Экономическая безопасность России, ее обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ…………………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и виды экономической безопасности……………………………….6
1.2 Структура системы экономической безопасности……………………………..9
1.3 Показатели экономической безопасности России…………………………....10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ….....15
2.1 Военно-экономическая безопасность………………………………………..…..15
2.2 Внутриэкономическая безопасность…………………………………………….23
2.3 Внешнеэкономическая безопасность…………………………………………....29
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………………..31
3.1 Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической
безопасности…………………………………………………………………………...31
3.2 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности
России…………………….……………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

kursovaya....doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

По-прежнему приоритетными национальными интересами России, определяющими долгосрочные цели ее развития, являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения.

При определении национальных интересов России в процессе разработки стратегии экономической безопасности политики и экономисты исходили из достаточно драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе, над ними довлели неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в условиях России. Например, при всех издержках, крайностях и неудачах реформ одной из главных национальных целей, является построение социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем  рынке и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике.

Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.

В отличие от национальных интересов, угрозы экономической безопасности более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и самое главное – не всегда предсказуемы, поскольку композиционное строение факторов экономического и социального развития, состояния природной среды находится в постоянном изменении.  

       

1.3.Основные показатели экономической безопасности России.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

      экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

      характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

      характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

      качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.).

На 2009 год можно наблюдать такую картину по некоторым из показателей:

Экспорт и производство отдельных товаров в январе-июле 2009 года по сравнению с январем-июлем 2008 года 2

Диаграмма 1. Экспорт и производство отдельных товаров в январе-июле 2009 года по сравнению с январем-июлем 2008 г.

Сохраняется устойчивая ориентация экспорта на рынки стран дальнего зарубежья, доля которых в общем объеме экспорта России составила 84,4%, стран СНГ - 15,6 %.

В товарной структуре экспорта топливно-энергетические товары занимали наибольшую долю как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ (69,1% и 48,1% соответственно). Сырьевые неэнергетические товары в структуре экспорта России в страны СНГ занимали почти 27,1%, в страны дальнего зарубежья – 23,1 процента. Машины и оборудование в структуре российского экспорта в страны СНГ имеют значительно больший вес, чем в структуре экспорта в страны дальнего зарубежья вследствие низкой конкурентоспособности их на мировом рынке.

________________

2 По данным Росстата за 2009 год.

 

Природно-ресурсный потенциал России.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведено около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых страны в конце 90-х гг. оценивалась почти в 30 млрд. долл., а прогнозный потенциал – в 150 трлн. долл. Российская Федерация располагает самыми крупными в мире разведанными запасами апатитов (64,5% общемировых), природного газа (35,4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), свинца (12%), меди (11%), одними из крупнейших в мире запасов золота, алмазов, платины и др.

 

Уровень инфляции.

Согласно данным Росстата, уровень инфляции в России за 2011г. составил - 6,6%. Это самый низкий уровень инфляции за последние 20 лет (с 1991г.)

В декабре 2011г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 100,4%, в том числе на продовольственные товары - 100,7%, непродовольственные товары - 100,3%, услуги - 100,3%. Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в декабре 2011г. составил 100,4%, с начала года - 106,6% (в декабре 2010г. - 100,7%, с начала года - 106,6%).

В декабре 2011г. цены на продовольственные товары выросли на 0,7% (в декабре 2010г. - на 2,1%). Цены на непродовольственные товары в декабре 2011г. увеличились на 0,3% (в декабре 2010г. - на 0,5%). Цены и тарифы на услуги в декабре 2011г. возросли на 0,3% (в декабре 2010г. - на 0,4%). Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по России в конце декабря 2011г. составила 9174,2 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,4% (с начала года - на 6,2%).

 

Внешний долг России.

Внешний долг РФ вырос до 538,940 миллиарда долларов на 1 января 2012 года с 488,940 миллиарда долларов на 1 января 2011 года, свидетельствуют предварительные данные Банка России.

Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2011 год на 50 миллиардов долларов, или на 10,2%.

В 2010 году, согласно скорректированным данным ЦБ, внешний долг России вырос на 21,695 миллиарда долларов, или на 4,6% - до 488,940 миллиарда долларов.

В 2009 году России удалось сократить внешний долг на 13,296 миллиардов долларов, или на 2,8% - до 467,245 миллиарда долларов.

Увеличением внешнего долга в 2011 году Россия обязана исключительно частному сектору, органы госуправления и денежно-кредитного регулирования немного сократили задолженность.

