Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы заключается в изучении и обобщении теоретико-методологических основ по экономике фирмы как разновидности предприятия.

Основными задачами работы является рассмотрение вопросов понятия и сущности фирмы, ее происхождения и классификаций, основных функций и целей, а также социальной ответственности компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение и сущность фирмы. 5
2. Классификация фирм 7
3. Цели и функции фирмы. 13
4. Социальная ответственность бизнеса 16
5. Социальная ответственность бизнеса во время кризиса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 25
Приложение 27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

     Государственные и муниципальные унитарные предприятия

     Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. К тому же это имущество  является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом.  

     Некоммерческие  организации

     Это организации, не ставящие в качестве цели своей деятельности получение  прибыли, хотя в определенных случаях  могут ее и получать, но не могут  распределять прибыль среди участников. К ним относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды. Суть их деятельности состоит, прежде всего, в защите интересов различных групп населения. Они финансируются их собственниками, коммерческими структурами, спонсорами. 

     Индивидуальные  предприниматели

     Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие. Владелец данного предприятия несет полную ответственность всем своим имуществом за экономические результаты

     Следует отметить, что признаки классификации  характеризуют предприятия одновременно с разных сторон, т.е. предприятие  может быть коммерческим, имеющим  юридическое лицо, частным или смешенным по виду собственности, обществом с ограниченной ответственностью по форме хозяйствования и т.д. признаки взаимно дополняют друг друга, взаимосвязаны между собой.

     3. Цели и функции фирмы.

     Функции фирмы непосредственно связаны  с ее характеристикой.

     Фирма как экономический субъект характеризуется следующим чертами:

    • самостоятельностью принятия решений;
    • стремлением к максимизации прибыли;
    • использованием различных комбинаций ресурсов в производстве товаров;
    • определением предложения товаров при реализации своей продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству;
    • формированием доходов собственников ресурсов;
    • реализацией предпринимательских подходов к решению производственных и организационных проблем;

     Таким образом, основная функция фирм состоит в привлечении, соединении и эффективном использовании ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынке [4].

     Фирмы представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

     Конечной  целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли  является определяющей в условиях совершенной  конкуренции.

     В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

     Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной  из целей деятельности предприятия.  Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о  финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков [10].

     Достижение  цели зависит от гибкой стратегии  предприятия, выживаемости и приспособляемости  его организационной структуры  управления производством к изменяющимся потребностям, колебанием рынка.

     В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице №1 [15].

     Создание  фирмы тесно связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или  менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена.

     Таблица №1

     Цели  деятельности фирмы

     Общественная группа      Ожидаемые результаты деятельности фирмы
     Общество  в целом      Экономический рост
            Поступления от налогов
            Уравнивание власти
            Уравнивание доходов
            Сохранение  окружающей среды
            Сохранение  природных ресурсов
     Местная община      Благосостояние  общины
     Держатели акций      Рост  доходов
     Кредиторы      Рост  стоимости акций
     Потребители      Стабильность  доходов
            Справедливые  цены
            Обеспечение выбора
            Удовлетворение  потребностей
     Управляющие      Рост  доходов
            Профессиональный  интерес
     Работники наемного труда      Занятость
            Уровень оплаты
            Досуг
            Условия труда
            Удовлетворение  от работы
 

     Желательного  максимального уменьшения риска  можно добиться такими приемами:

  • диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
  • страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
  • использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
  • правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

     Таким образом, фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами [14].

     Выполнение  функций и достижение поставленных целей современными фирмами облегчается за счет поддержки государства. Так, в 2007 г. был принят закон РФ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому определены приоритетные направления государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса:

  • совершенствование нормативной и правовой базы;
  • финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малых и средних  предприятий;
  • реализация федеральной и региональной программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

           Основная цель государственной  политики - обеспечение условий для интенсивного роста малого и среднего бизнеса и выравнивания потенциала развития малого и среднего бизнеса в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

     Выступая  на встрече с Президиумом Правления  Торгово-промышленной палаты РФ 11 ноября 2008 года, Президент России Д.А.Медведев подчеркнул: «Нашей целью является создание слоя активных, заинтересованных людей, настоящего российского среднего класса, и мы будем принимать все меры для его становления и развития, потому как наличие среднего класса – это, по сути, основа для дальнейшего развития государства».

     В 2008 году формирование среднего класса отводится малому и среднему предпринимательству, которое было предметом особого внимания со стороны высшей законодательной и исполнительной власти России. Однако мировой финансово-экономический кризис не позволил в полной мере осуществить предпринятые усилия по поддержке малого и среднего бизнеса и повышению эффективности этого важнейшего сегмента национальной экономики. По данным мониторинга, проведенного ведущими предпринимательскими объединениями страны, уже три четверти субъектов малого и среднего бизнеса в той или иной степени прочувствовали влияние мирового кризиса. Многие банки урезали, а подчас и просто приостановили программы кредитования малых предприятий. Недостаток оборотных средств вынудил отказаться от планов по расширению и модернизации действующих производств.

     Разрабатывая  систему антикризисных мер, правительство России сочло необходимым предусмотреть в ней ряд конкретных действий, адресованных непосредственно малому и среднему предпринимательству. В их числе – увеличение до 50 миллиардов рублей субсидий в рамках господдержки совместно с субъектами Федерации. Внешэкономбанку рекомендовано серьезно увеличить масштабы кредитования малого и среднего бизнеса в объеме до 30 млрд. рублей [16, 17].

     4. Социальная ответственность бизнеса

     «Внутренняя идеология должна постепенно

     меняться  и ориентироваться  не только на

     сиюминутное извлечение прибыли»,

     «но и на взятие бизнесменами части 

     ответственности за судьбу и развитие страны»

     В.В.Путин 

     Введение  в курсовую работу вопроса о социальной ответственности бизнеса обусловлено  тем фактом, что использование социально-ответственного бизнеса помогает избежать перерастания социальных проблем в кризис, который может негативно сказаться на работе компании. Поэтому данный вопрос особо актуален сегодня, в пору глобального финансового и экономического кризиса.

     Российский  бизнес все активнее оперирует терминами "корпоративная социальная ответственность", "социальные инвестиции", "корпоративное гражданство". Между тем реальная социальная политика компаний нередко ограничивается обычной благотворительностью. В современной России не сложились еще устойчивые взаимосвязи бизнеса и общества, социальные проекты со стороны компаний часто воспринимаются обществом как «дар Божий», и, как показывает опыт, со стороны компаний нет стремления контролировать или совершенствовать ведение социально ответственного бизнеса в России. Как заметил Евгений Гонтмахер: «О социальной ответственности бизнеса последнее время много говорят, но мало кто понимает, что это такое. Одни считают, что поскольку российские бизнесмены разбогатели за счет народной собственности, то теперь они должны взять на себя все социальные проблемы страны. Сами предприниматели нередко настаивают на том, что главное для них - создавать рабочие места, платить налоги и достойную зарплату. У обывателя социальная ответственность бизнеса ассоциируется со знаменитыми словами Александра Лившица: «Делиться надо!»» [6].

     Но  постепенно общество начинает осознавать, что социальная ответственность  предполагает собой не только благотворительность, она становится частью бизнес-активности и осуществляется совместными усилиями всех подразделений компаний.

     В чем заключается социальная ответственность  бизнеса? И может ли она приносить  выгоду?

     Если  обратиться к теории данного вопроса, то существуют три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса. Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была "озвучена" Милтоном Фридманом в 1971 г. и может быть названа теорией корпоративного эгоизма.

Информация о работе Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса