Экономическая дипломатия современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:15, творческая работа

Описание

Работа содержит презентацию по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономическая дипломатия современной России.pptx

— 849.89 Кб (Скачать документ)

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР)

 1. Создание. МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA) было создано в апреле 1988 г. и фактически начало функционировать c 1990 финансового года. МАГИ - самостоятельный член группы Всемирного банка (World Bank Group). Россия вступила в МАГИ в июне 1992 г. Штаб-квартира МАГИ – г.Вашингтон. Президент - Джеймс Вулфенсон (как президент группы Всемирного банка), Исполнительный вице-президент (фактически первое лицо МАГИ) – Мотомичи Икава (Motomichi Ikawa).МАГИ имеет статус специализированного учреждения ООН.  
2. Цели. Основная цель деятельности Агентства - "стимулировать поток инвестиций в целях развития между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя тем самым деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых организаций" (ст.2 Соглашения об учреждении МАГИ).  
3. Участники. Членами МАГИ по состоянию на ноябрь 2003 г. являются 162 стран мира, включая все бывшие республики СССР. Страны, подающие заявку на вступление в члены МАГИ, должны сначала быть приняты в Международный банк реконструкции и развития (МБРР).  
4. Уставной капитал Агентства составляет 181 755 акции (1,962 млрд.долл.США), из которых 163 745 акции были распределены по подписке стран-членов. Каждая акция равна 10 тыс. СПЗ (при фиксированном курсе 1 СПЗ = 1,082 долл.США). Подписной капитал составляет 1,771 млрд.долл.США, из них оплачено 338,9 млн.долл.США.  
В последние годы МАГИ испытывало острую нехватку ресурсов, что начало негативно сказываться на развитии его операций в странах-членах. В связи с этим в 1997 г. после интенсивных дискуссий было принято решение об увеличении капитала Агентства, составлявшего на тот момент вместе с резервами 1,1 млрд.долл.США, дополнительно на 1 млрд.долл.США. Увеличение капитала МАГИ планировалось завершить к 28 марта 2003 г., однако часть стран не смогла оплатить свое участие в пополнении капитала, в связи с чем ожидается объявление дополнительной подписки.  
Подписка России в капитале МАГИ по состоянию на 30 июня 2003 г. – 5528 акций (59,813 млн.долл.США - оплачено акций на сумму 11,355 млн.долл.США). Россия имеет 5705 голосов или 2,96% от общего количества голосов (192 419) при принятии решений.  
5. Организационная структура. Высший орган МАГИ -Совет управляющих. Каждая из стран - членов МАГИ представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Исполнительный орган - Совет Директоров. Этот орган принимает решения о политике Агентства, на основе которой строится его работа, утверждает предоставление всех займов. Совет Директоров состоит из 24 членов, 6 из которых назначаются от стран, обладающих наибольшим числом акций, остальные избираются по особой процедуре. Президент МБРР и МАГИ является также председателем Совета Директоров МАГИ.  
6. Деятельность. Для достижения своих целей МАГИ предоставляет иностранным инвесторам из стран-членов долгосрочные гарантии (сроком до 20 лет) от политических рисков. В соответствии с Конвенцией об учреждении МАГИ ее гарантии могут покрывать следующие риски:  
перевод валюты (любые ограничения, принимаемые по инициативе правительства страны-члена, препятствующие переводу ее валюты в свободно конвертируемую валюту и/или переводу выручки за границу);  
• экспроприация (действия принимающего правительства, которые в какой-либо форме ограничивают или прекращают право собственности, контроль или иные права в отношении гарантированных инвестиций);  
• нарушение договора (в случаях, когда инвестор не имеет возможности обратиться за судебным или арбитражным разбирательством, когда решение по иску не выносится в течение разумного срока, или когда вынесенное решение не может быть исполнено);  
• война и гражданские беспорядки (включая акты саботажа или терроризма), повлекшие повреждение, уничтожение или пропажу материального имущества или иное серьезное вмешательство в реализацию инвестиционного проекта.  
МАГИ может предоставлять гарантии в отношении самых различных видов инвестиций. Это могут быть, например, инвестиции в акционерный капитал в той или иной форме (денежной, натуральной, интеллектуальной собственности), кредиты или средства обеспечения кредитов, различного вида инвестиционные соглашения (о разделе продукции, о разделе прибыли, управленческие, лицензионные, франчайзинговые и др.).
 

Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

Лондонский  клуб кредиторов  
Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче-банк (Франкфурт-на-Майне).  
Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.  
Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включает займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд.долл.США -основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд.долл. США со сроком погашения в 2002-2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд.долл.США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США,.  
Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности.
 

Парижский клуб кредиторов

Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже.

Главная задача, которую  решает Парижский клуб в настоящее  время — реструктуризация задолженности  развивающихся стран.

В представленных на заседание Коллегии Счётной палаты материалах отмечается, что общая  сумма задолженности Российской Федерации странам-членам Парижского клуба кредиторов по состоянию на 1 января 2002 года составила 42,56 млрд. долларов США, в том числе по российскому  долгу - 6,26 млрд. долларов США и по долгам бывшего СССР – 36,3 млрд. долларов США.

Универсальные отраслевые организации

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ  НЕФТИ (ОПЕК) 

      ОПЕК  была создана в сентябре 1960 г. В настоящее время её членами являются Алжир, Ангола, Венесуэла, Ирак, Иран, Ливия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия и Эквадор.

      Основными задачами организации являются: координация и унификация политики; определение наилучших способов защиты индивидуальных и общих интересов; поиски путей и средств стабилизации цен на мировом рынке; обеспечение эффективного и регулярного снабжения стран-потребителей; обеспечение достаточных доходов от инвестиций в нефтяную промышленность.

Регулирование мирового рынка нефти осуществляется путем  установления суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки  этого лимита с учетом положения  на мировом рынке, распределения  общего лимита между странами-членами  и контроля за соблюдением квот.

Роль стран ОПЕК на мировом рынке весьма значительна. Разведанные запасы нефти этих государств на конец 2009 г. составляли около 79% мировых. Уровень добычи в 2009 г. – ­­ 46% мировой  добычи. Страны ОПЕК контролируют до 11% мировых мощностей по переработке  нефти и владеют примерно 6% мирового танкерного флота.

      Необходимо  отметить, что в последние годы заметно увеличилась доля стран ОПЕК (Катар, ОАЭ, Иран, Малайзия) в экспорте СПГ. Поскольку СПГ не подпадает под квоты, устанавливаемые ОПЕК в отношении нефти и газового конденсата, это дает возможность получать дополнительные доходы, не увеличивая добычи нефти.

 

ОПЕК неоднократно поднимала вопрос о развитии сотрудничества с Россией и нефтегазовыми странами СНГ. В частности, некоторые страны ОПЕК, прежде всего Иран, пытались привлечь в ОПЕК Азербайджан, Казахстан и Туркмению. С 1998 г. Россия регулярно участвует в министерских конференциях ОПЕК в качестве наблюдателя. Развивается и такая форма диалога с ОПЕК как совместные заседания экспертов высокого уровня. Эти встречи способствовали обмену информацией о состоянии и перспективах развития рынков нефти и газа.

      Представители стран ОПЕК и независимых экспортеров нефти высоко оценивают участие России в качестве наблюдателя в опековских конференциях, а также другие формы сотрудничества с этой организацией, включая двусторонние контакты. При этом со стороны стран ОПЕК отмечается политическое и морально-психологическое значение поддержки Россией усилий экспортеров нефти по улучшению ситуации на мировых рынках нефти, а также целесообразность более активного участия России в совместных с ОПЕК мероприятиях.  
 

                МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (МЭА) 

      Созданное в 1974 году по инициативе госсекретаря США Г.Киссинджера Международное  энергетическое агентство (МЭА) - автономный орган в структуре Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С сентября 2007 г. исполнительным директором МЭА является представитель  Японии Нобуо Танака.

В настоящее время  в состав МЭА входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая  Зеландия, Норвегия, Португалия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Евросоюз. Ряд  стран, изучают возможность вступления в МЭА. Штаб квартира МЭА находится  в Париже.

