Формы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание

В рамках курсовой работы рассмотрены понятия самого предприятия, его признаки, основы, различные теории фирмы. Особое внимание уделено формам и стратегическому планированию предприятий, в основе которого лежит эффективное функционирование. Все эти понятия относятся к отдельным аспектам предприятия, которые нужно собрать воедино, чтобы получить успешный и эффективный механизм работы предприятия. Потому что именно от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных благах населения страны.

Содержание

Введение.
1. Предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект.
1.1 Формы предприятий.
1.2 Теория Фирмы.
2. Место предприятия в системе рыночных отношений.
2.1. Предприятие в различных рыночных структурах.
3. Факторы производства и эффективное функционирование предпри-ятия.
4. Классификация предприятий по видам экономической деятельности.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Формы предприятий.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

  Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина.         Важное значение, поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п.

  В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты, торговые марки и т.п., но в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

  При значительной дифференциации производимой продукции трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогичный продукт или услугу. Границы отрасли нередко оказываются размытыми. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию, а с другой стороны, тайный сговор между ними и проведение единой рыночной политики затруднительны, как практически невозможны предсказание и учет действий всех участников монополистической конкуренции.

  Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

  Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

  В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3–4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6–8 предприятиями.

  Олигопольная ситуация обычно порождается наличием высоких барьеров для вступления в отрасль. Они могут быть связаны с эффектом масштаба – экономически эффективным в ряде отраслей (например, в автомобильной промышленности) оказывается только крупномасштабное производство, патентной монополией (например, в наукоемких отраслях), монопольным контролем над редкими источниками сырья (например, в нефтедобыче), высокими расходами на рекламу (например, в производстве прохладительных напитков или шоу-бизнесе), другими естественно сложившимися или искусственно созданными барьерами.

  Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость – число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

  В условиях олигополии возможны два варианта поведения предприятия: некооперативное и кооперативное. При некооперативном поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на действия или возможную ответную реакцию со стороны других фирм отрасли. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего ценовую войну. Ценовая война – постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

  При кооперативном поведении предприятия-олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию.

  Укажем также на некоторые другие формы несовершенной конкуренции, с которыми может столкнуться предприятие на различных рынках.

  Самым «плохим» для потребителя случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам.

  Цены могут различаться в зависимости от дохода потребителя, объема потребления, времени покупки и т.п., т.е. их различия никак не связаны с различием издержек (затрат на производство). Предприятия, использующие ценовую дискриминацию, обычно присваивают часть потребительского излишка.

  Совершенно иная ситуация складывается для потребителя в условиях монополии – монополии со стороны покупателя. Покупатель-монополист имеет возможность покупать предлагаемые экономические блага по наиболее низкой цене.

  Особой ситуацией является двусторонняя монополия. Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой монополисту противостоит монополист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

 

3.Факторы производства и эффективное функционирование      предприятия.

  Факторы производства – это используемые предприятием в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Всего факторы производства подразделяются на 2 вида: материальные ресурсы (земля, сырьевые ресурсы, капитал) и людские ресурсы (труд, предпринимательская способность). Остановимся на каждом подробнее.

  К понятию земля относятся все естественные природные ресурсы, которые применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.

  Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю.

  Различают понятия реальный капитал - это инструменты, машины и др. производительное оборудование (экономический ресурс), и финансовый капитал - деньги и близкие к ним финансовые инструменты - акции, облигации и т.п. (экономическим ресурсом не является).

  Фирмы делят капитал на два типа: основной и оборотный. Основной капитал состоит из объектов, не изменяющих свою форму в процессе производства (здания, оборудование и т.п.). Оборотный капитал - это все предметы, которые "потребляются" в процессе производства, т.е. принимают какую-то другую форму. Фирма включает в оборотный капитал средства, которые используются на текущие расходы (покупку материалов и заработную плату).

  Процесс производства и накопления реальных капитальных товаров называется инвестированием.

  Термином труд обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

  Значение термина предпринимательская способность раскрывается в его определении.

  Предпринимательская способность — набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый риск.

  Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах, определяемых отношениями собственности на используемое имущество (капитал), а именно:

  1. Предполагает сочетание в одном лице собственника имущества (капитала) и непосредственного организатора предприятия (администратора, менеджера). При этом конкретное физическое лицо или группа лиц, являющихся собственниками имущества (капитала), сами определяют сферу приложения собственного капитала, организуют свое дело и управляют им, начиная от производства продукции (услуг) и кончая их реализацией.

  2. Осуществляется индивидом на правах хозяйственного ведения. Это означает, что предприниматель не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, определенных законом или иными правовыми актами. Здесь предполагается, что предприниматель не является собственником, хотя и получает (на основе заключенного с собственником договора) определенные права по использованию данного имущества.

  Способ использования вышеуказанных факторов определяют степень эффективности функционирования самого предприятия. Для эффективного функционирования предприятия следует рассмотреть его стратегическое планирование.

  Планирование - это один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

  В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

  Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования.

  В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

  Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет — для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.

  Часто в рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом которого является разработка и анализ стратегии предприятия — совокупности взаимосвязанных решений по узловым направлениям внутренней и внешней деятельности предприятия.

  Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

  Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж и существует скорее в виде стандартов поведения, а характеризуется качественными и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде.

  Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.

  1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности?

  Цикл развития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизация и спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трех состояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации; необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны свои стратегические цели.

  2. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия?

  Доля рынка — средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость роста зависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры предприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности продукции. Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всей его экономики.

  3. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности?

  Обеспеченность ресурсами накладывает ограничения на возможности развития предприятия, что необходимо учитывать при целеполагании. Риск, возникающий из-за непредсказуемости поведения внешней среды, также можно рассматривать в ряде случаев в качестве ограничивающего фактора. Анализ коммерческого и финансового риска обязателен при оценке имеющихся ресурсов.

  4. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия?

  Уровень развития социальной сферы на предприятии в некоторой степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом уровне заработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые удобства. Соответствие производственных процессов экологическим нормам является необходимым условием нормальной производственной деятельности.

  Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы — дополнены количественными показателями.

  Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

— объем продаж;

— темп роста  объема продаж;

— размер прибыли;

— норма прибыли  на совокупный капитал;

— рентабельность продаж;

— доля на рынке.

  Базисным показателем деятельности предприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Информация о работе Формы предприятий