Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:56, реферат
Экономика переходного периода (то есть перехода от одного состояния социально-экономической систем к качественно иному состоянию) обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики; находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования и частных изменений присущих ей институтов связей и отношений.
Социально-экономические 
проблемы переходного периода 
Введение 
Экономика переходного периода (то есть перехода от одного состояния социально-экономической систем к качественно иному состоянию) обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики; находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования и частных изменений присущих ей институтов связей и отношений.
Развитие экономики переходного периода происходит путем возникновения на этапе перехода новых институтов связей и отношений, соответствующих нарождающемуся социально-экономическому строю и вытесняющих старые. В результате возникают новые макро- и микроэкономические закономерности и тенденции, социальные и политические изменения, возникают новые задачи экономической политики. Следует отметить, что некоторые сходные закономерности и тенденции в отдельные периоды могут наблюдаться и в рамках относительно стационарного развития общественно-политической системы - например, после крупных войн и других общественных потрясений (таковы, например, ускоренная инфляция и гиперинфляция, необходимость структурной перестройки промышленности). В таких случаях говорят о квазипереходной экономике.
В конце XX в. - начале XXI в., в силу понятных истории причин, в центре внимания ученых-транзитологов (сам термин «транзитология» предложил в 1992 американский экономист Майкл Буравой) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической, рассматриваемые в тесной связи с политическими, социо-культурными и другими аспектами.
Собственно экономика переходного периода, как научная дисциплина возникла в начале XX в., однако ее проблемы нашли отражение вначале в марксистской литературе, поскольку именно здесь, в теории общественно-экономических формаций, был впервые поставлен вопрос о возможности и неизбежности смены одного экономического строя другим. Классические работы марксистского направления, специально посвященные этой тематике: К. Каутский «На другой день после пролетарской революции» (1922), а в России - Н. Бухарин «Экономика переходного периода» (1920). Однако они имели два основных недостатка: проблемы перехода трактовались в них прямолинейно и, по сути, сводились к анализу лишь проблем перехода от капитализма к социализму. Что же касается работ, выходивших в советское время, то большинство из них естественным образом несло на себе печать вульгаризаторства и догматизма, характерного для тоталитарного общества.
   Конец 
XX в. ознаменовался резким усилением внимания 
к проблемам экономической трансформации, 
когда международные, экономические и 
политические сообщество столкнулось 
с принципиально новым классом таких проблем 
- посткоммунистической трансформацией. 
Почти 30 странам с населением более 300 
млн. человек предстояло решать задачу, 
невиданную до того в мировой истории, 
- переход от системы, основанной на тотальном 
огосударствлении экономической и политической 
жизни, к основам рыночной демократии. 
Причем если в ряде стран Центральной 
и Восточной Европы это было возвращением 
к относительно недавнему прошлому, то 
на постсоветском пространстве речь шла 
о восстановлении фактически заново хозяйственно-политических 
принципов, которые практически стерлись 
из памяти всех живущих поколений. А поскольку 
режима, более или менее соответствующего 
современным критериям рыночной демократии, 
не знала и до-большевистская Россия, то 
задача оригинальная оказывалась еще 
и чрезвычайно трудной. В дополнение к 
этому она осложнилась тем, что ни у кого 
не было времени на обсуждение соответствующих 
проблем. Коммунизм рухнул в 1989-91. Однако 
еще в 1986-88 никем всерьез не обсуждались 
проблемы предстоящего крушения советской 
системы. Внутри восточного блока это 
было невозможно по понятным политическим 
причинам. Вовне, на Западе, эта тема казалась 
неактуальной: советологи продолжали 
писать свои эссе об устойчивости советской 
системы и лишь дискутировали, будут ли 
горбачевские реформы умеренными, или 
же нового лидера ждет судьба Н.Хрущева. 
Серьезные же экономисты и вовсе не интересовались 
событиями в этой части мира. Известную 
подготовительную роль в становлении 
транзитологии в ее современном виде сыграло 
то, что в ряде литературных источников 
внутри этих стран на протяжении 60-70-х 
гг. разрабатывались проблемы повышения 
эффективности хозяйственной системы 
путем расширения сферы действия рыночных 
отношений («рыночный социализм», «теория 
совершенствования хозяйственного механизма», 
«теория оптимального функционирования 
социалистической экономики»).  
   Основные 
группы социально-экономических проблем 
Можно выделить три группы социально-экономических проблем, которые стали актуальными с крушением коммунизма и вокруг которых, так или иначе, разворачиваются соответствующие дискуссии на современном этапе.
Во-первых, проблемы либерализации и макроэкономической стабилизации. Строго говоря, это разноплановые проблемы, но исторически они оказались неразрывно связанными. Кризис системы в большинстве стран совпал с финансово - бюджетным кризисом (хотя острота его существенно различалась), и задачи перехода к рыночному ценообразованию, по сути, оказались другой стороной проблемы остановки инфляции. В принципе этот тип проблем был довольно хорошо изучен наукой XX века - как на модельном уровне, так и с так называемого конкретного опыта различных стран, успешно или безуспешно решавших задали преодоления дирижизма и инфляции.
Во-вторых, институциональные проблемы, то есть формирование развитой системы отношений частной собственности на руинах «общенародного» монополизма. Это поистине невиданная до настоящего времени задача. Здесь оставалось много неясного - как в теории, так и на практике. И ответ на вопрос о той или иной модели развития, о правильном или оптимальном пути приватизации могла дать только практика посткоммунистической трансформации. Определенные дискуссии на эту тему велись примерно с середины 80-х гг., но внятной программы, разумеется, не было, и быть не могло. Единственное, на что можно было опираться, сводилось к известной «теореме Коуза»: не так уж важно, как распределена собственность, важно, чтобы права собственности были четко закреплены. Однако уникальность советского общества, полностью отрицавшего частную собственность и легальное обладание богатством, вызывала серьезные вопросы о применимости стандартных макроэкономических закономерностей при трансформации этой системы.
   Наконец, 
в-третьих, самостоятельной проблемой 
оставались возможности и перспективы 
экономического роста. Особенное значение 
этому вопросу придавали: необходимость 
коренной структурной трансформации хозяйственной 
структуры посткоммунистических обществ, 
способы адаптации индустриальных экономик 
к постиндустриальным требованиям, а также 
принципиальная способность той или иной 
страны «восточного блока» догнать со 
временем развитые страны по уровню экономического 
развития и благосостояния населения.  
   Проблемы 
реформирования социальной 
сферы в 
России 
Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и т.д.), причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.
   Пенсионная 
реформа 
   В 
России исторически сложилась 
последние сорок лет удвоилась и растет более быстрыми темпами по сравнению с другими возрастными группами.
   Суть 
этой реформы — дополнение традиционной 
системы «солидарности 
Преимущества накопительной пенсионной системы состоят в следующем:
   - 
не зависят от демографической 
ситуации в стране и 
- обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
   - 
позволяет использовать 
   Но 
с вступлением в силу  закона 
«Об инвестировании средств для финансирования 
накопительной части трудовой пенсии 
в РФ» ситуация стала обратно противоположной 
желаемой. Государство не только не снижает 
свою активность, но и направляет пенсионные 
накопления в государственные же ценные 
бумаги. ПФ, жалуясь на недостаток средств, 
для выплаты пенсий, одновременно тратит 
значительные средства, предназначенные 
сегодняшним пенсионерам, на собственные 
нужды — например, на создание инфраструктуры 
своего будущего бизнеса по сбору взносов 
на накопительную пенсию и контроля за 
их инвестированием. Расходы фонда на 
собственную деятельность достигали в 
последние годы 8% средств, находившихся 
в его распоряжении. В конце июня 2002 года 
Дума приняла в первом чтении поправки 
к закону «О негосударственных пенсионных 
фондах (НПФ)», которые, по сути, являются 
продолжением законопроекта «Об инвестировании..,», 
оговаривающего участие НПФ в накопительной 
пенсионной системе с 2004 года. Поправки 
к закону «О НПФ» дают гражданам возможность 
перевести свои накопления из государственной 
пенсионной системы в частную — в НПФ 
и управляющие компании. 
   Реформа 
жилищно-коммунального 
хозяйства 
Исходная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), сложившаяся к началу рыночных реформ, была обусловлена длительным господством административно-командной системы. В начале 90-х годов в государственной собственности находилось 67% всего жилищного фонда, 79% городского жилищного фонда. Индивидуальное жилье, находящееся в личной собственности граждан (26% всего жилищного фонда), в основном концентрировалось в сельской местности и небольших городах. Жилищные кооперативы составляли незначительную часть жилищного фонда (4%), а их доля была существенной лишь в некоторых крупных городах (например, в Москве — 10%).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в советский период сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80-90%. С учетом платежей за коммунальные услуги квартирная плата в 1990 г. составляла примерно 2,5% среднего дохода семьи рабочего и служащего. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию. При проведении либерализации цен в 1992 г. было принято решение не менять поначалу уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В этой сфере продолжали некоторое время действовать тарифы 1928 г., когда квартирная плата за 1 кв. м площади была установлена в размере 13,2-16,5 коп. в месяц. Тем самым был упущен момент для формирования механизмов финансирования жилищных и коммунальных услуг за счет потребителей, что могло бы создать стимулы к быстрым институциональным изменениям и этой сфере. В результате в 1992-1993 гг. уровень покрытия затрат ЖКХ за счет населения резко снизился, упав почти до нуля.
Структура платежей на содержанке ЖКХ, %
| Источник | 1990г. | 1995г. | 1997г. | 1999 г., | 
| Государственные дотации из бюджета | 68 | 50 | 22 | 18 | 
| Платежи предприятий за счет пере-крестного субсидирования | 30 | 40 | 40 | 22 | 
| Платежи населения | 2 | 10 | 38 | 60 | 
Информация о работе Экономическая политика и государственное регулирование экономики