Экономический анализ финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание

Финансовые ресурсы являются не только исходным видом ресурсов для создания и деятельности предприятий, которые перевоплощаются в средства производства и рабочую силу, обеспечивают процесс производства, но и обязательным условием непрерывности процесса производства на предприятии. Даже при достаточном наличии на предприятии основных фондов и квалифицированной рабочей силы предприятия не в состоянии совершать производственную деятельность, если они не обеспечены необходимым оборотным капиталом и имеющимися в наличии денежными ресурсами.

Содержание

Введение………………………………………………………………..с.5
Раздел1. Анализ финансовых ресурсов предприятия
Финансовые ресурсы предприятий ………………………с.6
Принципы формирования капитала предприятия………с.7
Источники собственных финансовых
ресурсов предприятия ……………………………………….……….с.11
1.4 Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным
этапам ..………………………………………………………….…..…с.14
1.5 Управление заемным капиталом………………………….с.18
1.6 Политика привлечения заемных средств………………...с.20
1.7 Последовательность проведения анализа финансовых
ресурсов ………………………………………………………………..с.24
Вывод…………………………………………………………..…..……с.26
Раздел 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1. Информационные источники анализа………………..…...с.27
2.2. Содержание финансового анализа…………………..…….с.27
2.2.1. Структурный анализ активов …………………………с.27
2.2.2. Анализ источников формирования капитала
предприятия ( его пассивов)…………………………….с.31
2.2.3. Анализ основных относительных показателей……….с.35
Вывод………………………………………………………………….…с.40
Заключение………………………………………………………………..с.42
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Курс. раб по фин. анализу.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

 Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

 Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

 1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним

 относятся все  формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения, который еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

 2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним

 относятся все  формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными Формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями-с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

 В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам:

  1. По целям привлечения
    • Заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов
    • Заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов
    • Заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей
  2. По источникам привлечения
    • Заемные средства, привлекаемые из внешних источников
    • Заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность)
  3. По периоду привлечения
    • Заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года)
    • Заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года)
  4. По форме привлечения
    • Заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит)
    • Заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг)
    • Заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит)
    • Заемные средства, привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах
  5. По форме обеспечения
    • Необеспеченные заемные средства
    • Заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией
    • Заемные средства, обеспеченные залогом или закладом
 

 С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое  представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала. 

 1.6 Политика привлечения  заемных средств 

 Политика  привлечения заемных  средств представляет собой часть общей  финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

 Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

 1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

 На  первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

 На  втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

 На  третьем этапе  анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

 На  четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

 На  пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

 Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах.

 2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

 а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

 б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

 в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

 г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

 д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

 3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

 а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

 б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

 С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

 4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

 5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

 Расчет необходимого размера заемных средств в  рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

 Полный  срок использования  заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.

 а) срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственой деятельности;

 б) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

 в) срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

 Расчет полного  срока использования заемных  средств осуществляется в разрезе  перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

 Средний срок использования  заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

 Он определяется по формуле:

         (1.6.1)

 где

 ССз - средний срок использования заемных средств;

 СПз - срок полезного использования заемных средств;

 ЛП - льготный (грационный) период;

 ПП - срок погашения.

 Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко-и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

 Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

 6. Определение форм привлечения заемных средств.

 Эти формы  дифференцируются в разрезе финансового  кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения  заемных средств предприятие  осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

    7. Определение состава основных кредиторов. Этот

 состав определяется формами привлечения заемных  средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно его  постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

 8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

 а) срок предоставления кредита; б) ставка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы долга; д) прочие условия, связанные с получением кредита.

Информация о работе Экономический анализ финансовой деятельности предприятия