Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает способность соответствующих политических, правовых и Экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных: хозяйственных традиций ценностей.

Содержание

Введение стр.3

1. Общее понятие экономической безопасности страны
стр.4-7
2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности. стр.8-29
2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Макроэкономические показатели.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России

3. Внешнеэкономическая безопасность. стр.30-33
3.1 Геопоследствия беловежского сговора.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.

4. Институциональные основы системы безопасности.
стр.34-40

5.Заключение стр.41

6.Литература стр.42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по нац. экономики.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Согласно принятой Концепции безопасности страны, необхо­димо довести уровень расходов на оборону и безопасность до 5,1% от ВВП, и эта цифра в бюджете превышена: на оборону направляется 3,41%, на безопасность – 1,85%. Более трети рас­ходной части бюджета 2001 года направлено на оборону и безо­пасность. Больший упор делается именно на безопасность. Ан­титеррористическая операция вЧечне стоит очень дорого для российского бюджета. Плохо то, что эта статья расходов будет ещё долго тормозить экономику России. Как ни парадоксально, она выгодна обеим воюющим сторонам. Это своего рода высо­кооплачиваемая работа, где российский контрактник получает большие деньги за наведение конституционного порядка на тер­ритории Чеченской республики – федерального субъекта РФ, а террористу хорошо оплачивается убийство российских солдат и офицеров. В безусловном проигрыше оказывается Россия, кроме экономических несущая людские и духовные потери. С теми контрактниками и срочниками, кто благополучно выполняют свою работу и возвращаются живыми в Россию необходимо проводить долгую психологическую реабилитацию, иначе они могут не приспособиться к мирной жизни и рано или поздно не­адекватно среагируют на стрессовую ситуацию.

Но вывод войск из республики нанёс бы серьёзный удар по единству и территориальной целостности РФ. Ещё Макиавелли писал, что для удержания захваченной территории необходимо либо организовывать на её территории крупные военные посе­ления, либо переносить туда столицу государства. Так как депу­таты скорей всего не захотят жить и работать в разрушенной республике, то остаётся первый вариант развития событий.

В настоящий момент чтобы иметь боеспособную армию России необходимо выйти на уровень 800 тысяч человек, если её кор­мить, учить и вооружать по мировым стандартам. Очень раз­дуты инфраструктуры тылового, технического, медицинского обеспечения, сеть вузов. Ни для кого не секрет, что наличие

40% всего личного состава армии расположены в Московском военном округе, в радиусе 70 километров от столицы. В армии 12 тысяч котельных, половина из них никакого отношения к отоплению воинских частей не имеет, но в каждой работают солдаты или гражданский персонал.

В большинстве воинских частей одна и та же картина – пьяные прапорщики, всё разворовано, полный развал. Вызвано это тем, что государство последние десятилетие просто старалось не за­мечать армию и её проблемы, считая что если не замечаешь, то и денег платить не нужно. Принцип призыва восемнадцатилет­них мальчишек со школьной скамьи привёл к тому, что те кто может, – уклоняются от службы поступая в институт, или про­сто откупаясь. В результате в армию попадают деревенские дети и правонарушители, которым предлагают на выбор – либо сесть, либо отслужить. И порядки в армии, а некоторых частях, мало отличаются от порядков на зоне. Это вызывает стойкое нежела­ние служить у молодежи, не желающей погибнуть, стать инва­лидом, или просто потерять впустую два года жизни. Если же человек по своим убеждениям идёт в армию или в воинское училище с намерением связать свою жизнь с военной службой, то он должен быть готов к бедной, одинокой жизни (девушки редко выходят замуж за малообеспеченных).

Некоторые предлагают перейти на профессиональную армию, но это было бы достаточно рискованным шагом. Единственная гарантия, что армия не пойдёт против своего народа, это его дети, которые в ней служат. Профессиональная армия – очень опасное оружие, и в демократическом государстве вооружённые силы должны быть поистине народными. Профессионал (наём­ник), по определению служит за деньги, и если ему предложат больший контракт, – он может не устоять. Иностранцы явно превосходят нас по финансовым возможностям. Израиль, Гер­мания, Швейцария не имеют профессиональных армий и не со­бираются их заводить. В США и Англии ВС давно формиру­ются по контракту, но у этих стран особое географическое по­ложение – им этого достаточно. Во Франции существует про­межуточный вариант: есть части постоянной боевой готовности, в которых служат профессионалы – это контрактники, и есть система подготовки населения, - призыв на четыре-шесть меся­цев. Людей учат, с какой стороны держать за автомат, куда на­жимать. Вопрос с профессиональной армией остаётся откры­тым.

Из-за серьёзности положения президент назначил Сергея Ива­нова министром ВС России. Перед правительством поставлена задача поднять уровень оплаты военнослужащих до уровня за­работной платы гражданских государственных работников в 2002 – 2003 годах. Как уже упоминалось, более трети расходов бюджета 2001 года предназначены на оборону и безопасность страны.

2.2.Внутриэкономическая безопасность.

Региональный уровень экономической безопасности.

Классификация и ранжировка регионов. Система региональных социально-экономических показателей.

К наиболее вероятным угрозам развития экономической безо­пасности России относятся угрозы возрастания неравномерно­сти социально-экономического развития регионов России. Важ­нейшими факторами угроз являются:

      Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении рай­онов на фоне структурных сдвигов в промышленном про­изводстве.

      Нарушение производственно-технических связей между предприятиями отдельных городов России.

      Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.

      Усиление национального сепаратизма, которому способст­вует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляю­щиеся в деятельности ряда общественных образований.

Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых субъектов Федерации, появившаяся в середине 90-х годов, ведёт к невозможности реализации фундаментального конституцион­ного принципа равноправия для всех субъектов Федерации.

Сегодня ведётся работа по приведению в соответствие с консти­туцией России законов субъектов Федерации, но многие субъ­екты идут на это крайне неохотно.

Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономиче­ского развития в отсталых и слабоосвоенных районах с экстре­мальными природно-климатическими условиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств и практически стихийного оттока населения из районов Севера.

Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация произ­водственных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

В России к москвичам нередко относятся как к представителям другого государства, чьи представления и образ жизни сильно оторваны от представлений и образа жизни всей остальной Рос­сии. И это естественно, так как Москва является наиболее при­влекательным инвестиционным регионом, предоставляющим максимальные возможности при минимальном риске.

Структуру современного социального пространства российского общества можно охарактеризовать следующими стратами: 0,1:2:15:66:10:7.

Первый уровень, включающий самую малочисленную часть бо­гатого населения, владеющего половиной российского богат­ства, представляют руководители семи финансово-промышлен­ных групп. Сюда же включаются руководители 50 корпораций, в руках которых сосредоточено почти всё богатство страны.

Вторая группа – это правящая государственная бюрократия, сконцентрированная преимущественно в Москве и Санкт-Пе­тербурге.

Третья группа включает средний слой, социально разнородный, сконцентрированный в небольшом числе крупных городов (преимущественно крупная и средняя буржуазия, местная бюро­кратия, частично верхушечная прослойка интеллигенции).

Четвёртую группу образует базовый слой населения, отчуждён­ного не только от собственности, но и от рабочих мест и оплаты за труд (большинство рабочих и служащих государственных и муниципальных предприятий, массовая интеллигенция, врачи, учителя, инженеры, учёные, низшая и средняя часть чиновниче­ства).

Пятую группу составляют бедняки, нуждающиеся в социальной защите.

Шестая группа формируется из криминальных, и полукрими­нальных групп населения, рассредоточенных также преимуще­ственно в крупных городах.

После дефолта 1998 года часть третьей группы перешла в чет­вёртую, а часть четвёртой – в пятую и шестую группы.

Различия в экономическом положении и интересах этих слоёв населения, обусловленные имущественной поляризацией, всё более приобретают антагонистический характер, что находит своё выражение в борьбе за удовлетворение своих насущных требований, и приводит чаще всего к возникновению социаль­ных конфликтов.  

В России децильный коэффициент – больше 13. Это означает, что  разрыв в доходах между наиболее обеспеченными и наиме­нее обеспеченными гражданами различается в 13 раз, хотя по международным меркам он не должен превышать 7 – 8, исклю­чением является США, где он составляет 11 – 12 раз, но и жизнь в Америке значительно более напряжённая по сравнению с За­падной Европой.

Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют много­детные семьи. В политике доходов и заработной платы перво­степенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной степени связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребитель­ских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере рас­пространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления ма­лообеспеченных слоёв населения.

