Экономические отношения России со странами ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы определяется высоким удельным весом ЕС во внешней торговле России, присутствием в российско-западных торговых отношениях многих современных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения.
Несомненно, что новая Россия в силу своих размеров, своей географической близости, своих энергетических ресурсов и своего потенциала влияет на развитие событий во всей Европе. Задача в том, чтобы содействовать раскрытию положительного потенциала и ограничению отрицательного.
В качестве демократически ориентированного, готового к сотрудничеству и определяющего себя как европейское государство партнера РФ может внести существенный вклад в стабильность и процветание в Европе и за ее пределами. Ключевые понятия: урегулирование кризисов и обеспечение мира при поддержке ООН, борьба с терроризмом, предотвращение незаконного распространения оружия массового уничтожения, ограничение «мягких» угроз безопасности и экологических угроз.

Содержание

Введение

Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время

1.1. История развития отношений между Россией и ЕС

1.2. Политика ЕС в отношении России

Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом

2.1. Экономические отношения Россия - ЕС

2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС

2.2.1. Торговый оборот России и ЕС

2.2.2. Инвестиции России и ЕС

Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России

3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы

3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).rtf

— 584.91 Кб (Скачать документ)

     Подавляющая часть экспертов (85 %) согласилась, что согласованное на сегодняшний день «решение» проблемы свободы передвижения людей и грузов между Калининградом и другими регионами России не удовлетворительно, и может рассматриваться как провал российской стороны. Де-факто существующий формат транзита ничем не отличается от полноценного визового режима, причем право предоставления транзитных документов принадлежит иностранным государствам и носит разрешительный характер. Происходит резкое удорожание грузового транзита. 

     Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией и Францией.

 

      Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 

     2.1. Экономические отношения Россия - ЕС

     Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. - только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.1 В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

     Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа - Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь - воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа - Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

     Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

     В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

     Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

     При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

     Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием так называемого англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

     Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

     Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних - ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

     В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия - Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

     Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.

     Во многом поэтому переговорный процесс Россия - ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам. 

     2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС

     2.2.1 Торговый товарооборот между Россий и ЕС 

     Евросоюз является основным торговый партнером России, на долю которого в 2008 году приходилось 52,0% российского товарооборота (из них 69,5% составлял экспорт и 30,5% - импорт). Россия, со своей стороны, входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая).

     В 2008 году товарооборот - 382,1 млрд. долл. США, экспорт -     265,5 млрд. долл. США, импорт - 116,5 млрд. долл. США.

      В условиях глобального кризиса и резкого падения цен на сырьевые товары, прежде всего энергоносители, произошло значительное сокращение взаимной торговли. В январе-октябре 2009 г. общий товарооборот составил 185,8 млрд. долл. США и снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, российский экспорт составил 126,5 млрд. долл. США (падение на 46,0%), а импорт составил 59,3 млрд. долл. США (падение на 39,8%).

     Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы.

      Взаимная торговля России с ЕС* за последние годы характеризуется следующими показателями:** 

      (млрд. долларов США)

     
  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Январь-октябрь  2008 г. Январь-октябрь  2009 г.
ОБОРОТ 76,7 96,7 128,5 182,3 238,1 283,1 382,2 332,9 185,8
темпы роста в % 106,0 126,1 132,9 141,9 130,6 118,9 135,0 148,9 55,8
ЭКСПОРТ 54,8 69,9 94,2 138,3 176,7 195,9 265,8 234,4 126,5
темпы роста в % 101,6 127,7 134,7 146,8 127,8 110,9 135,7 150,7 54,0
ИМПОРТ 21,9 26,8 34,3 44,0 61,4 87,2 116,5 98,4 59,3
темпы роста в % 119,1 122,2 128,2 128,3 139,6 141,9 133,6 144,7 60,2
САЛЬДО 32,9 43,2 59,9 94,3 115,2 108,7 149,3 136,0 67,2
 
 
 

Динамика внешней торговли

      России со странами ЕС в 2008 г. 

      
  Товарооборот Экспорт Импорт
      млн.  
долларов США
      индекс 08/07       млн. долларов США       индекс 08/07       млн. долларов США       индекс 08/07
    ЕС - 27 382 094,3 135,0 265 541,2 135,6 116 553,1 133,6
    Германия 67 261,4 127,2 33 179,6 125,9 34 081,8 128,4
   Нидерланды   61 817,9   132,3 57 007,1   132,9 4 810,8   124,7
   Италия 52 914,6 146,7 41 918,6 152,3 10 996,0 128,8
    Польша   27 221,0   151,8 20 192,9   151,8 7 028,1   151,8
    Великобритания   22 483,4   134,8 14 865,8   134,8 7 617,6   135,0
    Финляндия   22 423,3   142,1 15 789,2   146,9 6 634,1   132,0
    Франция   22 246,0   135,2 12 188,8   140,4 10 057,2   129,5
  Венгрия 12 812,2 146,9 9 127,6 149,1 3 684,6 141,6
     Чехия   10 862,8   152,9 7 251,4   155,8 3 611,4   147,3
    Словакия   9 445,3   143,9 6 450,6   125,2 2 994,8   212,2
  Испания 9 303,0 123,6 5 062,0 117,0 4 241,1 132,5
  Бельгия 8 673,5 144,6 4 618,6 164,4 4 054,8 127,2
    Швеция   8 642,8   141,2 4 119,1   136,9 4 523,7   145,4
    Латвия 8 506,1 274,6 7 894,9 298,6 611,2 134,8
    Литва 5 480,7 111,7 4 540,3 111,9 940,4 110,8
    Австрия 5 418,8 104,3 2 304,4 84,2 3 114,4 126,7
  Болгария 5 417,8 128,6 4 778,8 125,8 639,0 154,0
    Румыния   5 183,7   131,5 4 165,3   129,7 1 018,5   139,3
  Греция 4 770,1 162,3 4 328,9 164,7 441,2 141,2
  Дания 3 677,7 137,3 1 852,0 171,0 1 825,7 114,4
    Эстония   1 477,4   73,5 956,4   58,6 521,0   138,2
    Словения   1 465,1   138,4 309,7   116,3 1 155,4   145,9
  Кипр 1 306,0 26,8 1 253,7 26,0 52,2 151,1
  Мальта 1 170,1 266,0 1 019,9 240,9 150,2 905,7
  Ирландия 1 057,9 89,3 144,1 27,4 913,8 138,5
    Португалия   527,5   35,9 209,5   16,8 318,0   144,9
   Люксембург 217,8 62,1 11,7 6,0 206,0 133,0

Информация о работе Экономические отношения России со странами ЕС