Анализ финансирования и планирования учреждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:17, дипломная работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
3.2 Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их финансирования
3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Работа состоит из  1 файл

Анализ финансирования и планирования учреждений здравоохранения.doc

— 747.00 Кб (Скачать документ)


 Свободный расчет стоимости Территориальной программы

проводится по формуле:
 i i i i

Стпг = SUM /(Вс/п* Sвс/п) + (nк/д*Sк/д)+(V*S)+(Дс*Sд/с)//1000*N + затраты на (2.2)
 другие виды медпомощи 

 и АУП системы ОМС

 

 Где С тпг - стоимость территориальной программы государственных гарантий;

В с/п - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 жителей;

Sвс/п - расчетный территориальный норматив финансовых затрат

на один вызов скорой медицинской помощи;

 i

n к/д - норматив числа койко/дней на 1000 жителей;

Sк/д - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на

один койко-день;

Vi - норматив числа посещений на 1000 жителей;

Sv - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на

одно врачебное посещение;

Дс - норматив числа дней лечения в дневных стационарах;

Sд/с - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на

один день пребывания в дневном стационаре;

N - среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства экономики Российской Федерации (соответственно субъекта Российской Федерации) на расчетный период.

При наличии достаточных финансовых возможностей в Территориальных фондах обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее – ТФОМС) предлагаемый вариант расчетов Территориальной программы может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности в финансировании Программы за счет "собственных" финансовых источников.

При планировании деятельности учреждений здравоохранения на микроуровне используются следующие формулы, отраженные в таблице 2.2 
Таблица 2.2 - Формулы, используемые для планирования деятельности учреждений здравоохранения


Наименование показателя


 Формула


 Составляющие


 


Среднегодовое количество коек


Кcр = К н + (К к – К н ) n/12,


Где Кср – среднегодовое количество коек;

 Кн - количество коек на начало года;

 Кк -количество коек на конец года;

 n - число месяцев функционирования вновь развернутых коек. 


 


Количество койко-дней 


Ккд = Чк * Кср,


Где Ккд -количество койко-дней;

 Чк – число дней функционирования койки в год;

 Кср – среднегодовое количество коек.                               


 


Годовой фонд заработной платы
 


ФЗПг = Кср * ЗПк,
 


Где ФЗПг – годовой фонд заработной платы,

 ЗП - средняя заработная плата на одну койку в год.


 


Расходы на медикаменты
 


Рм = Nр * Ккд,
 


Где Рм – расходы на медикаменты в стационарах;

Nр – норма расходов на медикаменты;

Ккд – количество койко-дней.

 


Расходы на канцелярские и хозяйственных нужды
 


Ск = Nр * Кср,
 


Где Ск – сумма канцелярских и хозяйственных расходов, 

Nр – норма расходов на одну койку в год.

Кср – среднегодовое количество коек.                               


Расходы на мягкий инвентарь


Рми = Рднк + Рдк,
 


Где Рми - расходы на мягкий инвентарь;

 Рднк - расходы на дооборудование новых коек; Рдк -расходы на оборудование прежних коек.
 


Расчет прироста коек


Пк = Кк – Кн,
 


Где Пк – прирост коек за год;
 

 

 

 


Кк – количество коек на конец года;

Кн – количество коек на начало года.
 

 


Расходы на дооборудование новых коек 
 


Рднк = Пк * Nднк,
 


Где Рднк – расходы на дооборудование новых коек,

 Nднк – норма расходов на дооборудование одной койки.
 




Далее определяется свод всех расходов:
 Ср = ФЗП + Нфзп + Срм + Срк + Срп +Сми, (2.3)
Где Ср – общая сумма расходов,

ФЗП – фонд заработной платы и административно – управленческого персонала;

Нфзп – начисления на фонд заработной платы;

Срм – общая сумма расходов на медикаменты;

Срх – сумма хозяйственных и канцелярских расходов;

Срп – сумма расходов на питание;

Сми – сумма расходов на мягкий инвентарь. 

Итог сметы – свод затрат по всем статьям расходов.

