Эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы заключается в подробном и детальном изучении эффективности менеджмента организации, а так же критериев и показателей ее оценки.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:
показать необходимость управления хозяйственной деятельностью;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концепция оценки эффективности менеджмента 5
1.1. Общее представление 5
1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента……………………………7
1.3. Критерии и показатели эффективности управления……………………….9
Глава 2. Оценка эффективности менеджмента……………...…………………12
2.1. Социально-экономическая оценка эффективности…………………….…12
2.2. Пути повышения эффективности управления ……………….……….…..16
Глава 3. Эффективность на Российских предприятиях………………….……21
3.1.Возможности российских предприятий………………………………...….21
3.2.Есть ли альтернатива? …………………………………………………...….24
3.3.Как развивать управление на российских предприятиях……………...….25
Заключение………………………………………………………………….……29
Список литературы………………………………………………………….…...30

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.31 Кб (Скачать документ)

– высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;

– расширение объема выполняемых  организацией заданий;

– развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

– расширение уровня принятия решений.

Менеджеру следует помнить о  том, что делегирование заданий  и полномочий не освобождает его  от ответственности. Делегирование  – это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого  труда, позволяющая повысить его эффективность.

Выбор оптимальной организационной  структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени  повысить эффективность менеджмента  и результаты деятельности в целом.

Важную роль в деятельности предприятия  играют информационные системы, которые обеспечивают коммуникационные связи между сотрудниками и подразделениями.

Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

– создание единой компьютерной сети на предприятии;

– возможность доступа сотрудников  к информационным базам данных, отчетам  и иным материалам, связанным с  деятельностью фирмы в различных  областях, в том числе и инновационной;

– регулярная организация специальных  конференций для персонала разных уровней;

– визиты специалистов компании в  передовые подразделения для  обмена опытом и т.д.

Таким образом, существует большое  количество путей и методов повышения  эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

Повысить эффективность управления можно также, применяя различные  методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его  квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения  эффективности менеджмента в  зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся  системы управления.

Однако любому руководителю важно  осознавать, что наибольшая эффективность  управленческой деятельности будет  достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эффективность менеджмента на Российских предприятиях.

В течение ряда лет финская фирма  «Транзакта консалтинг» и Российская академия предпринимательства сотрудничают в оказании консалтинговой помощи. За этот период накоплен немалый опыт, позволяющий сделать некоторые  выводы о проблемах и возможных  путях развития управления российских компаний и экономики в целом. Два наиболее важных момента. Во-первых, рассмотрим возможности и условия его осуществления в современных российских реалиях, во-вторых, принципиальные задачи, которые должны быть отражены в программе развития эффективных управленческих систем для российских предприятий.

3.1 Возможности российских предприятий.

 

В последние годы в России появились  компании, в которых постепенно реализуются  эффективные управленческие системы. Некоторые из них превратились в  значимых субъектов внешних рынков. В мировых рейтингах динамически  развивающихся предприятий уже  можно встретить и российские.

Но если стоит цель, чтобы основная масса населения достигла среднего европейского уровня жизни в течение  ближайших 10 лет, то эффективная управленческая система должна работать по всей стране и на большинстве предприятий. Однако некоторые сегодняшние тенденции  в области законодательства, а  также в сфере политического  и экономического развития затрудняют повышение эффективности экономики  в целом и управления в частности. Достижению этой цели, например, мешают решения, которые усложняют образование  новых предприятий и ограничивают конкуренцию, создают базу для коррупции.

Конкурентная среда должна быть такой, чтобы в любой момент активные люди могли предложить альтернативу образованию на действующих предприятиях новых служб и подразделений  для решения задач развития. Если, допустим, в силу изменения рыночной конъюнктуры перед компанией вырисовывается потребность в образовании нового подразделения и найма соответствующих специалистов, то его руководство может наоборот сократить количество персонала и сосредоточиться на том, что предприятие умеет делать лучше других. Тем самым данная структура сохранит позиции на рынке. В целях же удовлетворения новых требований рынка она может помочь наиболее энергичным сотрудникам организовать собственные фирмы под ее товарным знаком. Следовательно, учреждение собственного предприятия и начальный этап его работы не должны быть труднее, чем, например, покупка билета в театр.

