Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
-отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
-исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
-анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5
1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5
1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6
1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8
2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10
3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22
Инд. задание _____________________________________________________29
1. Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
2. Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.
Заключение ______________________________________________________38
Список используемой литературы ___________________________________40

Работа состоит из  1 файл

Курс Эк функц гос-ва, формы и методы вмеш-ва + Инд зад.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

      Но  это не означает, что в ходе хозяйственного развития не  встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии  пришлось  столкнуться  с двумя крупными проблемами: нефтяным  кризисом и  кризисом  «высокой иены». В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16  месяцев  за счет изменения  промышленной  структуры,  практически  исчезли  предприятия, занимающиеся  выплавкой  алюминия,  которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия. Выход из второго  кризиса  был  найден  через  17  месяцев.

      Трудности, вызванные ростом курса иены,  были  преодолены  за  счет  расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда  на  основе  НТП.

      Еще один признак умелого преодоления  кризисных  явлений—это  проведение антидепрессионной  политики  правительства,  которое  в   период   ухудшения общеэкономической  конъюнктуры  увеличивало  ассигнования  на   общественные строительные  работы,  снижало  налоги  и  ставку  учетного  процента  банка Японии.

      Ни  одна  из  действующих  моделей  рыночной  экономики  не  может  быть полностью использована в нашей стране, хотя в большей  мере  нам  импонирует японская модель экономики.

      Особенностью  белорусской  экономики  является  высокий  удельный   вес государственной собственности, монополизация  и  концентрация  производства, управления и других сфер деятельности в руках государства.

      Республике  Беларусь  необходима  своя  модель  рыночного  хозяйства  в переходный  к  рынку  период.  При  этом  экономика  страны  должна   носить смешанный  характер  с  преобладание   государственного   сектора    и   его дальнейшим   укреплением    посредством    акционирования    государственных предприятий.

      В переходный период, характерный для  экономики Беларуси  необходимость государственного  вмешательства  обусловлена  решением  задач,  связанных  с удовлетворением   потребностей   всего   общества -обеспечением   крупных структурных  сдвигов,   финансовой   поддержкой   приоритетных  направлений развития, расширением объектов социальной    и     производственной инфраструктуры, решением проблем безработицы,  инфляции и экономического роста, справедливым  распределением  доходов,  социальной защитой бедных, т.е. с теми направлениями  экономики,  которые  определяют  экономическую стратегию развития государства, регулирование  макроэкономических пропорций и пути достижения целей общенациональной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

      По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

      Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных  условиях государственное регулирование  является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

      Все функции государства можно условно  объединить в две группы.

      Первая  группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

      Вторая  группа функций государства связана  с усилением и развитием самой  экономической системы.

      Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

      В рамках макроэкономических процессов  объектами регулирования могут  выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.  
Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

      Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения.

      Административно-распорядительные методы государственного регулирования  эффективны в сфере контроля над  монопольными рынками, в области  экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

      Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.

      Прямые  методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование.

      Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

      
  1. Мокров  Г.Г. Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности. - М.: Юркнига, 2006.-478 с.
  2. Тертышный С.А. Рынок и методы его анализа. Краткий курс. М. 2004.-416 с.
  3. Савчук Т.К, Бевзелюк А.А. Организация и финансирование инвестиций. Практикум. - Мн.: БГЭУ, 2004.-152 с.
  4. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович. Национальная     экономика     Беларуси:     Потенциалы.     Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие - Мн.: БГЭУ, 2005.-224 с.
  5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999.-408 с.
  6. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики. Конспект лекций, ТГРУ, 2000.-274 с.
  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.-149 с.
  8. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-302 с.
  9. Н.И.Базылева, С.П. Гурко Экономическая теория: Учебник - Мн.: БГЭУ, 2002.-297 с.
  10. М.А. Портной Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / М.: МОНФ, 2000.-196 с.
  11. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №9 2007.-21 с.
  12. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2006.-34 с.
  13. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».
  14. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
  15. Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О ценообразовании» (последние изменения, касающиеся, прежде всего, понятий «цена» и «тариф», от 15 июля 2008 года вступят в силу с 1 января 2009 года)
  16. Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь»

Информация о работе Экономические функции государства