Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
-отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
-исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
-анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5
1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5
1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6
1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8
2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10
3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22
Инд. задание _____________________________________________________29
1. Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
2. Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.
Заключение ______________________________________________________38
Список используемой литературы ___________________________________40

Работа состоит из  1 файл

Курс Эк функц гос-ва, формы и методы вмеш-ва + Инд зад.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

      Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

      Для этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

      Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

      Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более  важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей. Между целями экономической политики существует иерархическая подчиненность. (Рис.1) 

      Рис. 1 - Пирамида целей

      Применительно к условиям нашей страны последовательность выполнения целей может заметно  отличаться от очередности, характерной  для западных стран. К тому же и  в составе целей может быть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений, трудностями переходного этапа. В настоящее время наиболее сложная ситуация, как видит ее правительство, связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Идущая вплотную вслед за этим цель – создание стимулов для начала экономического оживления – предполагает предварительное оживление инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не столь опасна, поэтому она еще не выдвигается на первый план в иерархии целей. Относительно спокойное состояние с проблемой внешнеэкономического равновесия не побуждает правительство активизировать меры в этой сфере. Из-за нехватки финансовых ресурсов цель по охране природного комплекса пока отодвинута на задний план.

      Экономика  любой  страны  представляет  собой   сложную   экономическую систему, которая обладает множеством особенностей и отличительных  черт.  На сегодня в  мировой  практике  насчитывается  несколько  типов  экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и  имеют  многообразные формы (модели)  проявления.  Но  любая  экономическая  система  представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на  сложившихся в  ней  формах  собственности  на   экономические   ресурсы   и   результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей  формах  организации  и  способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

      Основным   элементом   экономической   системы   выступают   социально-экономические  отношения  в единстве с технико-экономическими  и  другими элементами  системы.  И  если технико-экономические отношения   отражают отношения по поводу    рационального использования ресурсов, их воспроизводства  и  определяются  свойствами этих ресурсов,   имеющимися технологическими возможностями, то социально-экономические  –  определяются характером отношений людей,  которые  складываются  под  влиянием  отношений собственности  в  данном  обществе.  Это  дает  возможность  с  определенной степенью  условности  представлять экономику как процесс   преобразования имеющихся в распоряжении  общества  ресурсов  в  продукцию,  которая  должна удовлетворять как производственные,  так  и  непроизводственные  потребности общества и его членов.

      Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы  экономических  систем.  Сегодня  выделяют  следующие   основные   типы экономических систем: рыночная экономика, которая, в свою очередь,  выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм)  и  современную рыночную  экономику  (современный   капитализм); административно-командная система и экономическая  система  слаборазвитых  стран.

      Как мы уже отметили, в мире функционирует  несколько моделей рыночной экономики в зависимости от регулирующей роли государства и его экономических  задач:  американская, японская,  французская, шведская.  

      Наличие   разных    моделей    экономики объясняется различными возможностями, традициями тех  или  иных  стран.  Все эти модели можно обобщить  двумя основными – американской  и  японской.

      Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает  основу  для  всех  управленческих  решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших  факторов:  технологические, экономические,   социальные,   политические,    рыночные,    международные, конкурентные.

      Система стратегического планирования рассматривается  как  совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных  исследований:  прогнозирование в системе  государственного  регулирования;  внутрифирменное  планирование; коммерческое прогнозирование.

      На  уровне государственного регулирования  выделяют  два   основных  вида государственных подразделений  –  федеральные,  а  также  штаты,  и  местные органы власти.

      Система государственного регулирования состоит их  многих  звеньев: 

      1)регулирующий  механизм  федерального  правительства;

      2)  механизм  штатов  и местных органов власти;

      3)  государственный  инструментарий  экономического регулирования (федеральный бюджет,  налоговая  система,  механизм  кредитно-денежной политики);

      4)  аппарат  административно   правового  регулирования деятельности различных отраслей экономики.

      Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономики  США является   государственный    (федеральный)    бюджет.    Бюджетно-налоговое регулирование  применяется  правительством,  прежде  всего для   сглаживания остроты кризисных явлений и для  создания  стимулов  по  поддержанию  темпов экономического роста.

      Система  государственных   финансов   США   отражает   трехступенчатую организацию государственной власти.  Соответственно  имеется  и  три  уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и  местных  органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60%  общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется  через  бюджеты штатов и местные органы власти.

      В настоящее время в США возрастает  экономическая роль  государства  с целью создания экономики, базирующейся на  современном  уровне  науки.  Для этого она  наращивает  расходы  на  НИОКР  в  области  новейших  технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

      В порядке помощи мелким фирмам  только  в  виде  поддержки  27  центров распространения технологий тратится в общей сложности 50  млн.  долларов  в год.