Несмотря на тяжелые условия, многим руководителям предприятий в  России все же удается создавать  эффективные управляющие системы. Общее свойство таких компаний в  том, что иерархические структуры  управления в них заменяются «плоскими  или низкими» («Lean Management»). Подобная система управления предполагает быструю  передачу информации от клиентов к  поставщикам, в частности, исключается  практика, при которой все вопросы, касающиеся двух или большего количества подразделений, решаются только между  их руководителями. Отказ от такой  практики потребует от руководителей  смелости делегировать полномочия и  способности воспринимать внешние  сигналы. Но еще большая смелость требуется от менеджеров и остального персонала, так как в указанной  ситуации они должны брать ответственность  за свои решения и действия на себя.

И все же главная проблема российской экономики не техническая и даже не инфраструктурная, а социально-экономическая  – отставание по уровню жизни от развитых стран. По разным данным, средняя  зарплата россиян составляет лишь 10-20% ее величины в странах – членах OECD. Такое же соотношение по показателю производительности труда. Думается, что  российские предприятия, для того чтобы  достичь среднеевропейской производительности, должны платить за труд адекватное вознаграждение. Ликвидация отставания экономики требует в первую очередь радикального повышения заработной платы в жесткой зависимости от результатов труда. Это, с одной стороны, усиливает заинтересованность работников в результатах труда и существенно повышает его производительность, а с другой, увеличивает внутренний спрос на товары и услуги.

Для того чтобы повысить производительность и зарплату, требуются значительные инвестиции на построение инфраструктуры, новую технику, переквалификацию людей. Понятно, что решение задач общероссийского  масштаба невозможно без участия  государства (например, в привлечении  крупных капиталовложений). Особенно это касается создания эффективной  системы управления безработицей и  разными социальными программами. Скандинавский опыт показывает, что  в данной сфере предприятия и  органы власти могут эффективно взаимодействовать (например, путем совместной организации  курсов переквалификации).

Основные ресурсы свободных  капиталов в мире сегодня сконцентрированы в американских, японских и европейских  инвестиционных фондах, по большей  части в пенсионных. Последние, как  правило, проводят консервативную и  осторожную инвестиционную политику. Для того чтобы привлечь их средства в Россию, требуется ряд институциональных  преобразований. Важнейшее из них  – вступление в ВТО, условиями  чего являются понижение импортных  пошлин, устранение разных технических  и бюрократических ограничений  конкуренции и либерализация  торговли (в том числе и электроэнергией).

Вступление в ВТО, несомненно, обострит конкуренцию на российском рынке. Так, сильно усложнится положение в целлюлозно-бумажной и автомобильной отраслях, сфере  услуг и машиностроении. В то же время отказ от вхождения в  данную и другие международные организации  и общества грозит, на наш взгляд, худшими вариантами развития. Самый  вероятный в этой ситуации сценарий – возврат к закрытой экономической  системе. Возможны также государственный  капитализм с чертами, свойственными многим азиатским странам, или латиноамериканский тип капитализма с его многочисленными антагонизмами.

3.2.  Есть ли альтернатива?

 

Вероятно, России больше подходит европейская модель развития в широком смысле слова. Ее главная особенность заключается в определенном балансе интересов государства, предприятий (и их собственников), профсоюзов и других общественных организаций. Кроме того, европейская модель (как американская и японская) включает высокий уровень заработной платы и производительности труда. Но в отличие от американской в ней выше степень социального обеспечения населения, а от японской – прозрачная конкурентная среда. И, наконец, ей присуща эффективная система управления в масштабе всего общества, а не только на отдельных предприятиях. Последний момент представляет, на наш взгляд, особый интерес.