Нефинансовый сектор в 2011 году нарастил зарубежный долг на 31,543 миллиарда долларов, или на 10,6% - до 329,698 миллиарда долларов.

Банки увеличили задолженность перед нерезидентами на 19,799 миллиарда долларов, или на 13,7% - до 164,024 миллиарда долларов.

Органы государственного управления в 2011 году сократили внешнюю задолженность на 0,959 миллиарда долларов, или на 2,8% - до 33,566 миллиарда долларов.

Органы денежно-кредитного регулирования снизили уровень внешней задолженности на 0,382 миллиарда долларов, или на 3,2% - до 11,653 миллиарда долларов.

Внутренняя задолженность России

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млн. руб.) на 1 января 2012 года составляет 3 546 435,346 3

Дифференциация населения РФ по уровню доходов.

Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году несколько снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году, говорится в опубликованном 3 февраля мониторинге Минэкономразвития о социально-экономическом развитии РФ.

Дифференциация по доходам рассчитывается как соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2011г., по данным Росстатата, составила 23532 рубля и по сравнению с 2010г. выросла на 12,2%, в декабре 2011г. - 30856 рублей и выросла по сравнению с декабрем 2010г. на 11,3%.

Наиболее высокую заработную плату в январе-ноябре 2011 г. продолжали получать в таких видах экономической деятельности, как транспортирование по трубопроводам, финансовая деятельность, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (превышение общероссийского уровня в 2,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в текстильном и швейном производстве и в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (47% и 53% от общероссийского уровня соответственно). Средний размер заработной платы за 2011г. работников сферы здравоохранения составил 17046 руб. (75% от общероссийского уровня), работников сферы образования – 15156 руб. (66% от общероссийского уровня)

        ____________

3 По данным Минфина Российской Федерации за 2012 год.    

Средний размер трудовой пенсии на конец 2011г. вырос в реальном выражении на 9% и составил 8293 руб., что превысило прожиточный минимум пенсионера на 67,1% . Более высокие темпы роста пенсий по сравнению с темпами роста заработной платы привели к увеличению коэффициента замещения (соотношение средней пенсии к средней зарплате)

Прожиточный минимум в среднем на душу населения в III  кв.2011 года, по предварительной оценке, составил 6287 рубля с ростом к 2010 году на 6,2%. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 6792 рубля, пенсионеров - 4961 рубля и детей - 6,076 тыс. рублей.

 

                  Глава 2. Проблемы экономической безопасности России

2.1. Военно-экономическая безопасность.

Экономическая безопасность непосредственно связана с проблемой обеспечения военной безопасности государства, так как в этом вопросе все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое. Не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономики, поэтому представляется возможным рассмотреть экономическую безопасность в указанной сфере как военно-экономическую безопасность.
В научной литературе даются различные определения военно-экономической безопасности. Борисов В.В. и Фарамазян Р.А. отмечают, что военно-экономическая безопасность тесно связана с собственно военной безопасностью, составляя с ней единое целое, выступая в качестве ее подэлемента4. Пискунов А.В. подчеркивает, что военно-экономическая безопасность представлена как состояние военного сектора экономики, которое гарантирует его устойчивое функционирование в период вооруженного противоборства и

________________

4 Борисов В.В., Фарамазян Р.А. Стратегия военно-экономической безопасности России: усложняющиеся проблемы и трудные решения // Некоторые проблемы национальной безопасности. ИМЭМО РАН, 1998. С. 8.

 

обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей на уровне разумной достаточности5. Сурков М.С. характеризует военно-экономическую безопасность как состояние защищенности военного сектора экономики, при котором обеспечивается удовлетворение военно-экономических потребностей государства в условиях воздействия военных угроз и существующих в мирное время угроз в сфере военной экономики 6.
Таким образом, в широком плане военно-экономическую безопасность можно рассматривать, как способность военной экономики устойчиво поддерживать необходимую военную мощь и реализовывать военно-экономический потенциал в условиях воздействия военных угроз и существующих в мирное время угроз в сфере военной экономики.
Вместе с тем выделение военно-экономической безопасности в самостоятельную категорию вынуждает различать группы внутрисистемных показателей, характеризующих состояние и тенденции развития военной экономики, и надсистемных показателей, в которые показатели военной экономики входят своими составными частями.
Поэтому более логично рассматривать военно-экономическую безопасность как составную часть и вид военной безопасности. В этом случае в систему показателей военной безопасности можно ввести систему общих показателей, характеризующих состояние военной безопасности в целом, и частных показателей, оценивающих отдельно военно-экономическую безопасность.
Основополагающим показателем, характеризующим военно-экономическую безопасность государства, является допустимый уровень расходов на оборону и содержание военной организации государства, определяемый их долей в ВВП (уровень ежегодного финансирования военной организации государст-

________________

5 Пискунов А.В. Указ. соч. С. 8.

