Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает способность соответствующих политических, правовых и Экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных: хозяйственных традиций ценностей.

Содержание

Введение стр.3

1. Общее понятие экономической безопасности страны
стр.4-7
2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности. стр.8-29
2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Макроэкономические показатели.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России

3. Внешнеэкономическая безопасность. стр.30-33
3.1 Геопоследствия беловежского сговора.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.

4. Институциональные основы системы безопасности.
стр.34-40

5.Заключение стр.41

6.Литература стр.42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по нац. экономики.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Часть антидемпинговых мер была введена без реального обоснования.

Рынок продукции с высокой добавленной стоимостью давно жёстко поделён между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного сырья выгодна странам импортёрам.

Например, мы по бросовым ценам торговали и продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем покупаем у них дорогие мебельные гарнитуры, сделанные из этого леса. И подобных примеров множество.

В частности, торговать сырой российской нефтью убыточно для страны в целом. По расчётам РАН, расходы на добычу сибирской нефти обходятся в 8 долларов за баррель, тогда как в Саудовской Аравии эта цифра составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие компании Саудовской Аравии значительно более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.

Поэтому предложения Андрея Илларионова, установить ставку отсечения в 12 долларов за баррель, а остальное перечислять в фонд будущих поколений означает банкротство для наших нефтяников. А ведь это советник президента по экономике.

Для повышения прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать химическую промышленность.

Кстати, свыше 80% производственных мощностей глубокой нефтепереработки России находилось на территории Чеченской республики.

В этом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.

Мало того, нас вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые меры со стороны США против них.

Почему именно сегодня, когда в США всё сильнее проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок?

Вряд ли. Когда у американцев падает внутренний спрос, они ищут новые рынки сбыта за рубежом. Так на саммите стран Латинской Америки они лоббировали вступление последних в общую зону свободной торговли с США уже в 2003 году. Бразилии с трудом уговорить некоторых представителей саммита отложить дату создания зоны свободной торговли до 2005 года. Правительство Бразилии справедливо опасается за своих местных производителей. Так по данным канадских исследователей членство Канады в НАФТА экономически невыгодно для Канады.

Серьёзной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией соседям по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически не возвращается, и их экспортная продукция облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Институциональные  основы системы безопасности.

Очевидно, что проблематика экономической безопасности, так или иначе, должна быть в поле внимания законодательной, ис­пол­нительной и судебной ветвей власти. В структурах законода­тель­ной власти в обеих палатах российского парламента име­ются спе­циализированные комитеты и комиссии, занимающиеся вопросами национальной и экономической безопасности. Име­ются также ко­миссии, занимающиеся специальными пробле­мами коррупции. В структурах судебной власти эти функции выполняются Арбитра­жем, Генеральной прокуратурой.

В структурах исполнительной власти система институтов обес­печения экономической безопасности имеет разветвленный ха­рактер, входя частично в сферу компетенции Президента Рос­сийской Федерации, частично в сферу компетенции Правитель­ства России. Часть функций передается региональным органам власти.

Согласно Конституции Российской Федерации во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет Безопасности, руководимый Президентом и осуществляющий координацию дея­тельности всех органов и институтов, входящих в эту сис­тему.

В принципе, Совет Безопасности может выполнять три важ­ные функции:

стратегическое планирование; определение приоритетов нацио­нального развития; формулирование средне- и долгосрочных целей, форм  и методов обеспечения национальной безопасно­сти страны;

подготовку принципиальных решений Президента по ключе­вым вопросам текущей политики;

координацию действий министерств и ведомств по выполнению решений  Президента.

Совет Безопасности не должен быть органом, конкурирующим с правительством или пытающимся его подменить. Но ключевые решения по вопросам национальной безопасности будут осуще­ст­вляться с достаточной эффективностью только в том случае, если Совет Безопасности обеспечит согласованную деятель­ность министерств и ведомств, каждое из которых несет полную ответственность лишь за одно из направлений стратегии нацио­нальной безопасности.

Данные требования в значительной мере учтены действующи­ми правовыми документами. В действующем Положении о Совете Безопасности так определены его главные задачи и функции.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

• определение жизненно важных интересов общества и госу­дар­ства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопас­ности;

• разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

• подготовка рекомендаций Президенту Российской Федера­ции для принятия решений по вопросам внутренней и внешней по­литики Российской Федерации в области обеспечения безопас­нос­ти личности, общества и государства;

• подготовка оперативных решений по предотвращению чрез­вычайных ситуаций, которые могут привести к существенным со­циально-политическим, экономическим, военным, экологиче­ским и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

• подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

• разработка предложений по координации деятельности фе­де­ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации 13 процессе реализа­ции принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

• совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существую­щих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

• рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной по­ли­тики Российской Федерации в области обеспечения безопасно­сти личности, общества и государства, обороноспособности стра­ны, военно-технического сотрудничества, решения страте­гических проблем государственной, экономической, социаль­ной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрез­вычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и пре­одолению их последствий;

• подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороно­способности страны, военно-технического сотрудниче­ства, введения экономических санкций, информационного раз­вития, разра­ботки стратегии обеспечения и мер по охране неза­висимости и государственной целостности Российской Федера­ции;

• рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внеш­ней и военной политики в области обеспечения безопасности лич­ности, общества и государства, обороноспособности страны, воен­но-технического сотрудничества, введения экономических сан­кций, разработки стратегии обеспечения и мер по охране не­зависи­мости и государственной целостности Российской Феде­рации, представление рекомендаций по ним Президенту Рос­сийской Фе­дерации;

• подготовка проектов указов Президента Российской Федера­ции по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-техниче­ского со­трудничества, развития глобальных информационных систем, кон­троля деятельности федеральных органов исполни­тельной власти. обеспечивающих безопасность;

• организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Фе­дерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важ­ным интересам объектов безопасности и выявление их источни­ков;

• осуществление контроля за реализацией федеральными орга­нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии в области внутрен­ней, внешней и военной политики, военно-технического со­трудничест­ва и информационной безопасности Российской Фе­дерации;

• рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в го­товности сил и средств обеспечения безопасности, а также во­про­сов их деятельности;

• рассмотрение и оценка информации о состоянии безопаснос­ти Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;

• накопление, анализ и обработка информации о функциони­ро­вании системы обеспечения безопасности Российской Федера­ции, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, орга­низация разработки федеральных про грамм в области обеспе­чения безопас­ности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;

• организация подготовки федеральных целевых программ обес­печения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;

• организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

• решение иных задач в сфере обеспечения безопасности лично­сти, общества и государства в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и на­правлениями его деятельности образует межведомственные ко­миссии, которые являются основными рабочими органами Со­вета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному при­знаку на постоянной или временной основе.

Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной поли­тики в области обеспечения безопасности личности, обще­ства и го­сударства, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации по выпол­нению федеральных целевых программ и решений Совета Безо­пасности.

В число постоянных межведомственных комиссий входит и ко­миссия по экономической безопасности.

Постоянные и временные межведомственные комиссии Совета Безопасности в своей работе взаимодействуют с аппаратом Со­вета Безопасности.

Деятельность Совета Безопасности обеспечивается аппаратом Совета Безопасности.

Часть органов, отвечающих за экономическую безопасность, подчиняется непосредственно Президенту. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки. В со­ставе МВД имеется управление по борьбе с экономической пре­ступностью. Специальными проблемами обеспечения фи­нансо­вой безопасности занимается такая специализированная силовая структура, как Федеральная служба налоговой поли­ции. В структурах Министерства юстиции имеются направ­ления и под­разделения, ответственные за обеспечение эконо­мической безо­пасности в области интеллектуальной собственности.

Значительный объем работы сосредоточен в структурах Прави­тельства Российской Федерации. Головной структурой, которая отвечает за политику в области экономической безопасности, является Министерство Экономического развития и торговли. Оно также контролирует многие вопросы защиты национальных интересов, связанные с режимами привлечения иностранных ин­вестиций, экспортом капитала.

Вопросы валютной безопасности, связанные с золотовалютны­ми резервами, регулированием валютного рынка и соответст­венно валютного курса, находятся в компетенции Центробанка России. Валютный контроль осуществляется также Государст­венным таможенным комитетом Российской Федерации, до не­давнего вре­мени - Федеральной комиссией по валютному и экс­портному кон­тролю. Все вопросы, связанные с устойчивостью и защищенностью государственных финансов, регулированием дефицита и государ­ственной внутренней и внешней задолжен­ности, контролируются Министерством России.

Вопросы продовольственной безопасности в значительной мере обеспечиваются Министерством сельского хозяйства Рос­сий­ской Федерации.

Таким образом, ясно, что система институтов обеспечения эко­номической безопасности имеет глубоко разветвленный ха­рак­тер и охватывает все основные ее направления и разновид­ности. Ясно также, что такая сложная система нуждается в отла­женной организационной концепции, действенных инструмен­тах регу­лирования и координации, способности к саморазвитию и само коррекции. В своих основных чертах такая система сложи­лась и на повестке дня эффективность и действенность ее функ­циони­рования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Итак, мы рассмотрели понятие экономической безопасности страны, выяснили, что подобные обстоятельства могут возник­нуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации; усиление соци­альной напряженности; резких изменений демографической си­туации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощение жизненно важных ресурсов; возникновение стихийных бедствий и экологических катастроф в стране.

Информация о работе Экономическая безопасность страны