Экономическая безопасность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Рес¬публике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, со¬четающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защи¬ты граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Понятие экономической безопасности и ее место в системе
национальной безопасности..................................................................................5
2. Угрозы экономической безопасности………………………………………10
3. Критерии и показатели экономической безопасности………………….....14
4. Основные направления обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………..…………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

 Под угрозой  понимается совокупность условий  и факторов, создающих опасность  жизненно важным интересам личности, общества, государства, а также  регионального объединения государств. Опасность же характеризуется  как возможность негативного  воздействия на "социальный организм", в результате которого ему может быть нанесен ущерб, ухудшающий его состояние и придающий его развитию нежелательную динамику или параметры.

 Концепция  ООН в качестве угроз экономической  безопасности государства рассматривает  необеспеченность сырьем, энергоресурсами, продуктами питания, производственно-техническими и научным потенциалом, стихийные бедствия, деградацию окружающей среды, неэквивалентный международный обмен, ограничение по политическим причинам доступа на рынки кредитов, объема помощи, частые колебания процентных ставок и др.

 Отсюда следует,  что источниками угроз могут  быть как факторы природного, так и техногенного характера,  как объективные процессы экономического  развития, так и действия субъектов  экономических отношений.

 При классификации  угроз используются различные  признаки, в том числе: 

 по сфере  человеческой деятельности —  политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая,  демографическая, генетическая, научнотехническая,  технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;

 по источнику  угрозы — внутренняя и внешняя; 

 по отношению  к человеческой деятельности  — объективная, формирующаяся  независимо от целенаправленной  деятельности, и субъективная, которая создается сознательно;

 по вероятности  реализации — реалъные и потенциальные; 

 по последствиям  — всеобщие, локальные, частные 

 Кроме того, угрозы могут характеризоваться: 

 по временному  критерию — долговремеыные и  текущие; 

 по степени  предсказуемости — прогнозируемые и непрогнозируемые.

 Они могут  иметь универсальный, региональный  и специфический характер [16, с. 64].

 На данном  этапе исторического развития  объективно существуют следующие  наиболее реальные внутренние  и внешние угрозы экономической безопасности страны преодоление которых должно быть важнейшим элементом государственной экономической политики нашей страны:

1. Внутренние  угрозы:

 • унаследованная  от прошлого структурная деформированность  экономики, усугубившаяся выбытием  ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства;

 • низкая  конкурентоспособность национальной  экономики, вызванная отсталостью  технологической базы большин¬ства  отраслей, высокой энергоемкостью  и ресурсоемкостью, низким качеством  продукции и высокими издержками производства;

 • устарение  производственного аппарата в  результате замедления его обновления  и предпочтения агентами рынка  осуществления текущих расходов  в ущерб капитальным вложениям; 

 • изношенность  коммуникационных систем и аварийная  опасность; 

 • недостаточная развитость и устойчи¬вость объектов инфраструктуры;

 • низкий  уровень природоохранной деятельности  и экологической безопасности;

 • отставание  прироста разведанных запасов  полезных ископаемых от масштабов  их извлечения из недр;

 • ухудшение состояния научно технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-техническо¬го развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

 • криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли экономики;

 • отсутствие  адекватного законодатель¬ства  и судебной системы задержка  и отставание в создании важнейших  институ¬тов рыночной экономики; 

 • несовершенство механизмов формирования экономической политики (несогла¬сованность действий экономических ведомств), которое может приводить к нарушению финансовой сбалансированнос¬ти, порождать угрозу социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспо¬собность отечественных производителей.

2. Внешние угрозы:

 • потеря  отдельных традиционных рынков  сбыта машиностроительной продукции; 

 • зависимость  республики от многих видов  сырья, а также комплектующих  изделий для машиностроения;

 • дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономи¬ческих отношениях;

 • высокий  уровень внешнего долга, усиление  попыток его использования для  воздействия на принятие экономических  и политических решении; 

 • неразвитость  транспортной инфра¬структуры экспортно-импортных операций [15, с. 55].

 Угрозы для  экономической безопасности (т.е.  факторы, препятствующие нормальной  реализации системы экономических  интересов) проявляются как воздействие  на стабильное развитие экономики,  ее отраслей, предприятий, субъектов. Поэтому и необходимо своевременное выявление и предотвращение угроз экономической безопасности.  

3. КРИТЕРИИ И  ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  

 Стратегия  обеспечения экономической безопасности, помимо выделения, отслеживания, характеристики ее внешних и внутренних утроз, предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны.