При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один – три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонение по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управленияздравоохранением./6/. Исходя из вышеизложенного отметим следующее:

- нормативная база, используемая для планирования деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях, унаследована от командно-административной системы управления здравоохранением;

- старые стоимостные нормативы не пересматривались много лет и механически корректируются с помощью индексов – дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом;

- потребности в финансировании, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются Министерству здравоохранения Российской Федерации и корректируются им в сторону уменьшения; Сметное планирование воспроизводит затратный тип хозяйствования и не создает у учреждения стимулов к более рациональному использованию ресурсов. 


2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование

Самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

К источникам финансирования относятся:

1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;

2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС);

3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС);

4. Средства предприятий;

5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;

6. Благотворительная помощь

Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.2





Рисунок 1. 2 - Источники финансирования учреждений здравоохранения
Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.

Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная администрация определяют порядок формирования и использования денежных средств. 

Модель финансовых потоков в здравоохранении можно представить в соответствии с рисунком 2.2.





Рисунок 2.2 - Модель финансовых потоков учреждения здравоохранения
 Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов /13/.

Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру в 2006 –2008 годах представлена в таблице 1.2 и на рисунке 2.3/14,15,16/.

Для расчетов, приведенных в таблице, использовались показатели валового внутреннего продукта (далее ВВП), который в 2006 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2007 году – 10950,0 млрд рублей, а в 2008 году составляет 13050, 0 млрд рублей.
Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы


 
Раздел федерального бюджета


 2006 год


 2007 год


 2008 год


млн рублей 


 В процентах


млн рублей 


 В процентах


Млн рублей 


 В процентах


Фактически исполнено


 ВВП


Удельный вес


Ожидаемое исполнение


 ВВП


Удельный вес


Утверждено законом


 ВВП


Удельный вес


Расходы , всего

В том числе:


1321903


14,6


100


2106031


19,2


100


2345641


17,9


100


Здравоохранение и физическая культура


23085,1


0,26


1,7


31469,8


0,29


1,5


39344,8


0,3


1,7




 

 

 


Рисунок 2.3 - Динамика расходов на федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы

Как видно из таблицы 1.2 расходы на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта . Развитые страны Западной Европы , Япония расходуют на цели здравоохранения 8-10 % валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки – свыше 13% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны/10/.

 Данные приведены в таблице 2.2 и на рисунке 2.4
Таблица 2.2 - Общие расходы на здравоохранение к ВВП в зарубежных странах в 2007-2009 годах В процентах 


 Страна


 2007


 2008


 2009


 США


 12,9


 13,0


 13,0


 Германия


 10,6


 10,7


 10,6


 Франция


 9,3


 9,4


 9,5


 Великобритания


 6,8


 7,1


 7,3


 Чехия


 7,1


 7,2


 7,2


 Венгрия


 6,9


 6,8


 6,8




 

 

 


Рисунок 2.4 – Расходы на здравоохранение в развитых странах и России в 2008 году

Из приведенных данных видно, что общие расходы на здравоохранение в процентах к ВВП в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой значительно выше, чем в Российской Федерации.

Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности. 

 Структура расходов на здравоохранение согласно приложения 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год» /16/ определена следующим образом, данные представлены в таблице 2.3 и на рисунке 2.5
Таблица 2.3 - Структура расходов на здравоохранение в 2008 году

 В тысячах рублей


Наименование расходов
 


 Сумма


Здравоохранение ВСЕГО

В том числе:


31738026,2


Государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность


569203,7


Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу


563223,1


Государственные капитальные вложения


750700,0


Образование


4422192,4


Больницы, родильные дома, клиники,

Госпитали ,поликлиники, амбулатории


7487418,2


Санатории


1277735,0
 


Целевые расходы на оказание

Дорогостоящих видов медицинской помощи

Гражданам Российской Федерации


2 996 614,5
 


Федеральные целевые программы
 


2193750,0


Санитарно-эпидемиологический контроль


5106436,1


Прочие расходы


6370753,2

Информация о работе Анализ финансирования и планирования учреждений здравоохранения