырь развивается  на рынке капитала, он называется биржевым пузырём. Как правило, очень трудно заранее отличить разрастающийся биржевой пузырь от обычного «бычьего» тренда.

Причины

В настоящее  время не существует общепринятой теории, объясняющей причины возникновения  пузырей.Существуют основания полагать, что пузыри возникают не по причине избирательной рациональности или предположений об иррациональности поведения других участников рынка, как полагается в Теории бо́льшего дурака

Было также  показано, что пузыри могут возникать  и в ситуациях, когда участники  рынка вполне способны верно оценить активы вследствие игры друг против друга или других взаимозависимостей игроков [2], и даже в ситуациях, когда невозможна спекуляция [1].

Теория  большего дурака объясняет развитие пузыря поведением неизменно оптимистичных участников рынка (дураков), которые покупают переоцененные активы, надеясь продать их другим алчным спекулянтам (бо́льшим дуракам) по большей цене. В соответствии с этим объяснением, пузыри растут, пока дураки могут находить бо́льших дураков, чтобы перепродать им переоцененные активы и лопаются, когда бо́льший дурак становится величайшим дураком, который заплатил самую высокую цену за актив, и уже не может найти, кому бы его продать.

Австрийская школа экономики считает что благоприятной средой для надувания пузырей является сочетание высокого уровня инфляции и низких процентных ставок[источник не указан 290 дней].

При этом с одной  стороны из-за низких ставок дисконтирования  и падения средней доходности на инвестиции — инвесторы готовы обращать внимание на оценки все более дальних прибылей, растет временной разрыв между будущими доходами и настоящими оценками стоимости, оценки активов становятся все более виртуальными. С другой стороны, при умеренной инфляции возникает психологический эффект увеличения оплаты труда, потребление временно возрастает, что временно подпитывает спрос на пузырь. С третьей стороны, при превышении инфляции над процентными ставками становится выгодно вкладывать в дорожающие товары и сырье.

Предсказание  сдутия пузыря

Спрогнозировать сдутие пузыря весьма затруднительно, поскольку оно обычно представляет собой слом старой экономической модели (катастрофа) и даже если новая модель известна, то точный момент предсказать невозможно.

Теория  большего дуракаТео́рия бо́льшего дурака́ теория, которая утверждает, что можно делать деньги, покупая ценные бумаги, независимо от их качества, от того, переоценены они или нет, а позже продавая их с прибылью потому, что всегда найдется кто-то (глупее, «бо́льший дурак»), кто также рассчитывает быстро перепродать актив с прибылью. Так растут спекулятивные пузыри, которые обязательно лопаются, обрушивая цены акций в массовой распродаже. 
 

Пузырь  доткомов

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пузырь  доткомов экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта в течение торгов и упал до 5048,62 при закрытии.

Пузырь образовался  в результате взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских), а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. Акции компаний, предлагавших использовать Интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. Такие высокие цены оправдывали многочисленные комментаторы и экономисты, утверждавшие, что наступила «новая экономика», на самом же деле эти новые бизнес-модели оказались неэффективными, а средства, потраченные в основном на рекламу и большие кредиты, привели к волне банкротств, сильному падению индекса NASDAQ, а также обвалу цен на серверные компьютеры.

Тогда как последняя  часть этого периода было чередованием резких подъемов и обвалов, Интернет-бум  принято относить к стабильному  коммерческому росту интернет-компаний, связанному с наступлением эпохи всемирной паутины, начавшейся с первого релиза веб-браузера Mosaic в 1993 году и продолжавшегося все 90-е.

Как это было 

Индекс высокотехнологичных  компаний NASDAQ Composite достиг своего пика в марте 2000 года, после чего произошло обвальное падение.Пузырь доткомов лопнул 10 марта 2000 года, когда произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ. Перед этим индекс NASDAQ достиг своего максимума в 5048,62 (с дневным пиком в 5132,52), тем самым удвоив показатели всего годичной давности. Большинство компаний-доткомов лопнули вместе с американской биржей акций. В результате этих событий сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров. Большинство бизнес-моделей новых, ориентированных на продажи через интернет компании были неэффективными, а их средства расходовались в основном на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе.

Фактически «кризис  доткомов» стал одной из репетиций[источник не указан 74 дня] мирового финансового кризиса, начавшегося несколькими годами позже. В надувании биржевого пузыря мирового финансового кризиса приняли участие уже гораздо большее количество ценных бумаг из разных сфер экономики.

После этих событий  на несколько лет слово «дотком» стало употребляться как обозначение какой-либо незрелой, непродуманной, либо неэффективной концепции бизнеса.Термин «дотком» для таких компаний происходит от коммерческого домена верхнего уровня .com (буквально — англ. dot com «точка ком»).

Последствия

11 января 2000 года компания America Online, любимый инвестор доткомов и первопроходец коммутируемого доступа в Интернет, приобрела крупнейшую в мире СМИ-компанию Time Warner. Эта сделка названа "худшей в истории". В течение двух лет разногласия в совете директоров заставили исполнительных директоров, заключивших сделку, покинуть свои посты, а в октябре 2003 года AOL Time Warner убрала из названия компании приставку "AOL".

Некоторые компании в секторе связи не смогли вынести финансового бремени и были вынуждены объявить о банкротстве. Один из крупнейших игроков, WorldCom, был уличен в ежегодных нелегальных банковских операциях для увеличения прибылей. Рыночная стоимость WorldCom рухнула вниз, когда эта информация стала доступна широкой публике, что вызвало третье по размаху банкротство в истории США. Другие примеры включают в себя NorthPoint Communications, Global Crossing, JDS Uniphase, XO Communications и Covad Communications. Такие компании как Nortel, Cisco и Corning оказались в невыгодном положении, поскольку они рассчитывали на инфраструктуру, которая так и не была создана, что вызвало значительное падение акционерного капитала Corning.

У многих доткомов закончились средства, и они были куплены или ликвидированы; доменные имена были выкуплены конкурентами или инвесторами. Некоторые компании и их правления были обвинены в мошенничестве за неправильное использование средств вкладчиков, а Комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала крупнейшие инвесторские компании (например, Citigroup и Merrill Lynch) на миллионы долларов за введение в заблуждение инвесторов. Многие сопутствующие отрасли, например, реклама и логистика, сократили свою деятельность ввиду падения спроса на услуги. Многие большие компании-доткомы, такие как Amazon.com или eBay, выжили в беспорядках и кажутся уверенными в долгосрочном выживании, в то время как другие, например Google, стали лидирующими корпорациями в отрасли.

Информация о работе Экономический пузырь