Экономическая деятельность предприятий и ее анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:53, реферат

Описание

Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и, в конечном счете, всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая деятельность.
1. Понятие экономической деятельности.
Глава 2. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности в работе предприятия.
2.1. Актуальность и необходимость анализа экономической деятельности предприятия.
2.2. Сущность и значение экономического анализа в современных условиях в рыночной экономике.
Глава 3. Разработка направлений по совершенствованию деятельности предприятия.
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

    Рис. 1.1. Влияние различных факторов на результат деятельности предприятия

     В результате влияния множества факторов социально - экономического и политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых.

       В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно: причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.

       Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого решения.

       Анализ как суть, изучается многими науками. Но анализ экономики, анализ финансово - хозяйственной деятельности и ее конечных результатов - область исключительно экономического анализа. Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, в профессиональном - экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности в соответствующих отраслях.

       Экономический анализ тесно связан с планированием.

       Нестабильность и неопределенность будущего привела к тому, что планирование от прошлого к будущему, широко практиковавшееся в нашей стране ранее, стало неэффективным. Отсюда стала вполне очевидна невозможность принятия решения без предварительного определения стратегического плана на перспективу.

       Стратегическое планирование - это процесс выбора целей его развития, обоснование стратегии их реализации при условии соблюдения социальной миссии предприятия.

       Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

       Количество этапов стратегического планирования, содержание и их последовательность могут быть различными в зависимости от размера предприятия, формы собственности, масштаба деятельности и других факторов. Но анализ является необходимым и обязательным этапом стратегического планирования независимо от вышеперечисленных факторов, что наглядно показано на рисунках 1.2

       Рис. 1.2. Процесс стратегического планирования. Вариант 1 

     Принятие  оптимальных управленческих решений  превратилось сейчас в важную проблему, решить которую помогает изучение теории принятия управленческого решения. Теория принятия управленческого решения исходит из много вариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант.

       Выбор наилучшего варианта требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов.

     Свободная рыночная экономика, организация и управление невозможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.

       Маркетинговые программы и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней Среды, анализа состояния рынка, анализа конкурентной обстановки, анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики, анализа конечных финансовых результатов.

       Экономический анализ, следовательно, является одним из важных слагаемым научно обоснованного планирования, регулирования, управления.

       Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, ассоциаций, социально - экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. То есть экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно - финансовыми результатами их деятельности.

       В качестве информационной базы  экономического анализа используют  плановую и прогнозную информацию, отчетные данные предприятия (бухгалтерские, статистические), некоторые заданные экономические параметры (налоговые и процентные ставки, страховые платежи, отраслевые уровни рентабельности и другие).

       Анализ позволяет установить и количественно выразить зависимость между конечными результатами деятельности предприятия и ресурсами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными, временными), которыми она располагает для того, чтобы осуществлять текущую деятельность и развитие предприятия.

       В процессе проведения экономического анализа ставится ряд задач, к числу важнейших из которых можно отнести следующие:

       - повышение научно - экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов (в процессе их разработки). В целом бизнес - план представляет собой серьезный аналитический документ. Он состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей.

       Повышение научно - экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на финансово - хозяйственную деятельность данного предприятия.

       Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным ( прогнозом ), который дает прямой выход на планово - предположительные показатели.

       Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственно - финансовых результатов, показателей социально - экономической эффективности предприятий и организаций. Таким образом, бизнес - планы обосновываются необходимыми экономическими расчетами;

       - объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности, выполнение установленных бизнес - планом и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг;

       - контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов;

       - определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

       - выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса;

       - обоснование и проверка оптимальности управленческих решений

     Таким образом, сущность экономического анализа - комплексное изучение деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями, представленное через систему экономической информации.

  1. Разработка  направлений по совершенствованию  деятельности предприятия.

       Реклама относится к деятельности сферы услуг. Рекламой по определению Узбекского законодательства считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных счетов, календарей, световых газет (бегущая строка, световая фиксированная строка), а также передающие информацию с коммерческой целью при помощи имущества физических лиц, одежды.

     Одной из целей финансовой стратегии предприятия  является получение прибыли и обеспечение рентабельной работы. Для восстановления платежеспособности предприятия, необходимо провести рад мер:

     1. Продажа части основных средств, как способ уменьшения налогооблагаемой базы и способ расчета с кредиторами по текущим обязательствам.

       2. Увеличение уставного капитала. Данный процесс длителен по времени и нередко сопровождается определенными издержками (дополнительная эмиссия акций - дорогостоящий процесс).

       3. Получение долгосрочной ссуды или займа, но здесь существует условность: если полученная ссуда носит целевой характер, то улучшение платежеспособности по формальным критериям на самом деле является фиктивным.

       4. Получение государственной финансовой поддержки на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Но данная мера восстановления платежеспособности связана с выполнением ряда условий: наличие плана финансового оздоровления; безусловным соблюдением целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.

       Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности неплатежных предприятий при определенной финансовой поддержке следующие:

     • внедрение новых форм и методов управления;

     • конверсия, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

     • повышение эффективности маркетинга;

     • снижение производственных затрат;

     • сокращение дебиторской - кредиторской задолженности;

     • повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части  фонда потребления и реализации краткосрочных финансовых вложений;

     • продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на основе инвентаризации;

     • временная остановка капитального строительства;

     • конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

     • изыскание возможностей расширения эффективности экспорта;

     • сокращение численности занятых;

     • другие мероприятия.

     В условиях экономического спада особое значение приобретает антикризисное  управление, основанное на:

     • выявлении возникающих проблем, их ранжировании;

     • формировании подходов к решению проблем.

     1. Выявление возникающих проблем, их ранжирование

     Проблемы  необходимо рассматривать комплексно, начиная от источников возникновения проблем и кончая подходами к их решению.

      Источником возникновения большинства проблем, с которыми столкнулись российские предприятия, являются глобальные и российские изменения.

       Эти изменения настолько фундаментальны, что предприятие оказывается не в силах на них воздействовать. Предприятию остается лишь понять требования рынка и адаптироваться к ним.

      Стоящие перед предприятиями проблемы - это:

     • непосредственное выживание;

     • поиск партнеров;

     • формирование эффективного производства;

     • обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы;

     • формирование творческого характера труда;

     • получение полезных синергетических эффектов (полезный эффект взаимодействия подсистем предприятия);

     • полнота реализации миссии.

     Приведенная классификация обладает тем свойством, что проблемы высших уровней начинают проявляться только после решения проблем предыдущих уровней.

     2. Формирование подходов к решению проблем

       Рассмотрим подробнее предложенные ранее классификации проблемы и возможности их решения.

     Непосредственное  выживание предприятия

       Проблема непосредственного выживания, или способности платить по своим счетам, большей частью возникает из - за невозможности продать произведенную предприятием продукцию. К первоочередным мерам по решению этой проблемы относятся: усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок. Эта мера позволяет продать скопившиеся излишки продукции и получить дополнительные оборотные средства.

Информация о работе Экономическая деятельность предприятий и ее анализ