 Критерий  экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

 Национальные  интересы в сфере экономики  страны можно охарактеризовать  по следующим критериям: 

 • способность  экономики функционировать в режиме расширенного и эффективного воспроизводства;

 • приемлемый  уровень жизни населения, обеспечивающий  социально-политичес¬кую стабильность;

 • устойчивость  финансовой системы; 

 • сохранение  единого экономического пространства  страны;

 • создание  экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;

 • оптимальная  встроенность в мировую экономику  (конкурентоспособность национальной  экономики, рациональная структура  внешней торговли);

 • поддержание  научного потенциала [10, с. 9].

 В целях  оценки состояния экономики с  точки зрения важнейших процессов,  отражающих сущность экономической  безопасности, используется система  показателей — количественных  характеристик социально-экономических  явлений и процессов, измерение  и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности.

 В мировой  практике существует около 20 параметров, которые позволяют придать измеримый  смысл экономическим понятиям. Основные  показатели, характеризующие экономическую  безопасность Республики Беларусь, можно сформировать в 7 блоках:

1. Показатели, отражающие  способность экономики функционировать  в режиме общественного воспроизводства.  Это темпы роста ВВП, ВВП  на душу населения, структура  и доля в нем налогов и  сборов, удельный вес в ВВП  внутренних инвестиций, государственных инвестиций; доля государственного потребления к ВВП.

2. Показатели, обеспечивающие  социалъную стабильность: потребление  основных продуктов питания на  душу населения в соответствии  с научно обоснованными нормами;  обеспеченность населения товарами длительного пользования (в расчете на одну тыс. человек); децильный коэффициент и коэффициеыт Джени; доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; уровень безработицы; средняя продолжительность жизни населения.

3. Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы: темпы инфляции; дефицит государственного бюджета; объем государственного долга к ВВП; удельный вес в ВВП расходов на оборону; величина золотовалютных резервов; сальдо платежного баланса.

4. Показатели оптимального функционирования регионов врамках страны: разрыв в уровне ВВП на душу населения по регионам; дифференциация регионов по прожиточному минимуму; доля собственных доходов в бюджетных доходах региона.

5. Показатели, характеризующие  степень криминализации экономики: доля теневой экономики в ВВП; доля налогов и сборов в ВВП; доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, созданной на предприятии.

6. Показатели, характеризующие  степень оптимальности "встроенности" национальной экономики в мировую: экспортная и импортная квоты, структура экспорта и импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, объем внешнего долга и ВВП; платежи по обслуживанию внешнего долга.

7. Показатели  развития и поддержки научного  потенциала: доля расходов на  НИОКР в ВВП, уровень образования населения, расходы на образование в % к ВВП, количество студентов на 10 тыс. человек населения [9, с. 140].

 Важнейшие  критерии и показатели экономической  безопасности можно представить  с виде следующей схемы (приложение 1).

 Построение  системы количественных показателей,  измерение и сравнение значений  позволяют изучить динамику экономической  безопасности. Однако для оценки  ее уровня в первую очередь  важны ие столько показатели, сколько сравнение их с нормативными (пороговыми) значениями. Степень экономической безопасыости определяется мерой приближения показателей к пороговым значениям.

 Пороговые  значения – это предельные  величины, несоблюдение которых  препятствует нормальному ходу  развития различных элементов  воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

 Государство  должно осуществлять свою функцию  защиты экономической безопасности, а значит, через пороговые значения  индикаторов экономической безопасности отслеживать границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность.

 Первая группа индикаторов пароговых значений экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства.

 Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Важнейшими из них будут следующие:

 • доля  населения, имеющая доход ниже  прожиточного минимума;

 • уровень  (норма) безработицы к активной  части населения; 

 • расходы  на здравоохранение и физическую культуру из госбюджета к ВВП и др.

 Третьей,  наиболее обширной группой являются  пороговые значения финансового  состояния. По этой группе были  определены многие пороговые  значения, в частности, важнейшие  из них [9, с. 10]:

 • объем  внутреннего долга

 • объем  внешнего долга 

 • дефицит  бюджета 

 • денежная  масса 

 Так, состав  основных пороговых индикаторов,  приведенных в "Концепции программы  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2001—2005 гт.", определен в количестве 10 показателей (приложение 2).

 В процессе  разработки перечня пороговых  значений показателей экономической  безопасности ставится вопрос  о включении в него специального  индекса — индекса развития  человеческого потенциала (ИРЧП). Он  призван в настоящее время быть наиболее обобщающим показателем социального прогресса, безопасности личности и развития социальной сферы. Это интегральный показатель, рассчитываемый за определенный период, производный от параметров ожидаемой продолжительности жизни, удельного веса грамотных во всем взрослом населении, удельного веса учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе, уровня благосостоявия, измеряемого как доля ВВП на душу населения ( в долларах, по паритету покупательной способности). Из 120 представленых стран мира Республика Беларусь занимала по этому показателю в 1999 г. 53 место, Российская Федерация — 55 место [10, с. 15].  

Информация о работе Экономическая безопасность в Республике Беларусь