Коэффициент Джини в России составляет 38%[16], что ниже чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%). Данный коэффици­ент необходимо снижать.

Как уже упоминалось, существуют опасности сепаратизма, свя­занные не с выходом тех или иных субъектов РФ из её состава, а со своеобразной «внутренней эмиграцией» регионов, формиро­ванием на их территории закрытых политико-экономических систем.

В целом, при рассмотрении данной проблемы можно выделить три основных направления, формирующих её содержание:

Концепция территориальной, «губернской» федерации, что предполагает отказ от национально-территориального деления РФ.

Концепция «укрупнения регионов», что ведёт к сокращению числа субъектов РФ, в первую очередь, не располагающих дос­таточным экономическим потенциалом.

Концепция развития и укрепления горизонтальных связей в РФ на основе консолидирующих процессов формирования межре­гиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Экономическая интеграция регионов выступает обязательным условием функционирования общероссийского рынка. Однако отдельные районы, особенно богатые природно-сырьевыми ре­сурсами, стремятся к одностороннему использованию своих преимуществ. Отсюда вытекает необходимость территориально – дифференцированной политики государства, с тем, чтобы соз­дать для регионов примерно равные рыночные условия (с ис­пользованием мер прямого и косвенного регулирования, вклю­чая различные формы государственного программирования и прогнозирования).    

В связи с этим тезис, что государство постепенно должно «уйти» из сферы экономики, является явно необоснованным. Для нашей страны с её обширной территорией и большими межрегиональными различиями необходимо, наоборот, сохра­нение координирующей роли государства. Оно обеспечивает со­гласованное экономическое поведение хозяйствующих субъек­тов, функционирующих в резко различных природных и эконо­мических условиях конкретных территорий.

В общих чертах структура формирования региональной эконо­мической безопасности России – это прежде всего комплекс экономических, геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:

Предпосылки для её выживания и сохранения её региональных структур в условиях кризиса и будущего развития.

Защиту жизненно важных интересов страны и её территорий в отношении ресурсного потенциала.

Создание внутреннего иммунитета и внешней защищённости от дестабилизирующих воздействий.

Конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны.

Условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства об­щественных процессов.

Экономическая безопасность региона – это совокупность усло­вий и факторов, характеризующих текущее состояние эконо­мики, стабильность, устойчивость и поступательность её разви­тия.

В2001 году правительство приняло проект «Основных направ­лений социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу», разработанный центром стратеги­ческих разработок Германа Грефа. В нём признаётся, «в новом веке возрастёт интерес мирового сообщества к малозаселённым территориям России как к стратегическому резерву общеплане­тарного значения… Различные контактные зоны будут испыты­вать разные внешние притяжения».

2.3 Макроэкономические показатели.

Первая группа индикаторов экономической безопасности каса­ется производственной сферы, её способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важ­ными  здесь считаются пороговые значения по общему объёму производства. Принята следующая величина пороговых значе­ний: объём ВВП в целом – в размере 75% от среднего показа­теля по странам «большой семёрки», на душу населения – 50% от среднего по «семёрке», и 100% – от среднемирового показа­теля ВВП.

Пороговые значения для индикаторов, характеризующих струк­туру производства и долю импорта во внутреннем производстве: доля в промышленном производстве обрабатывающей промыш­ленности – 70%, машиностроения – 20%, доля импорта во внут­реннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольст­венного – 25%.

После кризиса 1998 года доля обрабатывающей промышленно­сти возросла до 53 – 54%, а машиностроения – до 17 – 18%, доля импорта упала, но в данный момент наблюдается тенденция к увеличению импорта в связи с укреплением рубля. В целом за год импорт оценивается в 49 – 50 млрд. долларов (на 10 – 11% больше прошлого года). 

Второй важной группой являются пороговые значения индика­торов уровня жизни населения. О коэффициентах Джини и раз­ницы в доходах упоминалось выше, а вот пороговые индика­торы продолжительности жизни – 70 лет, показателя безрабо­тицы – 7%.

По данным Госкомстата за 1999 год средняя продолжительность жизни – 64 года, а показатель безработицы находится на уровне 10% (по методике МОТ).

Информация о работе Экономическая безопасность страны