Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:25, реферат

Описание

Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.

Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Эконом.учения.docx

— 29.10 Кб (Скачать документ)

Экономические идеи древности, в основном, находили отражение  в рукописях мыслителей и законах  правителей крупных государств.

Одним из крупных  древневосточных рабовладельческих  государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там  с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и  долговое рабство в интересах  рабовладельческого государства. Эти  законы предусматривали мелочную регламентацию  торговых сделок, что свидетельствовало  о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.

В Китае экономические  теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал  рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую  собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление  общества, рассматривая его как установленное  богом и природой. Конфуций исходил  из того, что источником богатства  является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.

Экономическая мысль  — явление весьма древнее. С тех  пор как человек начал осваивать  природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические  и технические вопросы, которые  затем, по мере обобщения фактов, стали  подводить к анализу социально-экономических  сторон хозяйственной жизни.

Первые экономические  трактаты мы находим в религиозных  книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских и мусульманских канонических текстах. Обычно мы несколько преуменьшаем степень развитости экономических  отношений древнего мира. Интересным, например, является тот факт, что  на Древнем Востоке достаточно развитыми  были товарные и денежно-кредитные  отношения, ведь из школьных курсов истории  известно, что экономика древневосточных  деспотий основывалась на натуральном  производстве. Между тем, в Библии и в первых книгах Моисея описываются  нормальные товарно-денежные отношения, осуществляемые по известной формуле Т—Д—Т. При этом в качестве денег, как правило, выступает серебро. В документах, относящихся к VII—VI вв. до н.э., упоминаются арендные контракты, купчие, расписки, накладные. Дошли до нас бухгалтерские счета и векселя того времени.

Это свидетельствует  о существовании многовековой истории  научных знаний об экономике.

Древний Рим

Успехи Древнего Рима в умножении материального  богатства основывались на рабском  труде. Источником пополнения рабов  были войны. Рим «добивался импорта  товаров при помощи меча, а не путем его оплаты продуктом искусной работы». 

Для римских патрициев  занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы  практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной  латифундией. 

В Древнем Риме главной  сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. В то же время  на протяжении целых столетий шла  упорная борьба беднейших слоев  свободного населения за землю, нередко  принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего  проблемы рациональной организации  рабовладельческих вилл и латифундий.

Идеологом римских  рабовладельцев, хозяйства которых  были связаны с рынком, был Катон Старший (234—149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Катон — военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, утверждал Катон, выходят самые верные подданные и самые стойкие солдаты. И доход земледельцев самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти. В целях получения высокой прибыли следовало продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.

Трактат «О земледелии»  содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел  хозяин рабовладельческого имения.

Катон допускал использование нерабского труда, в частности труда издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Особое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять особый раб-управляющий, который следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин. Однако, выполняя такие важные административные функции, он не смеет ничего купить без ведома хозяина. Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. В то же время он советовал использовать материальные и моральные стимулы. Катон писал, что рабам не должно быть совсем плохо: они не должны мерзнуть и голодать. Условия жизни рабов должны зависеть от того, насколько усердно они работают.

В то же время из трактата мы узнаем, как приобретать имение (не бросайся на первое — не жалей  своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его  кругом).

Хорошее имение, по мнению Катона, будет нравиться больше и больше с каждым разом, как туда пойдешь. Обращай внимание, какой вид у соседей: в хорошей местности надлежит им иметь хороший вид. Надо искать место с хорошей погодой, где не бывает бурь, с хорошей землей, которая сама родит; покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенной на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога. Пусть оно будет в таком округе, где хозяева меняются нечасто, и те, кто продал свои имения, жалеют о том, что их продали.

Катон дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и  о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).

Сам Марк Катон был рачителен и расчетлив. Ни один из его деревенских домов не был оштукатурен; он ни разу не заплатил за раба более 150 драхм, ибо ему были нужны рабы не для роскоши, а как работники в качестве крепких пастухов и конюхов. Стареющих рабов он считал необходимым продавать, дабы не кормить их без пользы. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь хотя бы за одно песо, он находил ее безмерно дорогой.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства  нашли отражение в трудах некоторых  римских агрономов, например, Колумеллы (I в. н.э.).

В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашел отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумелла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей небрежностью и воровством». Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это затруднительно, то передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству. 

Одной из серьезных  экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности  в руках патрицианской знати  и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н.э.) и Гай (153—121 гг. до н.э.) Гракхи.

В целях ограничения  патрицианского землевладения и  решения аграрного вопроса Тиберий  Гракх в 133 г. до н.э. предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определенные надежды возлагались на наделение землей колонистов.

Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возобновлено наделение крестьян землей, а также принят закон о продаже юродским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким иенам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно направлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Ее результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха императоры не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Важную роль в  Римской империи сыграл политический деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (107—44 гг. до н.э.) —  идеолог господствующего класса рабовладельцев, презрительно относившийся к плебсу. Цицерон был сторонником  истиной собственности, крупного землевладения  и усиления эксплуатации колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земледелие. 

Цицерон одобрял  крупную торговлю и третировал мелкую. Отношение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал дачу денег в рост с убийством человека, а с другой — резко осуждал антиростовщическое движение. Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество нашло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяйством экономики Древнего Рима.

Экономические отношения  стали строиться не на традициях  или обычаях, а на нормах права, и  именно в этом главное достижение Рима.

Когда Рим превратился  в империю, его юристы превратились в основных толкователей правовых норм многих народов. Они занялись открытием  естественных законов, которые, как  они считали, в скрытом виде лежали в основе всех сводов законов. Этот поиск универсальных, а не случайных  элементов в юриспруденции оказал разрушительное воздействие на права  совместного владения, существование  которых можно было объяснить  лишь местными обычаями. Были четко  определены индивидуальные права в  отношении собственности.

Римские юристы создали  довольно стройную систему законодательных  норм, охватывающих широкий спектр экономических взаимоотношений, и, как оказалось, норм, пригодных к  различным социальным системам, основанным на частной собственности и рыночных отношениях. Впоследствии римские «институции» и «кодексы» были положены в основу законодательных установлений в  странах Европы.

В истории экономической  мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции  Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая и Варрона Колумеллы.

Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

В попытке вывести  из кризиса Римское государство  из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали ограничить крупное землевладение и упрочить положение разорившихся крестьян. 2

Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели  весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных  мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.

Представителем этого  направления экономической мысли  был Марк Катан (234—149 г. до н.э.). Этот автор не только разрабатывал критерии выбора земли для организации  хозяйства (хороший климат, поблизости — богатый город и удобные  средства сообщения), но и давал подробные  рекомендации по определению структуры  угодий, которые можно рассматривать  как шкалу доходности отраслей сельского  хозяйства. 

Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Как экономист- практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья. По его мнению именно “хозяйский глаз” является важнейшим фактором организации труда в поместье.. 

Представляет интерес  и взгляды Ю.Колумеллы (1 век до н.э.), который первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства — реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние предложения как зачатки “теории человеческих отношений”, получившей широкое распространение во второй половине двадцатого века. 

Информация о работе Экономическая теория