      Налоговая система в США включает прямые и косвенные  налоги  (акцизы). По  степени  пропорциональности  к   облагаемой   сумме   они   делятся   на прогрессивные и регрессивные. На  всех  уровнях  взимаются:  индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций,  налоги  и  взносы  в  фонды социального  страхования,  налоги  на   наследство   и   дарение,   акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные  органы  управления  взимают  налоги  с розничной продажи, налоги на движимую и  недвижимую  собственность.  Применяется льготное налогообложение.

      В  США  развита  кредитная  система.   Ее   основным   государственным компонентом  является  Федеральная  резервная  система  (ФРС), выполняющая функции  центрального банка США. ФРС   осуществляет   кредитно-денежную политику  государства,  воздействуя  на  экономику  через  сферу  кредита  и денежного обращения.

      В США целый ряд отраслей  именовался  «регулируемыми»,  потому  что  в отношении их действовал особый  правовой  режим.  Так федеральные органы контролировали  параметры  ценообразования,  производства продукции в отраслях на  которые  приходилось  около  24%  ВНП  (гражданская авиация, железные  дороги,  автомобильный  грузовой  транспорт,  телефонная связь были национализированы). Но регулирование  отраслей  все  больше  оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование»,  т.е.  снятие  ограничений  на предпринимательскую деятельность.

      Особенность общегосударственного регулирования в Японии  заключается  в использовании системы социально-экономических  планов  и  научно-технических программ  как  инструментов  правительственного  регулирования   экономики.

      Планирование  носит индикативный характер. Планы  социально-экономического  не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ,  ориентирующих  и  мобилизующих  звенья  структуры  экономики   на достижение общенациональных целей.

      Планы-прогнозы, во-первых,  дают  представление  о  наиболее  вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых,  показывает  проблемы,  с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и  за ее  пределами,  в-третьих,  обосновывают  рекомендации,  как   решать   эти проблемы.

      Цель  таких планов-прогнозов заключается  в том, чтобы дать правительству и  предпринимательским  кругам   общую   ориентировку,   рекомендации   для руководства  экономическим  и  социальным  развитием   различных   отраслей народного хозяйства и регионов страны.

      Стратегию развития экономики определяют управления и  министерства совместно с Министерством  финансов.  Министерство  финансов  осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует  всю  систему финансов.

      Детальные  планы  для  всех  отраслей   промышленности   разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки  этих  планов изучается   статистика,   конкурентоспособность    продукции, спрос и предложение. На основании данных  делается детальный научный анализ  и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

      Правительство  концентрирует  свои  ресурсы  в  основном  на  получении принципиально  новых  знаний,  т.е.  на  фундаментальных  исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

      Вторая  особенность общегосударственного регулирования  состоит  в  том, что основным средством достижения  социально-экономических  целей  является технологическое  развитие,  ориентированное на отраслевую   структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции  на  мировом рынке.

      В последние годы,  когда  японская  промышленность  вышла  на  открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок  высококвалифицированных  рабочих  и продукции, правительство и частный сектор  вынуждены  были  резко  увеличить затраты на науку и технологии,  притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

      Особый  интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

      Правительство  стимулирует  исследования  и   разработки   посредством налоговых льгот и  ускоренной  амортизации.  Так,  Управление  по  науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики  исследований, номенклатуры новых изделий  и  услуг,  в  отношении  которых  представляются льготы при кредитовании и налогообложении.  В  частности  по  предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или  50%,  а в отношении особо  важных  изделий  разрешается  производить  в  первый  год амортизационное  отчисление  до  25%  объема  продаж. Дополнительно   могут применяться и специальные налоговые льготы.  Для  малых  и  средних  фирм  в налоговом  кодексе  сделана  специальная  оговорка,  которая  позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего  налогообложению.  Существуют и другие виды налоговых льгот.

      Ускоренная  амортизация введена  для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее  оборудование  и  не  наносящие  вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от  10 до 50%, однако наиболее распространенная ставка составляет  в  среднем  15-18%.

      Основной  источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное  кредитование.   Одним   из   направлений   поддержки   рискованных инновационных  проектов  являются  долгосрочные  кредиты.  Гарантии   иногда распространяются  на  80%  общей  суммы  займа  новой  фирмы,  но  не  могут превышать 40 тысяч долларов.  В  случае  успешной  реализации  поддержанного таким   образом   проекта   фирма   выплачивает   государству   определенное вознаграждение. Особенностью Японии является  умелое  преодоление  кризисных явлений. Темы экономического роста в  Японии  достаточно  высокие  (6-10%  в год).

Информация о работе Экономические функции государства