Экономические функции государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование содержания экономических функций государства, а также направлений их рационализации и оптимизации в рыночной экономике.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- научное обоснование содержания социально-экономических функций государства;
- раскрытие роли государственного регулирования в обеспечении устойчивого развития рыночной экономики;
- доказательство необходимости рационализации и оптимизации социально-экономических функций государства;
- исследование направлений повышения эффективности социальной функции государства;
- оценку эффективности реализации экономической функции государства и определение путей ее повышения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………....3
Глава I Необходимость государственного вмешательства в экономику……….5
1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе…………………………5
1.2 Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства….….8
1.3 Причины государственного регулирования рыночной экономики…………11
Глава II Экономические функции государства и инструменты их реализации..14
2.1 Создание и регулирование правовой основы………………………………...14
2.2 Макроэкономическая стабилизация…………………………………………..17
2.3 Размещение ресурсов……………………………………………….…………18
2.4 Перераспределение доходов……………………………………….…………..20
2.5 Инструменты государственного регулирования……………………………..21
Глава III Экономическая роль государства в современной России. Задачи нового этапа реформ в России…………………………………………………24
3.1 Экономическая роль государства в современной России……………….…..24
3.2 Задачи нового этапа реформ в России………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………..….….32
Список использованных источников……………………………………….….…34

Работа состоит из  1 файл

Экономические функции государства в современной экономике.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

      3. В целях ускорения накопления  капитала, использовалось законодательство как, например, законы «О бродяжничестве», «О рабочем дне», «О заработной плате», принятые в Англии в XVIII в.

      4. Государство наделяло частные  компании правом монопольной  продажи отдельных высокодоходных товаров: водки, табака, чая, кофе, соли и т.д.

      5. На частных предприятиях размещались выгодные государственные, прежде всего военные, заказы.

      6. С помощью армии и полиции  государство обеспечивало внутренний порядок, защиту имущественных прав в соответствии с принципом «частная собственность священна и неприкосновенна».

      На  этапе капитализма свободной  конкуренции, когда экономика оказывается  в зависимости от регулирующей роли рынка, вмешательство государства в нее заметно ослабевает.

      Государство проводит политику  laissez-faire,  то  есть политику невмешательства в экономику. Его деятельность сводится к поддержанию внешних и внутренних условий для бесперебойного функционирования рыночного механизма.

      Государство занимается охраной национальных границ (здесь оно, образно говоря, выполняет роль «ночного сторожа»), поддержанием внутреннего порядка путем использования судебного и репрессивного аппарата, взиманием налогов на содержание государственного аппарата, эмиссией бумажных денег и некоторых видов ценных бумаг. Согласно постулатам современного либерализма, именно такой деятельностью должна ограничиваться роль государства и в наши дни.

      На  этапе монополистического капитализма  происходит  заметное  усиление вмешательства государства в экономику. Прежде всего такое  вмешательство было обусловлено политикой колониальных захватов и подготовкой к войнам за передел мира. В этой связи государство занималось размещением военных заказов, доля  которых  в  совокупном  спросе  заметно  росло,  обеспечивало  военно-политическими и дипломатическими методами благоприятные условия для вывоза  капитала  национальными  монополиями,  регламентировало  условия  труда  и жизни трудящихся.

      «Великий кризис 1929 – 1933 гг., происходивший одновременно с ускоренным развитием плановой экономики СССР, положил начало современному этапу взаимодействия государства и рыночной экономики. Произошло усиление государственного  вмешательства  в  экономику,  и  стала  проводиться  антикризисная политика. В 1930-е гг. в США «новый курс» Ф.Рузвельта, включавший централизацию  банковской  системы,  запрет  вывоза  золота  из  страны,  государственный контроль над ценами, государственное кредитование сельского хозяйства, позволил вывести страну из кризиса. Тем самым в США (и параллельно в Швеции) начала  формироваться система государственного регулирования экономики». /6/

      После Второй мировой войны  эта система возникла и в других странах  с рыночной экономикой.

        На основе  этой  системы в  европейских   странах начала  складываться «социальная рыночная экономика», в которой государство становится необходимым и активным субъектом не только экономической, но и социальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Причины государственного регулирования рыночной экономики

      Обращение к истории взаимодействия  государства  и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

      1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме,  особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения,  культуры. Такие блага должны  обеспечиваться  государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой  государственного  образования,  здравоохранения,  культуры,  природоохранными органами.

      2. Усиление общественного характера  производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является  единственным носителем  сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне.

      Их  поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами. Например, мы  знаем,  что  население  во  время  кризиса  стремится  больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти  субъекты  ведут  себя рационально с точки зрения  микроэкономики,  но  не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

      3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных  отношений между  одними  лицами  ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

      Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

      «К  социальным  экстерналиям можно  отнести  такие  явления,  как  бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается  за  рамками  рыночных  отношений:  больных,  престарелых,  многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе. Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает  предприятия  снижать  издержки  производства,  в  том  числе  природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением сооветствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия  соблюдать  определенные нормы  выбросов  загрязняющих  веществ в природную среду»./20/

      4. Важным фактором государственного  регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

      5. Государству необходимо вмешиваться  в экономику и в связи с  тенденцией

      к монополизации  ее  важнейших  сфер,  которая  нарушает  совершенство  рынка.

      Рынок становится все более несовершенным  и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

      6. Наконец, государственное регулирование  развивается и под воздействием

      ожесточенной  международной конкуренции. Даже крупным  компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

      В целом государственное  регулирование оказывается  необходимым для  более устойчивого  экономического, социального, экологического и политического развития общества.

      Оно обеспечивается путем  поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего  соотношения между  совокупным спросом  и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений. 
 
 
 
 
 

Глава II Экономические функции государства и инструменты их реализации

      2.1 Создание и регулирование правовой основы

      «Системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало и в XIX в., и до него.

      В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства». /22/

      Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:

    • создание   и   регулирование   правовой   основы   функционирования
    • экономики;
    • антимонопольное   регулирование;
    • проведение   политики   макроэкономической  стабилизации;
    • воздействие   на  размещение   ресурсов;
    • деятельность   в  сфере   распределения   доходов.

      Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены  между собой и в комплексе  воздействуют на экономическую ситуацию.

      Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

      Итак,  прежде   всего  на  государстве   лежит  ответственность   за   создание   законов   и   правил, регулирующих  экономическую   деятельность,  а также  контроль  за  их  исполнением. 

      Создание законодательной основы это, по сути, установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители, само государство.

      В числе этих правил можно отметить  законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия, функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

      Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, запросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.

      Необходимость создания правовой основы особенно важна в период реформирования экономики. Однако   процесс   ее   создания   идет   подчас   бессистемно.   Законы принимаются   почти   ежедневно   и   с   такой   же   быстротой   меняются. К   тому   же   законодательные   акты   очень   часто   противоречат   друг другу.  Очевидно, что это является  серьезным  препятствием  нормаль ному  ходу  реформ,

      К   важнейшим   законодательным  актам,   регулирующим   экономическую   сферу,   выполняющим функцию   защиты   конкуренции,  следует отнести антитрестовские законы.

      Антимонопольное законодательство имеет уже вековую историю. Начало ему было положено законом  Шермана, принятым в США в 1890 г.

      Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию.

      Оно может изымать в судебном порядке  незаконно полученную прибыль и  др.

      Защита  конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к  регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

      Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.

Информация о работе Экономические функции государства в современной экономике