6 Сурков М.С. Военно-экономическая безопасность России в условиях возрастания угроз техногенного характера: Дисс. … канд. экон. наук. М., 2000. С. 46.

ва). Переходная экономика России, в условиях системного кризиса, оказа-

лась неспособной нести на себе бремя высоких военных расходов. До 1990 года СССР тратил на военные нужды, по различным оценкам, 13 — 15 % ВВП, что позволяло иметь Вооруженные Силы с большой численностью личного состава. Содержать такую огромную армию в условиях экономического кризиса стало невозможно, поэтому военные расходы были резко уменьшены и составили в годы реформирования экономики от 5,5 до 2,6 % ВВП. Большинство специалистов считают, что минимальный требуемый объем военных расходов должен быть на уровне 3,5 % от ВВП.

Важным показателем военно-экономической безопасности является соотношение расходов на содержание военной организации (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих, расходы на оплату горючего, транспорта и коммунальные расходы) и на ее техническое оснащение (НИОКР, закупки ВВТ, ремонт и капитальное строительство). Такой показатель называют долей расходов на содержание Вооруженных Сил.

Следующим показателем военной и военно-экономической безопасности является численность Вооруженных Сил. Еще в 1858 г. известный генерал от инфантерии Н.Н. Обручев справедливо обращал внимание, что если государство, обязанное заботиться о развитии всех сторон своей жизни, имея средства на содержание только 50000 войска, сформирует себе армию в 100000 и будет долго упорствовать в этой цифре, то неминуемо придет к одному из следующих результатов: 1) или, при цветущей военной стороне, все прочие начала его жизни начнут глохнуть; 2) или армия его, где каждые два человека будут жить содержанием, достаточным лишь одного солдата, подвергнется всевозможным лишениям, будет заваливать госпитали, терпеть большую смертность, опустится в нравственном отношении и вообще сделается непрочною, недоброкачественною; или же 3) если государство, не соображаясь с своими средствами, не будет ни в чем ограничивать своих расходов, оно быстро войдет в долги, по которым не в состоянии будет платить процентов, уронит свой кредит и постоянными дефицитами так расстроит свою финансовую систему, что не в силах будет содержать даже и небольшую армию. Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни. 
Обратимся в качестве примера к оценке численности вооруженных сил государства, исходя из параметров его территории и численности населения. Однозначной зависимости между численностью вооруженных сил и площадью территории, а также численностью населения страны не прослеживается. Так в Канаде на 1 тыс. квадратных километров территории приходится 6 военнослужащих, в США — 230, в Израиле — 10 тыс. человек. Если ориентироваться на канадский коэффициент, то в Вооруженных Силах Российской Федерации должно быть 100 тыс. человек, а по американскому коэффициенту — 3,4 млн. человек. Относительно населения страны различие в численности вооруженных сил составляет до 40 раз. В Индии численность вооруженных сил составляет 0,15% от общего числа населения, а в Ираке — 5,3 %. Наибольшая милитаризация населения наблюдается в Сирии, Северной Корее, Израиле и Греции, наименьшая — в Индии, Канаде, Китае и Японии. Если ориентироваться на средний приведенный коэффициент зависимости численности вооруженных сил от численности населения, то Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь 1,4 млн. человек, на американский коэффициент — 1,3 млн. человек, на среднеевропейский — до 1 млн. человек. 
Какой же можно сделать вывод? При рассмотрении военной безопасности с позиции угроз исходя из численности вооруженных сил государства ориентироваться необходимо, прежде всего, на требуемые уровни оперативно-стратегических задач обороны и безопасности страны, а среднестатистические коэффициенты должны учитываться лишь в качестве дополнительных условий.
Мировой опыт показывает, что оптимальной для государства в мирное время является численность Вооруженных Сил порядка 1% от численности населения страны. Граница оптимальной численности Вооруженных Сил России, по мнению военных экспертов, находится в пределах 0,8 — 1,2 млн. военнослужащих. На сегодняшний день, по словам министра обороны РФ Анатолия Сердюкова,  Численность Вооруженных Сил РФ запланирована на уровне 1 миллиона человек и больше сокращаться не будет.

Информация о работе Экономическая безопасность России, ее обеспечение