Формирование такой системы  означает, во-первых, что внутри предприятий производится замена функциональных и бюрократических организационных структур на внутрифирменные предпринимательские команды. Во-вторых, крупные компании осуществляют отделение («акционирование») многих функций и направлений, при этом одновременно поощряется создание малых предприятий во всех сферах экономики, в том числе в здравоохранении и социальном обеспечении. В-третьих, происходит автоматизация разных контрольных и учетных функций, связей между предприятиями (в первую очередь в государственных, региональных и муниципальных образованиях).

России применение эффективной  управленческой системы гарантирует  развитие по самому привлекательному сценарию и позволит многократно  повысить производительность труда. Отсюда ужесточение конкуренции на внутреннем рынке, что заставит компании оставить только тех, кто будет занят производительным трудом и созданием новой стоимости. Это повысит их конкурентоспособность не только внутри страны, но и за ее пределами. В таких условиях международным инвестиционным фондам станет выгодно инвестировать в российские предприятия, а международным корпорациям вместо импорта организовать производство товаров и услуг в России. Кроме того, все это приведет к росту доходов населения и соответственно спроса на товары и услуги. Привлекательность страны как объекта капиталовложений начнет расти темпами, сравнимыми с теми, которые имеют место в Китае.

Объективности ради напомним, что  при этом увеличится безработица  и обострится конкуренция на внутреннем рынке со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. Но такой ход событий, как показывает опыт развитых государств, не катастрофа. Высокие темпы экономического роста дают возможность собрать  больше налогов и финансировать  создание эффективных систем социального  обеспечения и трудоустройства  и подготовку профессионального  персонала для них.

3.3.  Как развивать управление  на российских предприятиях

 

Финляндия после 1980 г. является прекрасным доказательством того, что направление  развития может быть изменено, если в стране понимают требования глобальной экономики. Каждой стране, по мнению Портера, стоило бы извлечь урок из финского опыта, при этом упор должен быть сделан именно на эффективном управлении.

Конечно, в России нельзя скопировать  финский опыт, не учитывая внутренних особенностей (по крайне мере мы можем  перечислить десятки сфер деятельности, где он вообще не применим). Те факторы, которые в Финляндии содействуют повышению эффективности управления. Окончательный же ответ на вопрос, как развивать управление на российских предприятиях, оставим открытым. Каждый читатель может решить, что из нижеизложенного можно применять в России, а что нет.

Эффективное взаимодействие невозможно без высокой технологии, развитого  макроэкономического окружения  и прогнозируемого, стабильного  общественного регулирования. Оно, кроме того, требует компетентных людей с высокой мотивацией и  их способности извлекать из ресурсов все возможные результаты в интересах  человека и природы.

Повышение эффективности управления включает множество задач. Основные из них относятся к уточнению концепции управления, реорганизации управленческих процессов на предприятии и перестройке организационных структур в сторону самоуправления и предпринимательства, интеграции стратегического планирования и оперативного управления, усилению индивидуальной ответственности, сознательности и мотивации работников и, наконец, ко всесторонней автоматизации операций и процессов.

Развитие управления начинается с  определения миссии, стратегии и  ценностей на основе анализа прошлого и видения будущего. Главное требование управления в создании новой стоимости  для предприятия и клиента. Поэтому  соответствие миссии и стратегии  потребностям рынка и единое их понимание  всем персоналом – своего рода идеологическая основа управления. Когда весь персонал одинаково представляет миссию и стратегию предприятия, тогда каждый член коллектива – будь то руководитель или рядовой работник – понимает смысл своего труда и умеет реализовать способности в интересах дела и личных одновременно. Эти две стороны одной медали решают больше половины всех проблем управления, так как подталкивают к самоуправлению. С этого начинается переориентация людей.

Для повышения эффективности необходима горизонтальная интеграция традиционных функций управления и переработки  продукции. Маркетинговые, закупочные и производственные подразделения  тех или иных компаний включаются в сквозные команды. Последние новации  в этой сфере – создание предпринимательских команд, в которых объединяются не только внутрифирменные подразделения, но представители (и команды) клиентов и поставщиков. Функции и операции, которые не повышают стоимости продукции, ликвидируются или продаются предприятиям, способным извлекать из них прибыль.

Информация о работе Эффективность