Экономические отношения России со странами ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы определяется высоким удельным весом ЕС во внешней торговле России, присутствием в российско-западных торговых отношениях многих современных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения.
Несомненно, что новая Россия в силу своих размеров, своей географической близости, своих энергетических ресурсов и своего потенциала влияет на развитие событий во всей Европе. Задача в том, чтобы содействовать раскрытию положительного потенциала и ограничению отрицательного.
В качестве демократически ориентированного, готового к сотрудничеству и определяющего себя как европейское государство партнера РФ может внести существенный вклад в стабильность и процветание в Европе и за ее пределами. Ключевые понятия: урегулирование кризисов и обеспечение мира при поддержке ООН, борьба с терроризмом, предотвращение незаконного распространения оружия массового уничтожения, ограничение «мягких» угроз безопасности и экологических угроз.

Содержание

Введение

Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время

1.1. История развития отношений между Россией и ЕС

1.2. Политика ЕС в отношении России

Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом

2.1. Экономические отношения Россия - ЕС

2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС

2.2.1. Торговый оборот России и ЕС

2.2.2. Инвестиции России и ЕС

Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России

3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы

3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).rtf

— 584.91 Кб (Скачать документ)

С расширением ЕС Калининград еще больше увеличит масштабы наращивания и обслуживания импорта - со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для его торгового баланса и макроэкономической стабильности. Это связано с объективным возрастанием интереса к посредническим функциям Калининградской ОЭЗ. Прежде всего, речь идет о жизненно важных интересах Польши и Литвы. Вступив в ЕС, они начнут параллельно разворачивать экспортную экспансию на Восток - на территорию России и стран СНГ, используя для этого Калининград как удобную стартовую площадку. В условиях членства в ЕС и растущих трудностей с экспортом в Западную Европу беспошлинный вход на российские рынки сбыта окажется для обеих стран одним из немногих способов пополнения валютных поступлений и поддержания макроэкономической стабильности. В основе такого курса Польши и Литвы лежат следующие мотивы:

- угрожающее положение местных производителей из-за наплыва европейского конкурентного импорта;  
- тенденция нарастания и без того глубокого внешнеторгового дефицита;  
- высокий уровень внешнего долга;  
- рост трудностей с экспортом в Западную Европу (из-за нетарифных барьеров, а также из-за стагнации здесь импортного спроса в условиях низких темпов роста);  
- стремление сократить глубокий дисбаланс в торговле с Россией.

Поэтому поляки и литовцы развернут в Калининграде сеть совместных предприятий, осуществляющих массовые поставки в Россию в льготном таможенном режиме. Причем их деятельность будет поддержана специальными государственными программами, принятыми обеими странами для продвижения своего экспорта на Восток.

Наращивая импортные обороты и рублевые поставки в Россию, калининградская экономика будет продолжать расти высокими темпами, что, однако, не придаст ей ни большего здоровья, ни большей устойчивости. Напротив, она будет инерционно разгоняться по порочному кругу, накапливая теневые доходы, кризисный потенциал и издержки для России. Причем теперь это будут уже не только финансовые, но и системно-технологические издержки: в ближайшие годы Калининград станет трамплином для массового ввоза на территорию России наименее конкурентоспособной на Западе европейской продукции. Калининградский сценарий развития после расширения ЕС может стать типовым для многих российских регионов.

Многие проблемы, возникающие в торгово-экономическом сотрудничестве России со странами ЦВЕ в связи с расширением ЕС, могли бы разрешиться в рамках Общего европейского экономического пространства ЕС и России (ОЕЭП), идея создания которого была выдвинута Евросоюзом и зафиксирована в итоговом коммюнике Московского (май 2001 г.) саммита лидеров России и ЕС. Однако, несмотря на громко заявленные на римском саммите Россия-ЕС планы политиков создать ОЕЭП уже к 2007 г., практическая реализация принятой концепции возможна лишь в более отдаленной перспективе.

