Экономическая политика и государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:56, реферат

Описание

Экономика переходного периода (то есть перехода от одного состояния социально-экономической систем к качественно иному состоянию) обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики; находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования и частных изменений присущих ей институтов связей и отношений.

Работа состоит из  1 файл

+Экономическая политика и государственное регулирование экономики.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)
 

   Бюджетное дотирование ЖКХ привело к  тому, что городам стало невыгодно  строить жилье, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, требуя новых дотаций. Наконец, оплата населением жилищно-коммунальных услуг уменьшается вследствие многочисленных льгот. В России насчитывается 43 льготные категории граждан, которые полностью или частично освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг выросла в среднем по России на 30-40% с 1992 г. до 2002 г. Жилищными субсидиями в 1997 г воспользовались 8% населения, или 3,7 млн. семей. Хотя подорожавшие жилищно-коммунальные услуги не может оплатить, по оценке, каждый четвертый россиянин, лишь половина этих малоимущих пользуется жилищными субсидиями.

   Неспособность правительства решить проблемы бюджетной сферы является причиной возникновения новых проблем связанных с трудовым потенциалом страны. 

   Проблемы  занятости и безработицы  в России и пути их решения

               

   Безработица в современном  обществе, её отрицательное  и положительное влияние на экономику страны.

   Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

        I. Социальные последствия безработицы

        Отрицательные

   1.      Обострение криминогенной ситуации.

   2.      Усиление социальной напряженности.

   3.      Рост количества физических и  душевных заболеваний.

   4.      Увеличение социальной дифференциации.

   5.      Снижение трудовой активности.

        Положительные

   1.      Повышение социальной ценности  рабочего места.

   2.      Увеличение личного свободного  времени.

   3.      Возрастание свободы выбора места  работы.

   4.      Увеличение социальной значимости  и ценности труда.

        II. Экономические последствия безработицы

        Отрицательные

   1.      Обесценивание последствий обучения.

   2.      Сокращение производства.

   3.      Затраты на помощь безработным.

   4.      Утрата квалификации.

   5.      Снижение жизненного уровня.

   6.      Недопроизводство национального  дохода.

   7.      Снижение налоговых поступлений.

        Положительные

   1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

   2.  Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

   3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

   4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

   За  время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потребления и инвестиций). Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении.».

   Недопотребление выражается в том, что по мере повышения  доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

   Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Монетаристы выступили против кейнсианских методов. в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

       

   Заключение 

   Переход Росси к рыночной экономике сопровождается формированием основных её институтов, к числу которых принадлежат рынки труда, жилищная и бюджетная сферы. Несмотря на небезосновательную критику средствами массовой информации политики, проводимой правительством России в этих сферах, не стоит думать, что положение дел в социально-экономической политике катастрофическое.

   Конечно ситуация далека от совершенства, но стоит  принять во внимание тот факт, что еще несколько лет назад положение дел было еще хуже, поскольку правительством практически не выделялись деньги на социальную политику, так как основные средства бюджета направлялись на развитие военной и правоохранительной отраслей. Возникли проблемы на рынке труда, связанные с тем, что большинство государственных предприятий находились на грани банкротства из-за нехватки бюджетного финансирования, многие рабочие были уволены, другие ушли по собственному желанию в торговлю или создали свои предприятия. На этой основе возникли новые проблемы на рынке труда, обусловленные несовместимостью Трудового Кодекса бывшего СССР с новыми правилами рыночной экономики. За все эти годы фактор безработицы как был, так и остается наиболее сильнодействующим на дальнейшее развитие страны. Потеря работы всегда сопровождается психологическим шоком,  а поскольку в России развитие бюджетного финансирования безработным, малоимущим и инвалидам находится только в зачаточной форме, то люди лишившиеся заработка вынуждены всеми возможными способами зарабатывать деньги на жизнь. Именно этим многие политики и объясняют  высокий рост преступности в нашей стране, что несомненно влияет на дальнейшее развитие социальной сферы. Немаловажно отметить также, что даже те реформы, которые только разрабатываются, уже содержат в себе немалую долю государственного вмешательства (как это  происходит сейчас в пенсионной реформе). Настораживает и разница между показателями официально зарегистрированных безработных 1550 (тысяч человек) и неофициальные данные (6140 тысяч человек) на начало 2003 года.

   В результате можно сказать, что положительные  явления в социально- экономической политике все-таки имеют место. Возможно, это связано с тем, что за двадцать лет существования Российского государства выросло новое поколение, с новым менталитетом, новыми идеями и новым видением мира, что позволит им в будущем сделать Россию действительно страной с рыночной экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая политика и государственное регулирование экономики