Экономические кризисы и их роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение сущности кризисов и особенностей современных экономических кризисов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономический кризис как явление;
-изучить влияния экономических кризисов на экономическое
развитие;
- проанализировать причины и последствия современных
экономических кризисов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы экономических кризисов
Экономический кризис как явление……………………...6
Причины экономических кризисов……………………..10
Социально – экономические последствия
экономических кризисов…………………………………13
Глава II. Особенности современных экономических кризисов
Анализ дефолта 1998 года………………………………16
Анализ современного финансово-экономического
кризиса…………………………………………………….21
2.3 Антикризисная политика………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………...34
Приложения………

Работа состоит из  1 файл

Саратовский Государственный Университет.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

      По итогам первого квартала, рост экономики РФ составил 4,5%.Кроме того, началось постепенное оживление банковского сектора. Начала постепенно снижаться просрочка.                                            

       II квартал 20 апреля 2010 - на выступлении в Госдуме с отчетом правительства о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала свое восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».24

      Спрогнозировать развитие мирового экономического кризиса в 2010 году непросто. Многие эксперты дают абсолютно противоположные оценки тем или иным тенденциям развития ситуации, связанной с мировым кризисом. Одни говорят, что мировой кризис в 2010 году завершится и начнется период рецессии, что на данный момент и утверждает  В.В. Путин, другие считают, что финансовый кризис в 2010 году только начинает набирать обороты. Пока большинство специалистов утверждают, что мировой кризис на сегодняшний день продолжается. И длиться он будет, по мнению большинства экспертов, еще несколько лет. Мы, скорее всего, еще не достигли дна, за которым начнется подъем экономики.25  Не только для России, но и для всего мира очень важно найти верный путь выхода из экономического кризиса. И разными лидерами предпринимается множество попыток сделать это. Тем не менее, действовать поодиночке весьма непросто. Поэтому руководители мировых держав пришли к соглашению: все действия по выходу из кризиса 2008-2010 нужно принимать совместно и согласованно. Несмотря на пессимистические прогнозы, рецессию и обвал мировой экономики, основные надежды возлагаются именно на общие усилия в поисках выхода из кризиса. И все же, пока эти старания не приносят ожидаемых и устойчивых результатов.

 

                             

 

 

                                2.3.Антикризисная политика

 

 

           Антициклическое регулирование - одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов. Для этого используются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые механизмы.

Как правило, чем выше темпы развития экономики, чем больше ее «перегрев» на стадии подъема, тем сильнее будет надвигающийся кризис. Поэтому, чтобы не допустить «перегрева», государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому служат также увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис будет менее глубоким и менее продолжительным.

В период кризиса или  депрессии для того, чтобы стимулировать  производство, государство увеличивает  свои расходы, снижает налоги и предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции и ускоренную амортизацию, принимает меры, направленные на удешевление кредита и на сокращение резервных отчислений. В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя национальных производителей и защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью таможенных пошлин и ограничений на импорт товаров. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт.

Следует подчеркнуть, что  государственное регулирование должно сочетать в себе достижение противоположных целей, то есть, с одной стороны, предотвращение спада производства и роста безработицы, а с другой — предотвращение развития инфляции. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

  • Неокейнсианскому;
  • Неконсервативному.

Первое направление  ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе - на регулирование совокупного предложения ( таблица 1 приложение II).

             В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Сторонники неокейнсианских  рецептов уделяют наибольшее внимание бюджетной политике (Что связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных  рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому  в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования  экономики в целом и в области  сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования  экономики, есть общее понимание: во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, то есть контролировать кризисы цикла, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок  налога;

2) предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики  ускоренной амортизации.

 

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рисунке 2 (приложение III).

Сторонники неоконсервативных  взглядов большее внимание уделяют  налогам, снижение которых ведет  к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная  политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис. 3 приложение IV).