Долгосрочные экономические последствия расширения Европейского Союза в значительной степени предопределяются тем, каким образом будут выстроены приоритеты сотрудничества между Россией и ЕС и какая правовая и организационная модель сотрудничества будет избрана на ближайшую перспективу.

Перспективы сотрудничества, а следовательно - и возможности нейтрализации многих потенциальных потерь, порождаемых расширением Евросоюза, будут зависеть от меняющейся в настоящее время ситуации в самой России.   

     3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы 

     Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств в то время двенадцати стран членов ЕС, председателем Европейской Комиссии и президентом Российской Федерации в июне 1994 года на острове Корфу.

     Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило в силу 1 декабря 1997 года.

     Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в области законодательства, экономики, а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, культурного сотрудничества и сотрудничества в финансовой сфере.

     СПС основано на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня для переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации и ограничили возможности введения импортно-экспортных ограничений.

     В соответствии с Соглашением обе стороны обязались проводить дважды в год встречи на высшем уровне: один раз в Москве, а один раз в столице страны члена ЕС, являющейся в это время председателем ЕС.

     Кроме того, каждый год проходят другие встречи министров, парламентариев и иных должностных лиц.

     В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял "Коллективную стратегию" в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС.

     В октябре 1999 года Россия утвердила свою Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года.

     Отношения между Россией и ЕС определяют следующие документы:

     Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997);

     Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999);

     Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010);

     Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (1997);

     Соглашение о торговле текстильными товарами (1998);

     Меморандум по энергетике (1999);

     План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000);

     План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999);

     Решение Совета о выполнении Плана совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (2001);

     Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий (1999);

     Стратегия в отношении России (2002-2006);

     Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (2002);

     В конце 2007г. истек срок действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС, который регулировал эти отношения на протяжении 10 лет. Действующее соглашение за эти годы во многом устарело, а при вступлении России в ВТО около трети текстов потеряют свою актуальность.

     При разработке нового документа, по мнению представителей российского бизнеса, нужно "расширить диапазон его действия не только на торговую, но и на инвестиционную сферу". Новое соглашение планируется подписать весной 2008 года. Однако до сих пор Россия и ЕС так и не приступили к переговорам по его подготовке из-за позиции Польши, которая блокировала утверждение мандата Еврокомиссии на ведение этих переговоров, требуя от России отмены эмбарго на импорт мяса.

     Масштаб нового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между России с ЕС таков, что при его формировании необходимо реальное участие всей политической элиты страны, сказал Анатолий Чубайс. "На современном этапе без участия бизнеса создать новый фундаментальный документ о сотрудничестве России и ЕС было бы ошибкой", - считает он. А Европу России не заменит ни США, ни Китай, считает глава РАО ЕЭС.

     Высказывая свою позицию по поводу согласования сроков подготовки этого документа со временем вступления России в ВТО, Чубайс отметил, что "ВТО - это абсолютный приоритет, и все предпосылки для вступления России в эту организацию до конца года существуют". "Правильно было выстроить подготовку нового соглашения с ЕС как следующий шаг, как ВТО плюс", - подчеркнул он. "Мы не должны позволить себе остаться в ситуации, когда весь мир там, а баба Яга против", - сказал Чубайс

     В любом случае новое соглашение должно будет отражать следующие аспекты:

     1.    концепцию четырех пространств;

     2. дальнейшее углубление экономической интеграции путем создания зоны свободной торговли;

     3. создание в перспективе экономического пространства между Россией и ЕС, в рамках которой будут реализовываться свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов;

     4. новый уровень политических отношений, основанных на стратегическом партнерстве и четырех пространствах;

     5. новую институционную структуру взаимоотношений, состоящую из взаимосвязанных элементов и максимально приближенную к органам государственной власти РФ и структурам ЕС.

     Новый договор должен быть наполнен четкими формулировками, а не заверениями о намерениях сторон. 

 

                                                  Заключение. 

Информация о работе Экономические отношения России со странами ЕС