Основные цели и  задачи МЭА сформулированы в Международной  энергетической программе, в Программе  долгосрочного сотрудничества, а  также в документе "Общие цели", одобренном на встрече министров  энергетики стран- членов МЭА в июне 1993 года. К ним относятся:

-совершенствование  мировой структуры спроса и  предложения в области энергетики  путем содействия разработке  альтернативных источников энергии  и повышения эффективности ее  использования; 

-укрепление и  совершенствование системы борьбы  с перебоями в снабжении энергией;

-обработка текущей  информации, касающейся состояния  международного нефтяного рынка  и источников энергии; 

-содействие сочетанию  экологической и энергетической  политики;

-рассмотрение энергетических  проблем в глобальном контексте  через сотрудничество со странами, не входящими в Агентство, и  с международными организациями. 

Главной целью, которую  ставили перед собой основатели МЭА, было обеспечение энергетической безопасности, с особым акцентом на нефтяную безопасность.

Основные  интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на интеграцию в мировую экономику, вхождение российского топливно-энергетического комплекса в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран, а также участие в системе глобальной энергетической безопасности стран-членов МЭА.

В июле 1994 г. в Москве была подписана Совместная декларация о сотрудничестве в области энергетики между Правительством Российской Федерации  и Международным энергетическим агентством. В соответствии с этим документом на МИД России возложена  общая координация сотрудничества с МЭА.

Декларация предполагает развитие сотрудничества в следующих  сферах: энергосбережение и энергоэффективность, проведение исследований и разработок, использование альтернативных источников энергии, создание новых предприятий энергетики.  
 

Международное агентство по атомной  энергии (МАГАТЭ) 

        МАГАТЭ – межправительственная  организация в системе ООН,  созданная в 1957 году. Ее центральные  учреждения находятся в Вене. В настоящее время членами  Агентства является 151 государство.  Деятельность МАГАТЭ определяется  Уставом, в соответствии с которым  на него возложено выполнение  трех основных функций: 

I. Оказание государствам-членам  необходимой помощи и развитие  научно-технического сотрудничества  в области мирного использования  атомной энергии, включая ядерную  энергетику, здравоохранение, защиту  окружающей среды, сельское хозяйство,  науку и образование. 

II. Содействие в  обеспечении надлежащего уровня  ядерной и радиационной безопасности, в т.ч. создание международных  механизмов оперативного оповещения  и реагирования в случае ядерных  инцидентов, содействие решению  проблемы безопасного обращения  с отработавшим ядерным топливом  и отходами, противодействие ядерному  и радиологическому терроризму.

III. Контроль за  тем, чтобы атомная энергия  использовалась исключительно в  мирных целях и ядерные материалы  не переключались на военные  цели, что осуществляется посредством  применения к ядерной деятельности  государств созданной Агентством  системы гарантий.

Руководящими органами МАГАТЭ являются Генеральная конференция (ГК) и Совет управляющих (СУ). ГК, в сессиях которой участвуют  делегации всех государств-членов, собирается один раз в год, в сентябре, чтобы рассмотреть и одобрить ежегодный доклад, предоставляемый  в ООН, бюджет, избрать и назначить  членов СУ, обсудить любые другие вопросы  деятельности организации.

В состав Секретариата Агентства входят шесть департаментов: Департамент гарантий, Департамент  технического сотрудничества, Департамент  управления, Департамент ядерной  безопасности, Департамент ядерной  энергии, Департамент ядерных наук и применений. Заместители Гендиректора руководят Департаментами и являются одновременно менеджерами семи Основных программ Агентства.

В рамках своих уставных функций МАГАТЭ осуществляет сбор научно-технической  информации и содействует ее обмену, организует конференции, симпозиумы и  совещания специалистов в различных  областях атомной науки и техники, разрабатывает нормы ядерной  и радиационной безопасности, использует имеющийся штат международных инспекторов  для регулярной проверки мирной ядерной  деятельности государств (свыше 900 объектов по всему миру).

Информация о работе Экономическая дипломатия современной России