           В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 4 приложение V). С точки зрения неокейнсианской модели, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Таким образом, нами были рассмотрены лишь общие ориентиры антикризисной политики. Неокейнсианские и неоконсервативные взгляды по сути своей различны, но методы, которыми в соответствии с этими моделями можно апперировать, ведут к одному и тому же: к сглаживанию колебаний в развитии экономики, то есть к смягчению влияния кризисов на социальную, финансовую, политическую сферы  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

 

 

           Рассматривая кризис с различных сторон можно заключить, что его сущность проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. Кризисы многообразны, они обусловлены разными факторами, имеют различную глубину и последствия, могут поражать как отдельные части экономической системы страны, так и экономику государства в целом.

           Изучив различные теории, объясняющие причины кризисов, мы пришли к выводу, что любой кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На зарождении и течении экономического кризиса сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.

              В дальнейшем, рассмотрев современные кризисы,  следует признать, что кризис 1998 года и современный кризис 2008-2010 оказались тяжёлыми для Российского государства.  После 1998 года произошло снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России. Ситуация обострилась из-за быстрой девальвации национальной валюты. Резко ускорились инфляционные процессы в экономике, обвал произошёл на российском рынке акций, а так же обострение социально-политический ситуации. Нынешний кризис ещё не завершился, но уже можно говорить о том, что последствия его так же будут нелёгкими для России, ещё не скоро экономика нашей страны достигнет того же производственного уровня, на котором находилась до начала кризиса.

 

         Можно много говорить как о нынешнем финансовом кризисе, так и о кризисе 1998 года.  Сравнивать их, пытаться найти в прошлом пути выхода из сложившееся ситуации на мировом рынке, но, к счастью, все уже поняли, что этот путь неверный, кризис двадцать первого века имеет большие масштабы, чем прежние и даже самые известные аналитики не могут с уверенностью сказать ни когда кризис окончится, ни что станет с экономикой страны. Именно поэтому каждый должен понимать, что кризиса не избежать никому и только сообща все страны смогут восстановить мировую экономику, а потом уже и свою.

        Из проблемы кризисов вытекает  вопрос: можно ли  предотвратить  экономический кризис или же  смягчить его? Ответы очевидны - предотвратить кризисы очень  сложно, поскольку без этого явления  невозможен и рост. Но смягчить вполне по силам. Поэтому мы рассмотрели так же и антикризисную политику государства, которая направлена на смягчение кризисов и их последствий для государства. Для этого используются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые механизмы. Как правило, чем выше темпы развития экономики, чем больше ее «перегрев» на стадии подъема, тем сильнее будет надвигающийся кризис. Поэтому, чтобы не допустить «перегрева», государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста.  В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис будет менее глубоким и менее продолжительным. Эти действия необходимы для того, чтобы сгладить колебания в развитии экономики, то есть смягчить влияние кризисов на социальную, финансовую, политическую сферы государства.

 

 

 

 

 

 

                                              Список литературы

 

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный            экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Е.Гайдар «Гибель империи. Уроки для современной России» М, 2004
  3. Рубцов Б. Чему учат кризисы//Эксперт, 2002. – №1-2
  4. Маркс К. «Капитал» , том I
  5. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3
  6. Шаповалова Н.Н. БЭС(большой энциклопедический словарь). М.: НИ «Большая Российская энциклопедия». 1998.
  7. Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус Макроэкономика. - М.: Вильямс, 2009.
  8. «Проблемы экономической динамики» Кондратьев Н. Д., 1989
  9. Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег»
  10. Горевский А.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  11. Журнал "Экономист" Выпуск 3 2009 г. В. Кушлин "Факторы экономического кризиса и базис его преодоления".
  12. Журнал "Вопросы экономики" Выпуск 3 2009 г.А. Кудрин "Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию".
  13. Акиндинова Н., Миронова В. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития // Вопросы экономики. – 2009. – №9.
  14. http://worldcrysis.ru
  15. http://www.gks.ru
  16. http://dni.ru/economy/2008/12/15/155484.html
  17. http://bgcrisis.ru/
  18. http://about-crisis.ru/
  19. http://vkrizis.ru/
  20. www.kremlin.ru.

Информация о работе Экономические кризисы и их роль в развитии экономики