Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

Содержание

Глава 1. Сущность и классификация нетарифного регулирования во внешней торговле
1.1. Понятие и сущность нетарифного регулирования
1.2. Виды нетарифного регулирования
1.3. Основные методы регулирования внешней торговли.
Глава 2. Роль и перспективы развития нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
2.1. Особенности и значение нетарифного регулирования во внешней торговле Российской Федерации
2.2. Перспективы развития нетарифного регулирования во внешнеторговой политике Российской Федерации
2.3. Возможности применения нетарифного регулирования в условиях финансового кризиса с учетом вступления РФ в ВТО
Глава 3 Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
3.1 Общая характеристика нетарифных мер регулирования внешней торговли
3.2 Понятие демпинга
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

тнк.docx

— 25.19 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Глава 1. Сущность и классификация  нетарифного регулирования во внешней торговле

1.1. Понятие и сущность нетарифного регулирования

1.2. Виды нетарифного регулирования

1.3. Основные методы регулирования  внешней торговли.

Глава 2. Роль и перспективы  развития нетарифного регулирования  во внешней торговле Российской Федерации

2.1. Особенности и значение  нетарифного регулирования во  внешней торговле Российской Федерации

2.2. Перспективы развития  нетарифного регулирования во  внешнеторговой политике Российской Федерации

2.3. Возможности применения  нетарифного регулирования в  условиях финансового кризиса  с учетом вступления РФ в ВТО

Глава 3 Антидемпинговые  меры в системе нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности

3.1 Общая характеристика  нетарифных мер регулирования  внешней торговли

3.2 Понятие демпинга

Список литературы

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и классификация  нетарифного регулирования во внешней  торговле

    1. Экономическая сущность и виды нетарифного регулирования 
      Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений. При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных. Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров

 

1.2. Основные методы регулирования  внешней торговли

   Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. 
  Государственное регулирование международной торговли может быть: 
- односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с её торговыми партнёрами.  
- двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами 
- многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. 
   В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. 
  Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. 
   Таможенные пошлины выполняют три основные функции: 
- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; 
- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; 
- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. 
Классификации таможенных пошлин: 
   По способу взимания: 
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости); 
- специфические - начисляются в установленном размере за единицу оолагаемого товара (например, 10 долл. за 1т); 
- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т). 
  По объекту обложения: 
- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны; 
- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства; 
- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. 
   По характеру: 
- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной; 
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране; 
- компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. 

   По происхождению:  
- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны; 
- конвенционные (договорные)  пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе; 
- преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.  
   По типам ставок: 
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно; 
- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться. 
   По способу вычисления:  
- номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;  
- эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Нетарифные методы регулирования международной торговли. 
  В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые.  
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Тесно связан с квотированием другой вид регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием. Лицензирование - это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

1.3. Особенности и значение  нетарифного регулирования во  внешней торговле  Российской  Федерации

В Российской Федерации современный  порядок регулирования внешнеэкономической  деятельности установлен Федеральным  Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». 
Торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. ВТО оказало влияние на систему нетарифных мер в России и необходимость ее приведения в соответствие с международными соглашениями. А для России это значит ослабление административных мер воздействия на внешнюю торговлю. Например, если ранее действовавший Федеральный закон от 13.10.1995 №157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" позволял Правительству РФ вводить количественные ограничения экспорта и импорта в отношении любых товаров, то в соответствии с Законом № 164 – ФЗ от 08.12.2003 Правительство РФ может устанавливать количественные ограничения только в исключительных случаях и только в отношении ограниченной группы товаров. 
   В 2011 году система нетарифных ограничений в РФ претерпела структурные изменения. Если раньше (90-е года) основными нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и лицензирование экспортных поставок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль; то сейчас появился ряд мер, связанных с защитой внутреннего рынка (тарифные квоты, эмбарго) и отечественных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры). 
   На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п. 
   Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства Российской Федерации были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий. 
В 2011 году нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп: 
1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю; 
2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации; 
3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов; 
4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров; 
5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза. 
   В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В 2011 году контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются Правительством РФ на драгоценные металлы и алмазы. Квоты на драгметаллы позволяют использовать определенную их часть для производства ювелирных изделий на экспорт. Одновременно экспорт сырья цветных металлов с содержанием драгметаллов разрешается при условии, если полученная валютная выручка, оставшаяся после обязательной продажи части ее государству, будет направлена на поддержание производства, реконструкцию и технологическое переоснащение. 
   Импортные квоты в России действуют в целях защиты  внутреннего рынка и часто устанавливаются после отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной продукции или проведенных антидемпинговых расследований, в частности в отношении импорта из Украины стальных труб большого диаметра (2009 г.). Результатом другого антидемпингового расследовании стало введение с начала 2003 г. Квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три года. Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 €/кг). В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее время установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке. 
   С 2010 года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России. Размер тарифной квоты на сахар-сырец имеет тенденцию к повышению: с 3,65 млн. т (в 2010 -2012гг.) до 3,95 млн. т в 2009 г.  
   Лицензирование импорта в России осуществляется в соответствии с указами Президента РФ, в основном, в отношении ввоза драгоценных природных камней и металлов, ядерных материалов (технологии, оборудование, источники радиоактивного излучения, включая отходы), спирта этилового, химических средств защиты растений, продукции, работ и услуг военного назначения в целях контроля. В отдельные периоды лицензирование импорта осуществляется в целях защиты отечественных производителей. Так, например, в 1998 – 2000 гг. действовали квоты и лицензии на ввоз цветных телевизоров из Японии. В 2012 в России установлена единообразная система лицензирования в соответствии с международными соглашениями в рамках ВТО. 
   «Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам российской стали на их рынок после проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство, ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи с невыполнением компаниями обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности